№ 2-936/2024
УИД 22RS0068-01-2023-008356-89
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2024 года г. Барнаул
Центральный районный суд .... края в составе:
председательствующего Корольковой И.А.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора .... в интересах ФИО2, ФИО3 к КЖКХ .... о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
прокурор .... обратился в суд в интересах ФИО2, ФИО3 с иском к КЖКХ .... о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование требований указывает на то, что прокуратурой города проведена проверка по обращению истца о нарушении жилищных прав. Установлено, что семье для проживания предоставлена .... в жилом доме по .... в .....
Межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании многоквартирного жилого дома по .... в .... аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ №-р собственникам установлен срок для сноса дома. До настоящего времени КЖКХ .... истцам не предоставлено жилое помещение на условиях социального найма.
Заявлены требования об обязании КЖКХ .... предоставить на основании договора социального найма истцам благоустроенное равнозначное занимаемому жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах ...., общей площадью не менее 37 кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечена администрация .....
В судебном заседании помощник прокурора .... на удовлетворении требований настаивал по доводам искового заявления, указал на то, что в настоящее время в доме нельзя проживать, поскольку имеется угроза обрушения.
Представитель ответчика КЖКХ ...., третьего лица администрации .... в судебном заседании с требованиями не согласились.
Материальные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке с учетом положений ст. 167 ГПК РФ. Заявлений об отложении разбирательства в адрес суда не поступало.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст.2, ст.21 ч.1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В силу ч.9 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства входит в компетенцию органов местного самоуправления.
В соответствии ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Решением Барнаульской городской думы от 30 марта 2012 года № 720 утверждено Положение о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, согласно которого основанием для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, является заключение межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании жилого помещения несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и распоряжение администрации города о дальнейшем использовании жилого помещения (многоквартирного дома), сроках отселения граждан.
Как установлено судом, на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 для проживания предоставлена .... в ..... Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен в качестве члена семьи ФИО3 Данным договором оформлено ранее существовавшее право истцов на жилье.
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 17 апреля 2017 года многоквартирный дом по ул.Пролетарская, 180 г.Барнауле признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации г. Барнаула от 11 мая 2017 года №136-р установлен срок выполнения работ по сносу дома до 17 апреля 2019 года, а также указано на то, что гражданам, проживающим в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, будут предоставлены другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма в порядке, установленном ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Положение о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, утв. Решением Барнаульской городской Думы 30 марта 2012 года №720, также предусматривает предоставление жилых помещений по договорам социального найма нанимателям жилых помещений в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Правовые позиции о компенсационном характере предоставляемого жилого помещения взамен подлежащего сносу содержатся и в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", а также Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года №1368-О-О.
При этом с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (Вопрос 3), а также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим носу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть постановлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Как следует из буквального толкования распоряжения, срок отселения в отношении нанимателей истек.
Выселение нанимателя из занимаемого по договору социального найма жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения взамен аварийного направлено на обеспечение права нанимателя на проживание в жилом помещении, принадлежащем наймодателю и пригодном для постоянного проживания состоянии.
В отзыве представитель КЖКХ .... сообщает, что спорный многоквартирный дом не включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года», утвержденную постановлением .... от ДД.ММ.ГГГГ №.
Расселение дома будет проведено по мере поступления ассигнований в бюджет города.
При изложенном, у материальных истцов не имеется препятствий обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Согласно технического заключения ООО «Алтайское Бюро Оценки» от 2017 года физический износ жилого дома по .... составляет 63%.
Визуальный осмотр и инструментальный контроль жилого дома показал, что он находится в недопустимом состоянии.
Эксплуатационные характеристики свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения конструкций, что представляет угрозу для жизни и здоровья людей и сохранности их имущества.
Жилой дом на момент обследования находится в аварийном техническом состоянии и не пригоден для проживания.
Судом техническое заключение принимается как доказательство, на котором может быть основано решение. У суда не имеется оснований сомневаться в верности сделанных выводов. Ответчиком заключение не оспорено по каким-либо основаниям.
Оценивая позицию о том, что истцы в установленном законом порядке не признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, что является обязательным условием для незамедлительного их обеспечения жилым помещением, суд не соглашается с ней.
Согласно статье 49 (часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статья 52 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из указанных норм в их взаимосвязи предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Вместе с тем, законодатель устанавливает исключение из общего порядка предоставления жилых помещений, в случае если помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания.
Так, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 376-О-П указано, что ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Вместе с тем, в п. 2 этого определения указано, что из предписаний статьи 1, части 1; статьи 7, части 1; статьи 18; статьи 19, частей 1 и 2 Конституции Российской Федерации, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье.
