<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Заозерный 27 февраля 2019 года
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Солохина С.А.
с участием прокурора Ильенко Д.Н.
при секретаре Юленковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саргсян Анатит Аветике к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату городов Заозерный и Бородино, Рыбинского района Красноярского края о взыскании компенсации морального вреда, суд
УСТАНОВИЛ:
Саргсян А.А. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату городов Заозерный и Бородино, Рыбинского района Красноярского края о взыскании компенсации морального вреда по тем основаниями, что ее сын ФИО13. ДД.ММ.ГГГГ г. был призван на военную службу, которую с ДД.ММ.ГГГГ г. проходил по призыву в в/части № дислоцированной <адрес> в должности <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ г. около 20 час. 30 мин. в 200 метрах к югу от полевого лагеря в/части №, расположенного на <адрес> ФИО14. погиб в результате поражения техническим электрическим током.
Вследствие смерти сына, истица испытала и до настоящего времени, испытывает моральные и нравственные страдания, связанные с потерей родного, любимого ей человека, будущего помощника и кормильца. Кроме того, от потери брата, страдает ее маленькая десятилетняя дочь.
На основании изложенного, Саргсян А.А. просит взыскать с Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата городов Заозерный и Бородино, Рыбинского района Красноярского края компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. В судебное заседание истица Саргсян А.А., представитель истицы адвокат ФИО15., представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата городов Заозерный и Бородино, Рыбинского района Красноярского края, представитель соответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, представители <данные изъяты> не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (абзац первый пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 (статьи 1064 - 1101), если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 Постановления от 20 октября 2010 г. N 18-П, ссылаясь на свою позицию, выраженную в Постановлении от 26 декабря 2002 г. N 17-П, указал, что военная и аналогичная ей служба (служба в органах внутренних дел, противопожарная служба и т.п.) представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливаются их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м") влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение в случае причинения вреда жизни или здоровью в период прохождения службы. Конкретизируя названные положения Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, цель которых в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и социального статуса, обеспечив соразмерный получавшемуся денежному довольствию уровень возмещения вреда.
Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, а также задачи Российской Федерации как социального государства по обеспечению эффективной защиты и поддержки семьи и исходя из того, что правовой статус семьи военнослужащего, погибшего при исполнении воинского долга (умершего вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы), производен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его профессиональной деятельности, федеральный законодатель предусмотрел также особый правовой механизм возмещения вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, для членов семей погибших (умерших) военнослужащих.
Одной из форм исполнения государством обязанности возместить вред, который может быть причинен жизни или здоровью военнослужащих при прохождении ими военной службы, является обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета, установленное законом в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). В конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов, входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред (пункт 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 18-П).
В пункте 4 Постановления от 20 октября 2010 г. N 18-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что согласно статье 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности. В системной связи со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц, в порядке главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда. Применительно к возмещению вреда, причиненного здоровью сотрудника милиции при исполнении им служебных обязанностей, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июля 2009 г. N 13-П пришел к выводу, что статья 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключает, а, напротив, предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения такого вреда, но лишь в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда. Поскольку публично-правовой статус сотрудников милиции аналогичен публично-правовому статусу военнослужащих, подобный подход полностью распространяется на отношения по возмещению вреда военнослужащим, а также членам их семей, чей правовой статус производен от правового статуса военнослужащих. Следовательно, статья 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет использовать дополнительно к публично-правовым средствам социальной защиты военнослужащих и членов их семей меры гражданско-правовой ответственности в тех случаях, когда вина органов и должностных лиц государства в причинении вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей военной службы установлена. Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 8-П.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, и подтверждается материалами дела, что истица Саргсян А.А. является матерью ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО17. ДД.ММ.ГГГГ г. был призван на военную службу отделом военного комиссариата Красноярского края по г. Заозерный и Рыбинскому району, которую с ДД.ММ.ГГГГ г. проходил по призыву в воинской части <адрес>, в должности <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ г. около 20 час. 30 мин. военнослужащий по призыву воинской № рядовой ФИО18. обнаружил рядового ФИО19. в бессознательном состоянии с оголенными проводами «П-274М» в руках в лесополосе в двухстах метрах к югу от полевого лагеря воинской <адрес>. Смерть ФИО20. наступила около 20 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ г. в результате поражения техническим электрическим током.
ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст. 293 УК РФ, в связи с гибелью военнослужащего по призыву воинской части <данные изъяты> которое неоднократно прекращалось, решения о прекращении дела отменялись, и ДД.ММ.ГГГГ г. было прекращено постановлением <данные изъяты>. на основании пункта 1 части 1 статьи 24 УПК РФ в связи с отсутствием события преступления.
В ходе предварительного следствия установлено, что должностные лица войсковой № не давали ФИО21. указаний на подключение проводов к электрической подстанции и не отправляли его проверять по какой причине в полевом лагере отсутствует электричество. Смерть ФИО22. наступила вследствие личной неосторожности последнего, в результате соприкосновения с оголенным электрическим проводом.
Согласно, заключению экспертизы № № от ДД.ММ.ГГГГ г. смерть ФИО23. наступила в результате поражения техническим электрическим током. При судебно-химическом исследовании крови из трупа ФИО24. этиловый спирт и наркотические вещества не обнаружены.
В результате административного расследования, проведенного командиром № гв. ФИО25., установлено, что причиной гибели гв. рядового ФИО26. явились: <данные изъяты>
Из приведенных нормативных положений гражданского законодательства и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что обязанность по компенсации морального вреда за счет соответствующей казны может быть возложена на государственные органы или должностных лиц этих органов при наличии противоправности деяния и вины указанных органов и лиц в причинении вреда жизни и здоровью военнослужащего. Если в действиях государственных органов, а также их должностных лиц не установлено противоправности и вины в причинении военнослужащему вреда, то основания для компенсации морального вреда по нормам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В материалах дела не имеется сведений о противоправных действиях и о наличии вины должностных лиц ответчиков в наступлении смерти ФИО27 В связи с чем, правовых оснований для компенсации морального вреда, по правилам главы 59 ГК РФ не имеется. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, членам их семей вместо возмещения вреда государством выплачиваются страховые суммы.
Как установлено судом, страховая организация АО «Страховое общество газовой промышленности» в связи с гибелью ФИО28 в период прохождения военной службы произвела выплату его матери Саргсян А.А. страхового возмещения в размере <данные изъяты> руб., предусмотренного Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, что подтверждается платежным поручением № № от ДД.ММ.ГГГГ г.
При таких обстоятельствах, исковые требования Саргсян А.А. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Саргсян Анатит Аветике отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через районный суд в течение месяца <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Председательствующий Солохин С.А.