Дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи Лысенко Е.Е.
при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Новокузнецке
«17» января 2019 года
гражданское дело по иску Прокурора Заводского района г.Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц и интересов несовершеннолетних- участников образовательного процесса муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная школа №58» к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Специальная школа №58» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Прокурора Заводского района г.Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц и интересов несовершеннолетних- участников образовательного процесса муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная школа №58» обратился в суд с иском к МКОУ "Специальная школа №58", в котором просит: обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная школа №58»» оборудовать объекты - здания расположенные по адресу: ..., системой видеонаблюдения; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок до 01 сентября 2019 года, в течение которого указанные действия должны быть исполнены.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой района во исполнение поручения и.о. Генерального прокурора Российской Федерации Б. от дата № и поручения прокуратуры ... № от 26.10.2018г., проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей во всех образовательных учреждениях ....В ходе проверки в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Специальная школа № 58» (далее -Специальная школа № 58) установлены нарушения требований законодательства при обеспечении безопасности пребывания учащихся в образовательном учреждении, не оборудовано системой технического контроля (видеонаблюдения) в здании.Ранее прокуратурой вносились акты прокурорского реагирования о том, что отсутствует система технического контроля (внутриобъектового видеонаблюдения) в здании, однако до настоящего времени видеонаблюдении в образовательной организации не имеется.Отсутствие системы технического контроля (внутриобъектового видеонаблюдения) в здании ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, работников образовательной организации.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Заводского района г. Новокузнецка В. на исковых требованиях настаивал, дал аналогичные иску пояснения. Дополнительно пояснила, что заявленные исковые требования связаны с планированием бюджета, поэтому срок для исполнения указан в исковом заявлении до 01.09.2019 года. Если установка видеонаблюдения будет производиться за счет муниципального образования, то определение муниципальных договоров будет осуществляться через тендер. С учетом того, что видно из представленной информации, имеются выделенные денежные средства в размере .... Настаивала на сроке исполнения до 01.09.2019 года. В данном случае увеличение срока будет ставить под угрозу гарантии безопасности несовершеннолетних детей, целесообразно оставить прежний установленный срок, ответчик не лишен права обратиться о рассрочке исполнения решения суда.
Представитель ответчика МКОУ «Специальная школа № 58» - директор Ш., действующая на основании приказа № от дата, № от дата года(л.д. 31, 31 оборот), исковые требования признала, но просила увеличить срок исполнения до 31.12.2019 года. Суду пояснила, что видеонаблюдение до сих пор не установлено. Просит сдвинуть срок исполнения до 31.12.2019 года, т.к. в бюджете нет денег, в смете по выделенным бюджетным средствам данная сумма не заложена, т.к. смета составляется в ноябре – декабре 2018 года. В августе бывает дофинансирование бюджета. В школе имеется договор с охранной сигнализацией, тревожная кнопка вывод сигнала на пульт диспетчера. Она назначена на должность директора с 18.04.2016 года. В декабре 2018 года обращалась с разработкой документаций и внутри объектового видеонаблюдения здания – сумма была озвучена в ... и месяц на установление технических объектов.
Представитель третьего лица Комитета образования и науки Администрации г. Новокузнецка – Б., действующая на основании доверенности № от дата сроком на 1 год, поддерживала позицию ответчика, с не согласна с иском в части срока исполнения. Суду пояснила, что видеонаблюдение в данном образовательном учреждении отсутствует, согласна, что необходима его установка. Просила установить срок до конца 2019 года. Так как комитет просил утвердить сумму бюджета на 2019 год в размере ... на расходы муниципальных учреждений, но им отказали. Через Администрацию города запрашивают денежные средства в Финансовом управлении, суммы утверждает Совет народных депутатов. Бюджет не был выделен, видеонаблюдение было заложено в строке - прочие расходы в размере ..., утвердили .... Иногда в середине года изменяется состояние бюджета. У них до сих пор на исполнении находятся решения суда от 2014 года. Обязательным является финансирование обслуживания тревожных кнопок в Росгвардии. Текущие расходы подразумевают собой аналогичные дела с вступившими в законную силу решениями.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и подписанной от имени СССР 26 января 1990 года, ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересовребенка. Государства-участники обязаны обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее Закона 35-ФЗ), правовую основу противодействию терроризму составляет Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно ст. 2 закона 35 - ФЗ противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее Закона 124-ФЗ), целями государственной политики в интересах детей является: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
В силу ч. 2 ст. 4 Закона 124-ФЗ, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах: ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно ст. 9 Закона 124-ФЗ, при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
На основании п. 1, 2 ч. 13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» ( далее - Федеральный закон № 384 - ФЗ), для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных учреждений на объектах транспортной инфраструктуры должны быть приняты меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Федеральным законом № 384-ФЗ утвержден "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения".
Как следует из содержания пунктов 6.44 и 6.48 СП 118.13330.2012, действующих с 01 января 2013 года, обязательным является требование о размещении на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112" с целью комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся. Данные мероприятия направлены на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствуют уменьшению вероятности причинения возможного ущерба людям, зданию и имуществу от противоправных действий.
