Дело № 5-171/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
14 февраля 2022 года город Елец Липецкой области
Судья Елецкого городского суда Липецкой области Пашкова Н.И., рассмотрев дело об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Долгановой Натальи Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки N..., гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: N..., (ИНН 482109766247, ОГРНИП 317482700016430), не являющейся инвалидом, не судимой, ранее не привлекавшейся к административной ответственности по гл. 6 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
09.02.2022 ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах Чуевой Н.Ю. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Долгановой Н.В. Из протокола следует, что при проведении административного расследования 08.02.2022 в 16 час. 40 мин. в пивном магазине ИП Долгановой Н.В., расположенном по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с. Толстая Дубрава, ул. Центральная, д. 25, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица) осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а именно: торговый зал не оснащен бактерицидным облучателем воздуха рециркуляторного типа; отсутствуют условия для наведения дезинфицирующих растворов; влажная уборка пивного магазина проводится без применения дезинфицирующих средств, применяемых для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях. Данные нарушения санитарно-эпидемиологических требований создают угрозу причинения вреда здоровью персонала и посетителей. Ответственным за данное нарушение является ИП Долганова Н.В., у которой имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что является нарушением: ст. 11, ст. 15, ст. 24, ст. 29 ФЗ от 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; пп. 4.4, 6.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; п. 1.1 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условия деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнения работ или оказания услуг»; пп. 1.1, 1.2, 1.12, 1.13, 1.14, 1.20 Постановления главного государственного санитарного врача по Липецкой области №1374 от 14.08.2020, тем самым совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ.
09.02.2022 ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах Чуевой Н.Ю. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Долгановой Н.В. Из протокола следует, что при проведении административного расследования 08.02.2022 в 16 час. 40 мин. в пивном магазине ИП Долгановой Н.В., расположенном по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с. Толстая Дубрава, ул. Центральная, д. 25, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: отсутствует ввод водопровода, не созданы условия для хранения и обработки уборочного инвентаря, отсутствует туалет для персонала, отсутствует раковина для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды. Данные нарушения могут повлечь возникновение инфекционных и паразитарных заболеваний, пищевых отравлений, у граждан, посещающих данное предприятие торговли. Ответственным за данное нарушение является ИП Долганова Н.В., у которой имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что является нарушением: ст. 11 ФЗ от 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пп. 3.1, 5.4, 5.8 СП 2.3.6.3688-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», тем самым совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 ч. 1 КоАП РФ.
Определениями начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах от 10.02.2022 указанные протоколы об административном правонарушении и другие материалы дела переданы на рассмотрение по подведомственности в Елецкий городской суд.
Определением Елецкого городского суда от 11.02.2022 дело №5-171/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Долгановой Натальи Владимировны, объединено с делом №5-175/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Долгановой Натальи Владимировны, в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением объединенному делу № 2-171/2022.
ИП Долганова Н.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещалась о месте и времени рассмотрения дела. Просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 названного выше закона).
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ).
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ).
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Пунктом 4.1 указанных правил установлено, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в числе прочих, организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации (пункт 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)").
Профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне (пункт 6.2 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)").
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Липецкой области от 14 августа 2020 года N1374 "О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Липецкой области" на индивидуальных предпринимателей возложена обязанность в том числе, по оборудованию умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования; обеспечению работников на рабочих местах, работников, контактирующих при работе с посетителями, запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, перчаток. Контроль за использованием указанных средств. Повторное использование одноразовых масок, а также использование увлаженных масок не допускается. Проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники.
Обеспечение не менее чем пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток. Применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа. Определение количества облучателей из расчета на объем помещений, а также режима их работы, должно быть определено в соответствии с инструкциями к данным установкам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20 ноября 2020 г. N 36 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", направленные на охрану жизни и здоровья населения, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности юридических и физических лиц, связанной с реализацией пищевой продукции, в том числе на рынках и ярмарках, и к используемым при осуществлении такой деятельности зданиям, строениям, сооружениям, помещениям (далее - торговые объекты), территориям, оборудованию и транспортным средствам.
Согласно п. 3.1 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" стационарные торговые объекты должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений.
