Решение по делу № 33-642/2024 от 17.01.2024

г. Сыктывкар      Дело №2-139/2023 (№33-642/2024)

                             УИД: 11RS0002-01-2022-003751-07

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрела в судебном заседании 25 января 2024 года дело по апелляционным жалобам администрации МО ГО «Воркута» и МБУ СДУ МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 февраля 2023 года и дополнительное решение от 17 октября 2023 года, по которым

исковые требования Козлова Е.Е. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» об установлении тарифной ставки, перерасчете заработной платы, взыскании индексации, компенсации морального вреда, удовлетворены частично.

Обязано муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Козлову Е.Е. тарифную ставку (оклад):

с <Дата обезличена> г. - 19335,46 руб.;

с <Дата обезличена>. - 19518,03 руб., произвести перерасчёт заработной платы, отпускных с <Дата обезличена> года и выплатить задолженность с учетом процентов, предусмотренных ст. 236 Трудового кодекса РФ по день вынесения решения суда.

Взыскана с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Козлова Евгения Евгеньевича компенсация морального вреда в размере 5000 руб.

В остальной части требований Козлову Е.Е. отказано.

Взыскана с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственная пошлина в размере 300 руб.

Взысканы с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Козлова Е.Е. недополученная в результате занижения тарифной ставки (оклада) заработную плату, отпускные и иные выплаты за период с <Дата обезличена> г. в размере 702468,85 руб., денежная компенсация за нарушение срока выплаты заработной платы, отпускных и иных выплат в размере 92156,30 руб., всего 794625,15 руб.

Обязано муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» произвести расчет и выплатить Козлову Е.Е. денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы, отпускных и иных выплат в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная с <Дата обезличена>. по день фактического расчёта включительно.

Взыскана с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственная пошлина в размере 11146,25 руб.

Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., судебная коллегия

установила:

Козлов Е.Е. обратился к МБУ «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее МБУ «СДУ»), с требованиями об обязании установить ему тарифную ставку (оклад) с <Дата обезличена> в размере 19518,03 руб., с <Дата обезличена> – 20804,74 руб., с <Дата обезличена> – 22885,09 руб., возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы с учетом установленных окладов с <Дата обезличена>., выплате недополученной суммы заработной платы, оплаты отпуска, а также компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб.

В обоснование требований указал, что работает в МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» в должности .... <Дата обезличена> было подписано отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы (далее по тексту - ОТС, Соглашение), которое вступило в силу <Дата обезличена> и действует по <Дата обезличена>. Тарифная ставка истцу должна быть установлена с учетом данного Соглашения и тарифного коэффициента ..., установленного Положением об оплате труда, действующим у работодателя по занимаемой истцом должности.

Ответчик МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» в письменном отзыве в исковых требованиях истцу просил отказать, поскольку выплата истцу заработной платы производится в соответствии с положением о системе оплаты труда Учреждения, разработанного в соответствии с постановлениями администрации МО ГО «Воркута» и в соответствии с трудовым законодательством.

Ответчик администрация МО ГО «Воркута» в письменных возражениях возражает против удовлетворения исковых требований, на том основании, что МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Учредителем МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» является МО ГО «Воркута», в лице администрации, функции и полномочия учредителя осуществляет УГХиБ. ОТС не распространяется на МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», поскольку учредителем его является муниципальное образование, а источником финансирования – средства муниципального бюджета. Тарифная ставка истцу установлена на основании постановлений администрации МО ГО «Воркута» от 15.10.2018 № 1449 и от 30.07.2018 № 1103, а также трудового договора.

Третье лицо - Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» в отзыве указывает о необоснованности требований к МБУ «СДУ», поскольку требование истца заключается в установлении тарифной ставки (оклада), что относится к полномочиям органа местного самоуправления – администрации МО ГО «Воркута». Постановление главы администрации об установлении тарифных ставок является действующим и обязательно к исполнению.

Истец в судебное заседание не явился, заявил о рассмотрении дела без его участия.

Ответчик, третьи лица извещены о судебном разбирательстве, представителей не направили.

Судом вынесены приведенные выше решение и дополнительное решение, об отмене которых просят ответчики, настаивая на том, что ОТС не распространяется на работников МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», оснований для изменения тарифной ставки не имеется, соответственно не имеется и оснований для взыскания компенсации по ст. 236 ТК РФ.

Дело в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие сторон, третьего лица, извещенных надлежащим образом.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда и дополнительного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании трудового договора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истец работает в МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», в должности слесаря по ремонту автомобилей ... разряда.

Дополнительными соглашениями к трудовому договору истцу устанавливался должностной оклад: с <Дата обезличена> - 8250 руб.; с <Дата обезличена> - 9075 руб.

Копиями расчетных листков подтверждается, что заработная плата истцу выплачивалась, исходя из указанного размера оклада.

Основными правовыми актами, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» и работодателем является Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», утвержденный постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15.10.2018 № 1449, и Положение о системе оплаты труда МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», утвержденное приказом от 19.10.2018 № 201 руководителем МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута».

Разделом 2 Положения о системе оплаты труда МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).

Согласно пункту 2.2.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», с учетом квалификации работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями №№ 1,2,3,4 постановления главы администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 30.07.2018 № 1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МО ГО «Воркута».

Постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15.10.2018 № 1449 утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений и тарифные ставки, оклады (должностные оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений согласно приложению № 3, для 5 разряда соответствует тарифный коэффициент - 1,08.

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьями 45, 48 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Согласно ч.9 ст.48 Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

11.12.2019 Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено «Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы», которое действует с 01.01.2020.

Пунктом 3.1 Раздела III Федерального отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 2 пункта 3.5 Раздела III Соглашения).

Основным видом деятельности МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.

Как следует из представленных документов, ни МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», ни учредитель – администрация МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке установленном части 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации не направляли.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 45, 48, 129, 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что в отсутствие мотивированного письменного отказа ответчика и учредителя присоединиться к отраслевому соглашению, на работодателя распространяет свое действие Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020,

Определяя тарифную ставку (оклад) истца, суд исходил из положений пунктов 3.1 и 3.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которыми предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда устанавливается с 1 января 2020 г. в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и подлежит пересмотру не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации, принял во внимание размер прожиточного минимума, установленного в Республике Коми для трудоспособного населения на второй квартал 2020 и весь 2021 год, а также приложение № 3 Постановления администрации МО ГО "Воркута" от 15 октября 2018 г. № 1449, которым установлен тарифный коэффициент и рассчитал тарифную ставку истца с <Дата обезличена> в размере 19335,46 руб.; с <Дата обезличена> года в размере 19518,03 руб.

Поскольку заработная плата и отпускные за спорный период были выплачены истцу в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы и отпускных, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, начиная с <Дата обезличена>, с учетом денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса РФ.

Установив нарушение трудовых прав истца, суд на основании ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с работодателя компенсацию морального вреда.

В дополнительном решении суд произвел соответствующие расчеты недополученной заработной платы, исходя из установленного судом размера тарифной ставки, взыскал образовавшуюся недоплату за период <Дата обезличена>, а также проценты по ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследовал доводы сторон и представленные ими доказательства.

Доводы апелляционных жалоб о том, что МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» не является членом объединения работодателей, подписавших соглашение, не уполномочивало от своего имени заключать Федеральное тарифное соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, к нему не присоединялось и данное Соглашение не распространяет свое действие в отношении МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» судебная коллегия находит несостоятельными.

По сведениям из Единого государственно реестра юридических лиц, основным видом деятельности МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» является эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЭД ОК 52.21.22). Согласно пункту 2.2 раздела 2 Устава, ответчик создан, в том числе в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Как следует из Устава, МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» является муниципальным бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городского округа «Воркута». МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» с целью осуществления уставного вида деятельности принимает работников, заключая с ними трудовые договоры, и выступает по отношению к этим работникам работодателем.

Следовательно, МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» относится к числу организаций, осуществляющих дорожную деятельность.

По смыслу статей 48, 49 Трудового кодекса Российской Федерации, если предложение опубликовано, и сроки для принятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.

В письменных возражениях ответчиков указано, что мотивированный отказ от присоединения к ОТС ни МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», ни администрация МО ГО «Воркута» не направляли.

Также отсутствуют допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что ответчиком представлено письменное предложение к сторонам Соглашения о временном приостановлении действия отдельных его положений в отношении МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута».

Следовательно, действие данного Соглашения распространяется на ответчика МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» и его положения являются обязательными при формировании фонда оплаты труда работников.

Никаких оговорок относительно организационно-правовой формы предприятий либо источнике их финансирования ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, не содержат, поэтому при отсутствии мотивированного письменного отказа от присоединения к Федеральному отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, действие данного соглашения считается распространенным на данное предприятие.

На основании изложенного, доводы апелляционных жалоб ответчиков о невозможности распространить действие ФОТС на ответчика МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» не могут быть приняты во внимание, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы администрации МО ГО «Воркута» о том, что материальная ответственность работодателя положениями статьи 236 ТК РФ не предусмотрена, в данном случае судебная коллегия отклоняет.

Из материалов настоящего дела следует, что истцом заявлены требования о взыскании денежной компенсации именно за нарушение работодателем сроков выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы и отпускных, которые подлежали исчислению в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением.

Доводы ответчика МБУ СДУ МО ГО «Воркута» о том, что при установлении тарифной ставки в повышающем коэффициенте должны быть учтены стимулирующие выплаты, такие как надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, за классность, премиальные выплаты, являются ошибочными. Размер базовой тарифной ставки рабочих 1 разряда, определен в разделе III. Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, в котором не указано о том, что данные надбавки и компенсации влияют на данный размер.

При этом ссылки ответчика на Региональное ОТС по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 годы, которым предусмотрен иной порядок установления тарифного коэффициента, не имеют правового значения для данного дела, поскольку не исключает у ответчика обязанности исполнять Федеральное Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы.

Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 февраля 2023 года и дополнительное решение от 17 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации МО ГО «Воркута» и МБУ СДУ МО ГО «Воркута» - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 25 января 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-642/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Козлов Евгений Евгеньевич
Ответчики
Муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута»
Администрация муниципального образования городского округа Воркута
Другие
УГХиБ администрации МО ГО Воркута
Пахмутов Дмитрий Александрович
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Шерстнёва А. А.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
25.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2024Передано в экспедицию
25.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее