Дело № 2-1177/2024 (59RS0007-01-2023-006487-50)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2024 года г.Пермь
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Коневских О.В.
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании решения незаконным, включении периодов в стаж, назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», в чем ей было отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик исключил из страхового стажа периоды ухода за ребёнком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. Истец с данным решением не согласна, указывает, что согласно п.27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 если отпуск по уходу за ребенком имел место до 06.10.1992г., то он подлежит включению в стаж.
С учетом изложенного ФИО1 просит признать незаконным решение Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в установлении пенсии, обязать ответчика включить в страховой стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ., назначить страховую пенсию с <данные изъяты>.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась в установленном законом порядке.
Представитель истца ФИО5 заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Судом установлено, что 19.05.2023г. ФИО1 обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по ч.1.2 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа 37 лет по ч.1.2 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях». Страховой стаж ФИО1 по указанному основанию исчислен продолжительностью 32 года 11 месяцев 13 дней. При этом в страховой стаж не включены периоды отпусков по уходу за ребенком до полутора лет.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ в статью 8 Закона N 400-ФЗ введена часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно ч. 9 ст. 13 Закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи об особенностях исчисления стажа за периоды до вступления в силу закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Согласно п. 2 ст. 3 названного Закона страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены ст. 14 Закона N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона N 400-ФЗ).
Как следует из анализа вышеуказанных норм права, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости. Поскольку период по уходу за ребенком не относятся к периодам непосредственной работы и получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, предусмотренным частью 1 статьи 11, пунктом 2 части 1 статьи 12 ФЗ "О страховых пенсиях" оснований для включения таких периодов в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона не имелось.
Действующее законодательство предусматривает возможность включения периодов ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста по ч.1 ст.8 при соблюдении условий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 3 части 1 статьи 12 данного Федерального закона).
Поскольку у истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии страховой стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", составил менее 37 лет, что является недостаточным для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 названного Федерального закона, оснований для назначения истцу пенсии не имеется.
При этом с уд отклоняет ссылку истца на п.27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 как основанную на неверном толковании и применении норм материального права.
С учетом изложенного решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> от 24.05.2023г. является законным, заявленные требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья - О.В.Коневских
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