В торговых объектах должно быть предусмотрено помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное подводкой к нему холодной и горячей воды. При отсутствии такого помещения допускается хранение уборочного инвентаря в специально отведенном месте (местах) (п. 5.4 СП 2.3.6.3668-20).
Для работников торговых объектов должны быть предусмотрены туалеты, раковины для мытья рук с подводом горячей и холодной воды со смесителем. Туалеты для посетителей (при наличии) должны быть оборудованы отдельно от туалетов для работников торговых объектов (п. 5.8 СП 2.3.6.3668-20).
Установлено и подтверждается материалами дела, что ведущим специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах была 08.02.2022 в 16 час. 40 мин. в пивном магазине ИП Долгановой Н.В., расположенном по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с. Толстая Дубрава, ул. Центральная, д. 25, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, в том числе не выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а именно: торговый зал магазина не оснащен бактерицидным облучателем воздуха рециркуляторного типа; отсутствуют условия для наведения дезинфицирующих растворов; влажная уборка пивного магазина проводится без применения дезинфицирующих средств, применяемых для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях. Кроме того, в магазине отсутствует ввод водопровода, не созданы условия для хранения и обработки уборочного инвентаря, отсутствует туалет для персонала, отсутствует раковина для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом осмотра принадлежащего ИП Долгановой Н.В. помещения от 08.02.2022; письменными объяснениями ИП Долгановой Н.В. от 09.02.2022; протоколами об административном правонарушении №16/19 и №17/19 от 09.02.2022, фотографиями и видеозаписью, а также другими материалами.
Проверка в отношении ИП Долгановой Н.В. была проведена на законных основаниях, права и интересы привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены.
С учетом приведенных доказательств и изложенных обстоятельств, суд считает вину ИП Долгановой Н.В. в совершении вышеуказанных правонарушений установленной и полностью доказанной.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, составляет 1 год и исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности при производстве по делу не нарушен.
Приведенные в протоколах об административных правонарушениях обстоятельства, были выявлены в ходе одной и той же проверки проведенной 08.02.2022, сотрудником Роспотребнадзора, в помещении пивного магазина ИП Долгановой Н.В., расположенном по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с. Толстая Дубрава, ул. Центральная, д. 25. Изложенное свидетельствует о том, что допущенное ИП Долгановой Н.В. одно бездействие, выявленное в одно и тоже время в одном и том же месте, образует составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя частями статьи 6.3 КоАП РФ, при этом рассмотрение этих дел подсудно одному и тому же судье, что является одним из зафиксированных в части 2 статьи 4.4 названного Кодекса условий ее применения.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Согласно абзацу 9 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих вину при рассмотрении дела не установлено, ранее к административной ответственности ИП Долганова Н.В. по главе 6 КоАП РФ не привлекалось.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом вышеприведенных обстоятельств, принимая во внимание социальную значимость и характер нарушения, учитывая, что ИП Долгановой Н.В. были допущены грубые нарушения санитарно-эпидемиологических требований к обустройству стационарного торгового объекта, реализующего пищевую продукцию, судья считает нецелесообразным назначение наказания в виде штрафа, поскольку для устранения причин, послуживших основанием привлечения ее к административной ответственности, требуется произвести определенные работы и, соответственно, затратить определенное количество времени, а дальнейшее использование помещения магазина с учетом имеющихся в нем нарушений санитарных норм и правил, может повлечь за собой возникновение инфекционных и паразитарных заболеваний, пищевых отравлений у граждан, посещающих его.
Поэтому судья пришел к выводу о назначении наказания в виде приостановления деятельности пивного магазина, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с. Толстая Дубрава, ул. Центральная, д. 25, сроком на 60 суток (с учетом временного запрета деятельности, установленного с 18 часов 00 минут 09 февраля 2022 года).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 2.9, 29.9 - 29.11, 30.1 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ИП Долганову Наталью Владимировну виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности (эксплуатации) пивного магазина, расположенного по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с. Толстая Дубрава, ул. Центральная, д. 25, сроком на 60 суток (с учетом временного запрета деятельности, установленного с 18 часов 00 минут 09 февраля 2022 года, с окончанием срока приостановления деятельности, в 18 часов 00 минут 09 апреля 2022 года.
Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.И. Пашкова