Дело № 2а-75/2019
22RS0059-01-2019-000135-42
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2019 года с.Усть-Чарышская Пристань
Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Репниковой О.А.
при секретаре Черкашине А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Алтайскому краю к Романовой ИВ о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2014 год в сумме 25860 рублей, пени за несвоевременную уплату в сумме 487 рублей 89 копеек, взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в сумме 25860 рублей, пени за несвоевременную уплату в сумме 487 рублей 89 копеек.
В обоснование заявленных требований указано, что по сведениям, представленным органами ГИБДД, ответчик является владельцем транспортных средств:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Сумма задолженности по транспортному налогу за 2014 год составила 25860 рублей, за 2016 год – 25860 рублей. В адрес Романовой И.В. направлено налоговое уведомление, однако уплату транспортного налога в установленные законом сроки налогоплательщик не произвела, в связи с чем налоговым органом выставлено требование об оплате налога, пени за период с ... по ..., которое также оставлено ответчиком без исполнения. Истец обратился к мировому судье судебного участка ... с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Романовой И.В. задолженности по налогу, пени. Заявление о вынесении судебного приказа удовлетворено, вынесен судебный приказ, ... с учетом поступивших от должника возражений судом вынесено определение об отмене судебного приказа, которым инспекции разъяснено право на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности в порядке искового производства. В связи с чем ... административный истец направил иск с вышеизложенными требованиями в Усть-Пристанский районный суд ....
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим способом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении иска настаивал.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Романова И.В. в судебном заседании иск не признала в полном объеме, представила письменные возражения, в которых указала, что по требованию о взыскании задолженности за 2014 год пропущен срок обращения в суд. За 2016 год она не должна платить налог, поскольку не является собственником указанных транспортных средств, приговором Индустриального районного суда ... от ... было установлено, что автомобили принадлежат её брату РАУ, их конфисковали в доход государства.
Исследовав материалы административного дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями п. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Законом Алтайского края от 10.10.2002 №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края.
В силу ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего кодекса.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что Романова И.В. с 2013 года по настоящее время является собственником транспортных средств:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Следовательно, в силу положений ст.ст.357-359, 362 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик Романова И.В. обязана уплачивать транспортный налог.
В соответствии с п.1 ст.361 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Статьей 1 Закона Алтайского края от 10.10.2002 №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлена налоговая ставка для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно в размере 60 рублей с каждой лошадиной силы мощности двигателя.
За 2014 год в отношении указанных транспортных средств – легковых автомобилей Романовой И.В. начислен налог в следующем размере:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Общая сумма транспортного налога за 2014 год, подлежащая к уплате, составила 25860 рублей.
За 2016 год в отношении указанных транспортных средств начислен налог в таком же размере: <данные изъяты>. = 13800 рублей; <данные изъяты>. = 12060 рублей. Общая сумма транспортного налога за 2016 год составила 25860 рублей.
Административный ответчик, не оспаривая расчет налога, мощность двигателей автомобилей, заявила о том, что с 2015 года она не является собственником указанных транспортных средств.
Действительно, приговором Индустриального районного суда ... от ... автомобили ..., государственный регистрационный знак ..., ..., государственный регистрационный знак ... были конфискованы в доход государства, поскольку было установлено, что они являлись орудием преступлений, совершенных РАУ, использовались им в своих интересах, следовательно, фактически принадлежали ему (л.д...).
Как следует из сообщения судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов ..., исполнительное производство ... об обращении в доход государства указанных автомобилей окончено ... в связи с фактическим исполнением (л.д. ...).
Вместе с тем, исходя из общих положений о праве собственности, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (ст.209, ст.223 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно сведениям, представленным РЭО ГИБДД МО МВД России «Алейский», за Романовой И.В. по состоянию на ... зарегистрированы транспортные средства: ..., государственный регистрационный знак ... с ..., ..., государственный регистрационный знак ... с ..., что подтверждается карточками учета, также имеются сведения о запрете на регистрационные действия (л.д. ...).
На основании изложенного, учитывая вышеназванные положения закона в совокупности со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, Романова И.В. является налогоплательщиком транспортного налога на указанные автомобили, поскольку право собственности до настоящего времени зарегистрировано на ней.
При этом из пояснений ответчика следует, что она не обращалась с письменными заявлениями о прекращении её права собственности ни в правоохранительные органы, ни в регистрирующие отделы ГИБДД.
... от 10.10.2002 №66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" предусмотрен порядок и сроки уплаты налога. Налоговая база по транспортному налогу подлежит исчислению по окончании налогового периода, который составляет календарный год. Сумма такого налога подлежит уплате в году, следующим за истекшим. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (в редакции закона от 03.10.2014 № 76-ЗС).
Согласно п.2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 Налогового кодекса РФ).
В отношении транспортного налога соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, из которой следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, заявление о выдаче судебного приказа могло быть подано налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм материального права налоговый орган был вправе направить Романовой И.В. в 2017 году уведомление об уплате транспортного налога за 2014 год и установить срок, в который оно должно быть исполнено.
Срок обращения налогового органа в суд в данном случае следует исчислять не с момента просрочки установленного в требовании срока оплаты налога, а исходя из: срока для предъявления требования (3 месяца со дня наступления срока, указанного в уведомлении), минимального срока на исполнение требования, предусмотренного п.4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (8 дней), срока направления требования по почте, установленного п.6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (6 дней) и шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Согласно п.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу части 3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При исчислении данных сроков суд учитывает положения п.6 ст.6.1 Налогового кодекса РФ о том, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях, а также положения трудового законодательства о том, что общим выходным днем является воскресенье, праздничным – 8 марта.
Как следует из материалов дела, налоговое уведомление ... от ... в связи с принадлежностью Романовой И.В. транспортных средств об оплате транспортного налога за 2014, 2016 годы в общей сумме 51720 рублей направлялось административному ответчику ... со сроком уплаты не позднее ... (л...).
В связи с не поступлением денежных средств в счет оплаты налога, Межрайонная ИФНС ... по ... направила ответчику требование ... по состоянию на ... об уплате транспортного налога в сумме 51720 рублей, пени в размере 975 рублей 78 копеек, в котором оговорен срок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и пени до ... (л.д. ...
Проверяя довод о пропуске срока обращения в суд с требованием о взыскании транспортного налога за 2014 год, суд приходит к выводу, что он не пропущен. 3 месяца со дня наступления срока, указанного в уведомлении исчисляется с ...г. до ...г. включительно + 8 дней на исполнение требования до ...г. + 6 дней для направления требования по почте до ...г. + 6 месяцев для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа до ....
Поскольку требование об уплате налога и пени административным ответчиком не исполнены, истец ... направил по почте заявление о вынесении судебного приказа в судебный участок .... ... заявление поступило, ... и.о. мирового судьи судебного участка ... был вынесен судебный приказ по делу ... которым взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014, 2016 годы в размере 51720 рублей и пени в размере 975 рублей 78 коп.
... с учетом поступивших от должника возражений мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа, которым инспекции разъяснено право на обращение в суд с административным иском (л.д. ...).
С административным исковым заявлением Межрайонная инспекция ФНС ... по ... обратилась ..., то есть в срок, предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации (л.д. ...).
На основании изложенного, требования истца о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 года, а также за 2016 год подлежат удовлетворению.
Кроме того, административный истец просит взыскать пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014, 2016 годы в общей сумме 975 рублей 78 копеек за период с ... по .... (л.д. ...).
В соответствии с п.2 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствие со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Кроме того, из анализа правовых норм, содержащихся в ст.48 и ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Проверяя представленный административным истцом расчет пени, суд считает его неверным по следующим основаниям.
Согласно Указанию Центрального Банка Российской Федерации от 11 декабря 2015 года № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» с 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России, с этого времени значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Ключевая ставка Банка России с 19 сентября 2016 года составляет 10%.
Расчет суммы пени должен быть произведен по следующей формуле: (25860+25860) х10% :300 х72 дня просрочки за период с 02.12.2017 по 11.02.2018 = 1241 руб. 28 коп. Эта сумма получилась больше, чем было предъявлено в требовании и заявлено в иске.
Административный истец произвел расчет пени, исходя из действующих в определенный период времени ставок рефинансирования ЦБ РФ 8,25%, 7,75%, сумма пени по данным начислениям за 2014 год составила 487 рублей 89 коп, за 2016 год – 487 рублей 89 коп, всего 975 рублей 78 коп.
В соответствии со статьей 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае суд не может выйти за пределы заявленных административным истцом требований, поскольку пени могут быть взысканы только в пределах сумм, указанных в требовании.
На основании изложенного с Романовой И.В. в пользу Межрайонной инспекции ФНС ... по ... подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2014 в размере 25860 рублей, пени в размере 487 рублей 89 коп, за 2016 год – недоимка по транспортному налогу в размере 25860 рублей, пени в размере 487 рублей 89 коп.
Согласно ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку требования удовлетворены, с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1780 рублей 87 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░░ ... ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ... ... ..., ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░░ ... ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░░░ ░ ░░░░░░░ 25860 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ... ░░ ... ░ ░░░░░░░ 487 ░░░░░░ 89 ░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░░░ 25860 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ... ░░ ... ░ ░░░░░░░ 487 ░░░░░░ 89 ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 52695 ░░░░░░ 78 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «...» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1780 ░░░░░░ 87 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ...░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ....
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░