Организация деятельности руководителей образовательных и дошкольных организаций по противодействию терроризму не соответствует требованиям действующего законодательства и влечет за собой нарушения основных принципов противодействия терроризму, направленных на профилактику, минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявления нарушений в указанной сфере, а также ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье людей, в том числе детей.
Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закона об образовании), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Пунктом 11 Приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 сентября 2008 года № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» установлены антитеррористические мероприятия, к которым отнесены установка, в том числе, инженерно-технические средства охраны (ОПС, тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения и контроля), обеспечение охраны.
Кроме того, в силу ч. 7 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется статьей 45 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - участников образовательного процесса и работников образовательной организации, численность которых может меняться, индивидуализировать круг лиц, в интересах которых направляется исковое заявление, не представляется возможным.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое значение.
Исходя из требований п.1 ч.1ст. 22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ за прокурором закреплено право обратится в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
2. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Судом установлено, что прокуратурой района во исполнение поручения и.о. Генерального прокурора Российской Федерации Б. от дата № и поручения прокуратуры ... № от 26.10.2018г., проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей во всех образовательных учреждениях ....
Согласно устава МКУО «Специальная школа № 58» - казенное учреждение, форма собственности: муниципальная, учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом. Вправе иметь самостоятельный баланс, имеет лицевые счета, открытые в финансовом управлении города Новокузнецка (л.д. 16-24).
Ответчик имеет лицензию № от дата на право оказания образовательных услуг по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (л.д. 14-15).
В ходе проверки у ответчика установлены нарушения требований законодательства при обеспечении безопасности пребывания учащихся в образовательном учреждении, не оборудовано системой технического контроля (видеонаблюдения) в здании.
По результатам проверки прокурором вносились акты прокурорского реагирования о том, что отсутствует система технического контроля (внутриобъектового видеонаблюдения) в здании – представление об устранении нарушений законодательства в деятельности МКОУ «Специальная школа № 58» № от дата, согласно которому, в нарушение требований ч. 7 ст. 28 Закона об образовании, предусматривающей ответственность образовательной организации за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации установлено, что в МКОУ «Специальная школа № 58» имеются недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности указанной образовательной организации, а именно - частично отсутствует ограждение по периметру земельного участка школы, отсутствует система технического контроля (внутриобъектового видеонаблюдения) в здании, что ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, работников образовательной организации, способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных организаций несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данной образовательной организации.
В связи с чем, прокурор потребовал безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района, принять меры к устранению и недопущению впредь подобных нарушений закона в деятельности должностных лиц (л.д. 6-9).
дата прокурору Заводского района г. Новокузнецка ответчиком предоставлены результаты рассмотрения представления, согласно которым: 12 ноября 2015 года с участием старшего помощника прокуратуры М. было проведено совещание работников МКОУ «Специальная школа № 58» по представлению об устранении нарушений законодательства от 06.11.2015 года. Все нарушения, выявленные в ходе проверки, учтены и исправлены.Во время работ на объекте школы № была повреждена часть ограждения. Организация, ведущая работы, гарантирует восстановление поврежденного участка ограждения до конца 2015 года (л.д. 10).
Однако, согласно исковому заявлению и пояснениям сторон до настоящего времени видеонаблюдения в образовательной организации не имеется.
30.11.2018 года директором МКОУ «Специальная школа № 58» Ш. дано письменное объяснение о том, что в данной должности работает с апреля 2016 года, приняла школу без видеонаблюдения. Понимает, что школа должна быть оборудована видеонаблюдением и поэтому неоднократно задавала этот вопрос в ЦБКОиН. На сегодняшний день финансирование этого вопроса отсутствует. В ходе настоящей прокурорской проверки установлено, что отсутствует видеонаблюдение в школе. Ею приняты меры: написано ходатайство в КОиН о выделении финансирования на установку видеонаблюдения (л.д. 12).
19.12.2018 года директором МКОУ «Специальная школа № 58» Ш. в адрес председателя КОиН администрации г. Новокузнецка направлено ходатайство о включении в проект бюджета 2019 года ... рублей на разработку проектной документации, установку видеонаблюдения территории и внутри помещения МКОУ «Специальная школа № 58»(л.д. 32).
Однако согласно информации по доведенному местному бюджету на 2019 год Комитета образования и науки Администрации г.Новокузнецка от 16.01.2019 года предложение о выделении денежных средств на исполнение предписаний надзорных органов отклонено, на прочие расходы (содержание имущества, вневедомственная охрана, ГСМ, связь) из ... доведено ... (л.д. 38).
Таким образом, до настоящего времени системы видеонаблюдения в образовательной организации МКОУ «Специальная школа № 58» не имеется.
Поскольку отсутствие системы технического контроля (внутриобъектового видеонаблюдения) в здании ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, работников образовательной организации, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что ответчика необходимо обязать к выполнению требуемых истцом мероприятий в срок до 01.09.2019 года – начала учебного года, поскольку их невыполнение существенно нарушает права граждан в области комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся, может повлечь причинение вреда здоровью неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ « ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №58».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ « ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №58 « ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ : ... ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.01.2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░