Дело №2-372/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2019 года пгт. Каа-Хем
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Лопсан В.К., при секретаре Сат Ч.Ю., с участием прокурора Донгак Ш.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кызылского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о понуждении к постановке на учет в Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Тыва объекта – стационарного источника, расположенного по адресу: <адрес> разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления, получении свидетельства о прохождении обучения на лиц, допущенных к обращению с отходами,
УСТАНОВИЛ:
Кызылский межрайонный прокурор Аронов Д.А. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «<данные изъяты>» о понуждении к постановке на учет в Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Тыва объекта – стационарного источника, расположенного по адресу: <адрес>, разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления, получении свидетельства о прохождении обучения на лиц, допущенных к обращению с отходами. В обоснование указывая, что Кызылской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного закона об охране окружающей среды, в том числе об охране атмосферного воздуха. Так, правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающее сбалансированное решение социально- экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ст.1 Федерального закона № 7-ФЗ загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, микроорганизмов, размещать отходы. В соответствии с ч.2 ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к одним из видов негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, что образуется в процессе работы стационарного источника (котельной), расположенного по адресу <адрес>, принадлежащего ООО «<данные изъяты>» на праве аренды. В соответствии со ст. ст. 42, 47 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти. Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха. План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учётом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей среды. B соответствии со ст. 30 вышеуказанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. В нарушение названных норм федерального законодательства ООО «<данные изъяты>» предельно-допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух от действия стационарного источника (котельной), расположенного по адресу <адрес>, не разработаны, объект на государственный учет не поставлен. ч. 2 ст. 11, ч. 4 ст. 18, ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 «89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Вместе с тем, в ООО «<данные изъяты>» проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления отсутствует, лица, допущенные к обращению с отходами III-IV класса опасности, не имеют профессиональной подготовки, свидетельства о прохождении обучения отсутствуют. Несоблюдение требований федерального законодательства об охране атмосферного воздуха приводит к загрязнению окружающей среды и нарушению конституционного права на благоприятную окружающую среду жителей <адрес>. Установить количество граждан, права которых нарушены, не представляется возможным, так как круг таких граждан не постоянен и персонально изменчив. Обращаясь в суд с данным заявлением, прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц. Одним из способов защиты гражданских прав, согласно ст. 12 ГК РФ, является принуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного; круга лиц. Просит обязать МУП ООО «<данные изъяты>» поставить на учет в Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Тыва объект – стационарный источник, расположенный по адресу: <адрес>, обязать ООО «<данные изъяты>» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления, обязать ООО «<данные изъяты>» получить свидетельства о прохождении обучения на лиц, допущенных к обращению с отходами III-IV класса опасности.
В судебном заседании прокурор Донгак Ш.В. поддержала требования, уточнив исковые требования в связи с добровольной постановкой на учет в Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Тыва объекта - стационарного источника, расположенного по адресу: <адрес>, просит обязать ООО «<данные изъяты>» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления, обязать ООО «<данные изъяты>» получить свидетельства о прохождении обучения на лиц, допущенных к обращению с отходами III-IV класса опасности.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, будучи извещённым о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела., в связи с чем, суд признаёт причины неявки представителя неуважительными и рассматривает дело без его участия на основании ст. 167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Республик Тыва в судебное заседание не явился, будучи извещённым о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела., в связи с чем, суд признаёт причины неявки представителя неуважительными и рассматривает дело без его участия на основании ст. 167 ГПК РФ.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая стороны должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на обоснование своих требований и возражений.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды – поступлением в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-зпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 12 Федерального закона №96-ФЗ от 04.05.1999 года «Об охране атмосферного воздуха» (далее ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. Технологический норматив выброса устанавливается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
При невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов.
Для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
В силу ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Согласно ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы. Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона. Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов.
Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются на основе фактических показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ. В период осуществления мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, предусмотренными планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности.
Согласно ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, проведенной Кызылской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологические отходы), а также законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе в указанной сфере установлено, что в ООО «<данные изъяты>» не имеется проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, должностные лица, допущенные к обращению с отходами не имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами на право работы с отходами, не разработан и утверждена программа производственного экологического контроля.
В результате проверки заместителем прокурора Донгак Ч.У. внесено представление на имя исполнительного директора ООО «<данные изъяты>» об устранении нарушений федерального законодательства.
Из сообщения министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ООО «<данные изъяты>» отсутствует проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, не получен документ об утверждении проекта, должностные лица, допущенные к обращению с отходами III-IV класса не имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами на право работы с отходами III-IV класса.
По результатам прокурорской проверки было установлено, что ООО «<данные изъяты>» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления, не получены свидетельства о прохождении обучения на лиц, допущенных к обращению с отходами, что является нарушением федерального законодательства. В результате непринятия мер по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления, получению свидетельства о прохождении обучения на лиц, допущенных к обращению с отходами нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, приводит к загрязнению окружающей среды и является грубым нарушением норм федерального законодательства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц. Категория лиц, чьи интересы представляет прокурор, непостоянна и персонально изменчива, поскольку непринятие мер ООО «<данные изъяты>» по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления, получению свидетельства о прохождении обучения на лиц, допущенных к обращению с отходами, создает реальную угрозу заболевания лиц, не только проживающих на данной улице, но и граждан, проживающих на территории пгт. Каа-Хем и иных лиц, в том числе пребывающих на ней.
Ответчиком не представлены в соответствии ч. 1 ст. 56 ГПК РФ суду доказательства о мерах, принимаемых ими для надлежащего исполнения федерального законодательства об охране окружающей среды.
При таких обстоятельствах исковое заявление Кызылского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о понуждении к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления, получении свидетельства о прохождении обучения на лиц, допущенных к обращению с отходами подлежит удовлетворению с учетом внесенных уточнений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковое заявление Кызылского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о понуждении к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления, получении свидетельства о прохождении обучения на лиц, допущенных к обращению с отходами удовлетворить.
Обязать ООО «<данные изъяты>» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления.
Обязать ООО «<данные изъяты>» получить свидетельства о прохождении обучения на лиц, допущенных к обращению с отходами III-IV класса опасности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2019 года.
Судья: Лопсан В.К.