Таким образом, Конституционный Суд исходит из необходимости установления вышеуказанных условий при решении вопроса о предоставлении гражданам в случае, предусмотренном п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилого помещения по договору социального жилищного найма.
Вместе с тем, из толкования статей 86, 89 Кодекса в совокупности с вышеприведенными иными нормами жилищного законодательства следует, что юридически значимым обстоятельством в рамках настоящего дела является не только признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, но и объективная нуждаемость проживающего в жилом помещении лица во внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма, одним из критериев которого является признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилом помещении в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что материальные истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны. Данные сведения подтверждены.
Суд полагает, что соблюдение административного порядка по признанию гражданина нуждающимся в жилом помещении и малоимущим путем вынесения соответствующего постановления КЖКХ ...., является одним из способов признания права.
Не соблюдение данного порядка не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, при установлении объективной нуждаемости проживающего в жилом помещении лица во внеочередном обеспечении жилым помещением.
Согласно сведений Филиала Роскадастр в собственности у истцов не имеется жилых помещений.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о наличии опасности для жизни и здоровья истцов с учетом фактического состояния аварийного жилого дома, требующая незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение.
Данных о принятии мер муниципалитетом по переселению истцов материалы дела не содержат. Маневренное жилье истцам не предоставлено, оплата аренды не производится.
При изложенном, суд полагает необходимым возложить обязанность по предоставлению жилья для защиты интересов граждан.
Определяя надлежащего ответчика, суд руководствуется следующим.
Согласно ныне действующей редакции Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края (принят Решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года N 71) к полномочиям администрации города Барнаула в области строительства, транспорта и связи относится принятие решений о дальнейшем использовании жилых помещений, сроках отселения граждан в случае признания в установленном порядке дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
К вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 57 ранее действовавшего Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края администрация г. Барнаула выделяет для предоставления в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с Положением о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу основанием для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, является заключение межведомственной комиссии города Барнаула для оценки жилых помещений о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - заключение) и распоряжение администрации города о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, сроках отселения граждан (далее - распоряжение) (п. 1.3 в ред. Решения Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2016 года N 578).
Сроки переселения граждан не должны превышать трех лет с момента принятия распоряжения, предусмотренного пунктом 1.3 Положения, за исключением случаев, установленных абзацем 2 настоящего пункта (в ред. Решения Барнаульской городской Думы от 22 декабря 2017 года N 55).
В случае включения многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, определенный региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", сроки переселения граждан устанавливаются в соответствии с указанной программой (п. 1.4 в ред. Решения Барнаульской городской Думы от 21 февраля 2014 года N 261).
Финансирование расходов, связанных с переселением граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, является расходным обязательством городского округа - города Барнаула Алтайского края. Финансовое обеспечение осуществляется в пределах средств бюджета города на соответствующий финансовый год.
В целях принятия постановления администрации города о предоставлении жилых помещений гражданам по договорам социального найма наниматели в течение месяца с момента принятия распоряжения, предусмотренного пунктом 1.3 Положения, представляют в комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула документы по перечню.
Установлено, что решением Барнаульской городской думы от 29 октября 2021 года №784 внесены изменения в Положение о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденное решением городской Думы от 24 февраля 2012 года N 694. К основным функциям комитета отнесено принятие решений о предоставлении муниципальных жилых помещений гражданам, проживающим в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в том числе во исполнение судебных решений.
Следовательно, с 1 ноября 2021 года вопрос о принятии решений о предоставлении жилых помещений взамен аварийного жилья относится к полномочиям комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула
На основании приведенных норм обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается судом на КЖКХ г.Барнаула. После предоставления жилого помещения комитет в установленный срок обязан заключить с истцом договор социального найма.
Определяя площадь подлежащего предоставлению жилого помещения, суд исходит из следующего.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Аналогичные положения о равнозначности жилого помещения предусмотрены в Положении о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу.
Исходя из договора социального найма от 20 сентября 2018 года, истцам предоставлена квартира общей площадью 37 кв.м. Иные материалы дела подтверждают указанную площадь.
Таким образом, общая площадь подлежащего предоставлению жилого помещения должна составлять не менее 37 кв.м.
Требований об установлении срока исполнения решения прокурором не заявлено с учетом наличия угрозы жизни и здоровью истцов.
Поскольку имеется угроза обрушения здания, имеются основания для незамедлительного принятия решения о предоставлении истцам жилья.
При этом принимается во внимание то обстоятельство, что проживанием истцов в жилом помещении создается угроза для их жизни и здоровья.
На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Возложить обязанность на КЖКХ .... предоставить по договору социального найма ФИО2, ФИО3 жилое помещение в границах муниципального образования городской округ .... края взамен аварийного жилого помещения, равнозначное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта .... края, общей площадью не менее 37 кв.м.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Королькова И.А.
....
....