Решение по делу № 2-746/2023 от 20.07.2023

дело № 2-746/2023

УИД: 30RS0014-01-2023-000938-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Астраханская область, г. Харабали 17 ноября 2023 г

Харабалинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Тюлюпова Р.К.

при секретаре судебного заседания Анисимовой Е.А.,

с участием заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Шамшутдинова З.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации МО «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области, Бондаренко А.В. о признании наличия реестровой ошибки, обязании проведения комплексных кадастровых работ,

установил:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Бондаренко А.В. о признании недействительным результатов межевания земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, признании зарегистрированного пава отсутствующим, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, указав, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности владения и распоряжения земельным участком с кадастровым номером: , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 149400 кв.м.

Проверкой установлено, что Бондаренко А.В. на праве собственность принадлежит земельный участок с кадастровым номером: , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 149400 кв.м.

В ходе проверки прокуратурой получены сведения от ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития», из которых следует, что в границах земельного участка имеются водные объекты - «водный объект без названия №1», рук. Ахтуба.

По данным дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) площадь наложения земельного участка на водный объект составляет: «водный объект без названия №1» - 1021,238 кв.м., рук. Ахтуба- 17131,857 кв.м.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером сформирован и зарегистрирован в пределах береговой полосы и акватории «водный объект без названия №1», рук. Ахтуба, незаконно.

Образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов, не допускается.

Кроме того, установлено, что границы земельного участка и непосредственно сам земельный участок расположен непосредственно на береговой полосе и акватории водного объекта, что в нарушение ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации ограничивает право пользования общего пользования береговой полосой и акваторией водного объекта.

Следовательно, формирование земельного участка с учетом земли общего пользования, отраженное в межевом плане земельного участка с кадастровым номером противоречит земельному и водному законодательству.

В силу пунктов 2-4 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти: проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Поскольку межевание земельного участка проведено с нарушением норм действующего законодательства, то межевые планы являются недействительным.

Изложенное нарушает права неопределённого круга лиц на пользование береговой полосой вышеуказанных общедоступных водных объектов.

Также в результате незаконного формирования земельного участка с кадастровым номером , на территории, относящейся к прибрежной защитной полосе, стало возможным ведение сельскохозяйственной деятельности, запрещенной законодательством.

Данное обстоятельство влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

С учетом измененных исковых требований просит признать наличие реестровой ошибки в сведениях единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером обязать МО «Харабалинский район» в течение 12 месяцев мента вступления решения суда в законную силу устранить реестровую ошибку в сведениях единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером путем организации проведения комплексных кадастровых работ на территории следующих кадастровых кварталов: для устранения наложения границ земельного участка с кадастровым номером на береговые полосы и акватории водных объектов: «водный объект без названия №1», «рук. Ахтуба».

В протокольной форме от 18.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне истца привлечено ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития», в качестве третьего лица.

В судебном заседании заместитель Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Шамшутдинов З.З. заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Ответчик Бондаренко А.В., представители третьих лиц Управления Росреестра по Астраханской области, Филиала ППК Росреестра по Астраханской области, ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития» надлежаще извещенные о времени и месте, в судебное заседание не явились, не просили о рассмотрении дела без участия их представителя.

При таких обстоятельствах, суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ вправе рассмотреть гражданское дело без участия ответчика Бондаренко А.В., представителей третьих лиц.

Представитель ответчика, Администрации МО «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области по доверенности Исеналиева А.Н. представила в суд ходатайство, в котором просила о рассмотрении дела без участия их представителя, не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, просила о предоставлении срока для проведения комплексных кадастровых работ в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (ч. 9).

В судебном заседании установлено, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности владения и распоряжения земельным участком с кадастровым номером категория земель земли сельскохозяйственного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 149400кв.м. В ходе проведения которой выявлено, что границы земельного участка и непосредственно сам земельный участок расположен непосредственно на береговой полосе и акватории водного объекта.

В силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (п. 1).

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (п. п. 3 п. 5).

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8).

В силу статьи 1 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ (ред. от 21.10.2013) "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", Водный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 января 2007 года.

Водный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (ст. 2 Федерального закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ (ред. от 21.10.2013) "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").

В соответствие со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 1).

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2).

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (п. 6).

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (п. 8).

Согласно ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости" результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7).

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Иное описание местоположения границ объекта землеустройства допускается составлять, если они совпадают с границами имеющихся на местности ориентиров (дороги, улицы, защитные лесные насаждения, реки, ручьи, каналы, линейные объекты и другие подобные объекты), которые отражены в сведениях государственного земельного кадастра, и (или) на основе измерений расстояний между объектом землеустройства и соответствующими ориентирами с указанием направлений от ориентиров к объекту землеустройства, а также на основе соответствующих измерений относительно объекта землеустройства и межевых знаков.

Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, предусмотрено, что межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (п. 1.1). Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности (п. 1.2).

Согласно п. 15 указанной Инструкции результаты межевания земель, утвержденные районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, могут быть обжалованы в установленном порядке.

В силу п. 1 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки. Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (п. 1).

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п. 2).

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда (п. п. 3 п. 5).

Согласно письму ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития» № 107.02-02-09-05/739 от 16.05.2023: в границах земельного участка с кадастровым номером 30:10:060501:35 имеются водные объекты - «водный объект без названия №1» (пересохшая котловина, обводняется только в половодье), рук. Ахтуба.

По данным дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) площадь наложения земельного участка на водный объект «водный объект без названия №1» составляет 1021,238 кв.м., рук. Ахтуба- 17131,857 кв.м. (л.д. 6-11).

Согласно выписки из ЕГРН №КУВИ-001/2023-96197166 от 24.04.2023(л.д. 12-15), земельный участок с кадастровым номером , площадью 149400+/-3382 кв.м., адрес ориентира: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, принадлежит на праве собственности Бондаренко А.В. с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из заключения кадастрового инженера ФИО4 (л.д. 103-104), следует, что для корректного отображения существующих на местности фактических (реальных) границ земельных участков с КН: в сведениях ЕГРН необходим комплексный математический перерасчет каталогов координат X и Y границ всех земельных участков, расположенных в каталогов координат X и Y границ всех земельных участков, расположенных следующих КК: . Таким образом, при комплексном перерасчете каталогов координат границ характерных точек земельных участков в указанных кадастровых кварталах Публичная кадастровая карта Росреестра будет реально отображать в графическом режиме актуальные корректные данные о местоположении характерных точках границ в земельных участков как на местности (в натуре) так и в сведениях формационного ресурса EГPH.

В соответствии с п. 43 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

Согласно ч. 1, 2 ст. 42.1 от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" под комплексными кадастровыми работами в целях настоящего Федерального закона понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:

1) земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;

2) земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 настоящей статьи;

3) зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

В результате выполнения комплексных кадастровых работ:

1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;

2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи;

3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;

4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Частями 1 и 4 ст. 42.2 вышеуказанного Закона предусмотрено, что Заказчиком комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет бюджетных средств, является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета (далее - за счет бюджетных средств).

В силу части 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В ст. 15 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Проведение комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала прямо возложено законодательством на орган местного самоуправления, за счет средств бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов РФ в виде субсидий из федерального бюджета.

В ходе проведения проверки сотрудниками Астраханской межрайонной природоохранной прокуроры установлено наличие реестровой ошибки, а именно несоответствие координат границ земельного участка с кадастровым номером фактическому местоположению земельного участка. Устранение выявленных реестровых ошибок возможно только путем проведения комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала.

Проведение комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала прямо возложено законодательством на орган местного самоуправления, за счет средств бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов РФ в виде субсидий из федерального бюджета.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации МО «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области о признании наличия реестровой ошибки, обязании проведения комплексных кадастровых работ, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроках выполнения комплексных кадастровых работ, суд учитывает, что в соответствии с ч.1 ст. 42.3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" комплексные кадастровые работы, финансируемые за счет бюджетных средств, выполняются на основании государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ, заключаемого заказчиком таких работ в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Учитывая потребность во времени на запрос коммерческих предложений, организацию проведения закупки конкурентным способом для заключения государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ, суд считает правильным установить Администрации МО «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области срок для выполнения комплексных кадастровых работ – 24 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации МО «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области, Бондаренко А.В. о признании наличия реестровой ошибки, обязании проведения комплексных кадастровых работ, удовлетворить.

Признать наличие реестровой ошибки в сведениях единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, в границах участка Почтовый, площадью 149400+/-3382 кв.м.

Обязать администрацию МО «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить реестровую ошибку в сведениях единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, в границах участка Почтовый, площадью 149400+/-3382 кв.м. путем организации проведения комплексных кадастровых работ на территории следующих кадастровых кварталов: для устранения наложения границ земельного участка с кадастровым номером на береговые полосы и акватории водных объектов: «водный объект без названия № 1», «рук. Ахтуба».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течения месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: подпись Тюлюпов Р.К.

Решение в окончательной форме вынесено 17.11.2023.

Копия верна.

Решение на 17.11.2023 в законную силу не вступило.

Подлинный документ подшит в деле № 2-746/2023, которое находится в производстве Харабалинского районного суда Астраханской области.

Судья: Тюлюпов Р.К.

Секретарь

судебного заседания Анисимова Е.А.

дело № 2-746/2023

УИД: 30RS0014-01-2023-000938-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Астраханская область, г. Харабали 17 ноября 2023 г

Харабалинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Тюлюпова Р.К.

при секретаре судебного заседания Анисимовой Е.А.,

с участием заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Шамшутдинова З.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации МО «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области, Бондаренко А.В. о признании наличия реестровой ошибки, обязании проведения комплексных кадастровых работ,

установил:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Бондаренко А.В. о признании недействительным результатов межевания земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, признании зарегистрированного пава отсутствующим, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, указав, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности владения и распоряжения земельным участком с кадастровым номером: , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 149400 кв.м.

Проверкой установлено, что Бондаренко А.В. на праве собственность принадлежит земельный участок с кадастровым номером: , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 149400 кв.м.

В ходе проверки прокуратурой получены сведения от ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития», из которых следует, что в границах земельного участка имеются водные объекты - «водный объект без названия №1», рук. Ахтуба.

По данным дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) площадь наложения земельного участка на водный объект составляет: «водный объект без названия №1» - 1021,238 кв.м., рук. Ахтуба- 17131,857 кв.м.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером сформирован и зарегистрирован в пределах береговой полосы и акватории «водный объект без названия №1», рук. Ахтуба, незаконно.

Образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов, не допускается.

Кроме того, установлено, что границы земельного участка и непосредственно сам земельный участок расположен непосредственно на береговой полосе и акватории водного объекта, что в нарушение ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации ограничивает право пользования общего пользования береговой полосой и акваторией водного объекта.

Следовательно, формирование земельного участка с учетом земли общего пользования, отраженное в межевом плане земельного участка с кадастровым номером противоречит земельному и водному законодательству.

В силу пунктов 2-4 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти: проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Поскольку межевание земельного участка проведено с нарушением норм действующего законодательства, то межевые планы являются недействительным.

Изложенное нарушает права неопределённого круга лиц на пользование береговой полосой вышеуказанных общедоступных водных объектов.

Также в результате незаконного формирования земельного участка с кадастровым номером , на территории, относящейся к прибрежной защитной полосе, стало возможным ведение сельскохозяйственной деятельности, запрещенной законодательством.

Данное обстоятельство влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

С учетом измененных исковых требований просит признать наличие реестровой ошибки в сведениях единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером обязать МО «Харабалинский район» в течение 12 месяцев мента вступления решения суда в законную силу устранить реестровую ошибку в сведениях единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером путем организации проведения комплексных кадастровых работ на территории следующих кадастровых кварталов: для устранения наложения границ земельного участка с кадастровым номером на береговые полосы и акватории водных объектов: «водный объект без названия №1», «рук. Ахтуба».

В протокольной форме от 18.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне истца привлечено ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития», в качестве третьего лица.

В судебном заседании заместитель Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Шамшутдинов З.З. заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Ответчик Бондаренко А.В., представители третьих лиц Управления Росреестра по Астраханской области, Филиала ППК Росреестра по Астраханской области, ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития» надлежаще извещенные о времени и месте, в судебное заседание не явились, не просили о рассмотрении дела без участия их представителя.

При таких обстоятельствах, суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ вправе рассмотреть гражданское дело без участия ответчика Бондаренко А.В., представителей третьих лиц.

Представитель ответчика, Администрации МО «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области по доверенности Исеналиева А.Н. представила в суд ходатайство, в котором просила о рассмотрении дела без участия их представителя, не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, просила о предоставлении срока для проведения комплексных кадастровых работ в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (ч. 9).

В судебном заседании установлено, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности владения и распоряжения земельным участком с кадастровым номером категория земель земли сельскохозяйственного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 149400кв.м. В ходе проведения которой выявлено, что границы земельного участка и непосредственно сам земельный участок расположен непосредственно на береговой полосе и акватории водного объекта.

В силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (п. 1).

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (п. п. 3 п. 5).

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8).

В силу статьи 1 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ (ред. от 21.10.2013) "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", Водный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 января 2007 года.

Водный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (ст. 2 Федерального закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ (ред. от 21.10.2013) "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").

В соответствие со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 1).

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2).

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (п. 6).

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (п. 8).

Согласно ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости" результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7).

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Иное описание местоположения границ объекта землеустройства допускается составлять, если они совпадают с границами имеющихся на местности ориентиров (дороги, улицы, защитные лесные насаждения, реки, ручьи, каналы, линейные объекты и другие подобные объекты), которые отражены в сведениях государственного земельного кадастра, и (или) на основе измерений расстояний между объектом землеустройства и соответствующими ориентирами с указанием направлений от ориентиров к объекту землеустройства, а также на основе соответствующих измерений относительно объекта землеустройства и межевых знаков.

Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, предусмотрено, что межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (п. 1.1). Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности (п. 1.2).

Согласно п. 15 указанной Инструкции результаты межевания земель, утвержденные районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, могут быть обжалованы в установленном порядке.

В силу п. 1 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки. Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (п. 1).

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п. 2).

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда (п. п. 3 п. 5).

Согласно письму ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития» № 107.02-02-09-05/739 от 16.05.2023: в границах земельного участка с кадастровым номером 30:10:060501:35 имеются водные объекты - «водный объект без названия №1» (пересохшая котловина, обводняется только в половодье), рук. Ахтуба.

По данным дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) площадь наложения земельного участка на водный объект «водный объект без названия №1» составляет 1021,238 кв.м., рук. Ахтуба- 17131,857 кв.м. (л.д. 6-11).

Согласно выписки из ЕГРН №КУВИ-001/2023-96197166 от 24.04.2023(л.д. 12-15), земельный участок с кадастровым номером , площадью 149400+/-3382 кв.м., адрес ориентира: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, принадлежит на праве собственности Бондаренко А.В. с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из заключения кадастрового инженера ФИО4 (л.д. 103-104), следует, что для корректного отображения существующих на местности фактических (реальных) границ земельных участков с КН: в сведениях ЕГРН необходим комплексный математический перерасчет каталогов координат X и Y границ всех земельных участков, расположенных в каталогов координат X и Y границ всех земельных участков, расположенных следующих КК: . Таким образом, при комплексном перерасчете каталогов координат границ характерных точек земельных участков в указанных кадастровых кварталах Публичная кадастровая карта Росреестра будет реально отображать в графическом режиме актуальные корректные данные о местоположении характерных точках границ в земельных участков как на местности (в натуре) так и в сведениях формационного ресурса EГPH.

В соответствии с п. 43 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

Согласно ч. 1, 2 ст. 42.1 от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" под комплексными кадастровыми работами в целях настоящего Федерального закона понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:

1) земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;

2) земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 настоящей статьи;

3) зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

В результате выполнения комплексных кадастровых работ:

1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;

2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи;

3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;

4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Частями 1 и 4 ст. 42.2 вышеуказанного Закона предусмотрено, что Заказчиком комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет бюджетных средств, является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета (далее - за счет бюджетных средств).

В силу части 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В ст. 15 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Проведение комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала прямо возложено законодательством на орган местного самоуправления, за счет средств бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов РФ в виде субсидий из федерального бюджета.

В ходе проведения проверки сотрудниками Астраханской межрайонной природоохранной прокуроры установлено наличие реестровой ошибки, а именно несоответствие координат границ земельного участка с кадастровым номером фактическому местоположению земельного участка. Устранение выявленных реестровых ошибок возможно только путем проведения комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала.

Проведение комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала прямо возложено законодательством на орган местного самоуправления, за счет средств бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов РФ в виде субсидий из федерального бюджета.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации МО «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области о признании наличия реестровой ошибки, обязании проведения комплексных кадастровых работ, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроках выполнения комплексных кадастровых работ, суд учитывает, что в соответствии с ч.1 ст. 42.3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" комплексные кадастровые работы, финансируемые за счет бюджетных средств, выполняются на основании государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ, заключаемого заказчиком таких работ в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Учитывая потребность во времени на запрос коммерческих предложений, организацию проведения закупки конкурентным способом для заключения государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ, суд считает правильным установить Администрации МО «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области срок для выполнения комплексных кадастровых работ – 24 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации МО «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области, Бондаренко А.В. о признании наличия реестровой ошибки, обязании проведения комплексных кадастровых работ, удовлетворить.

Признать наличие реестровой ошибки в сведениях единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, в границах участка Почтовый, площадью 149400+/-3382 кв.м.

Обязать администрацию МО «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить реестровую ошибку в сведениях единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, в границах участка Почтовый, площадью 149400+/-3382 кв.м. путем организации проведения комплексных кадастровых работ на территории следующих кадастровых кварталов: для устранения наложения границ земельного участка с кадастровым номером на береговые полосы и акватории водных объектов: «водный объект без названия № 1», «рук. Ахтуба».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течения месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: подпись Тюлюпов Р.К.

Решение в окончательной форме вынесено 17.11.2023.

Копия верна.

Решение на 17.11.2023 в законную силу не вступило.

Подлинный документ подшит в деле № 2-746/2023, которое находится в производстве Харабалинского районного суда Астраханской области.

Судья: Тюлюпов Р.К.

Секретарь

судебного заседания Анисимова Е.А.

2-746/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Бондаренко Александр Викторович
Другие
ГАУ АО "Центр пространственной аналитики и промышленного развития"
Управление Росреестра по астраханской области
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области
Суд
Харабалинский районный суд Астраханской области
Судья
Парасотченко М.А.
Дело на странице суда
harabalinsky.ast.sudrf.ru
20.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2023Передача материалов судье
21.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2023Подготовка дела (собеседование)
29.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Судебное заседание
17.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее