Решение по делу № 2-242/2018 от 03.04.2018

Дело № 2-242/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2018 года                         г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Ю.М.,

при секретаре Денисенко А.В.,

с участием помощника Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Клюшниченко М.Ф.,

представителя ответчика Учреждение администрации города Райчихинска Костиной А.Л.,

представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области Писаревой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора города Райчихинска, действующего в интересах Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц, к Учреждению администрации города Райчихинска о возложении обязанности организовать водоотведение на территории муниципального образования в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм,

У С Т А Н О В И Л:

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Учреждению администрации города Райчихинска о возложении обязанностей по строительству и введению в эксплуатацию очистных сооружений, в обоснование которого указал, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды на территории Амурской области. В ходе проверки установлено, что на территории городского округа город Райчихинск существует централизованная система водоотведения. Сброс сточных вод, принимаемых от потребителей, осуществляется по трем выпускам: в черте города Райчихинска – в ручей Озерный, в пос. Широкий – в ручей Холодный Ключ, в пос. Восток – в ручей Озерный. Сброс сточных вод в поселках Широкий и Восток осуществляется без их очистки, что оказывает негативное воздействие на обитаемые в них водные биологические ресурсы, являющиеся объектами животного мира, которые также как и поверхностные воды, в силу ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ, отнесены к компонентам природной среды и в силу ч. 4 указанного Федерального закона, относящиеся к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности. В рассматриваемом случае снижение негативного воздействия на окружающую среду и компоненты природной среды будет достигнуто путем постройки очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод по выпускам, расположенным в поселках Широкий и Восток городского округа город Райчихинск. Организация мероприятий по охране окружающей среды и водоотведения на территории городского округа город Райчихинск отнесена к компетенции администрации данного муниципального образования. Таким образом, решение вопроса о строительстве очистных сооружений по указанным выше выпускам сточных вод отнесено к компетенции учреждения администрация города Райчихинска. Проверкой установлено, что меры, направленные на строительство очистных сооружений на территории городского округа в поселках Широкий и Восток, учреждением администрация города Райчихинска не принимаются, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении данным органом власти возложенных полномочий в сфере охраны окружающей среды и организации водоотведения.

На основании изложенного, Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор просил возложить на учреждение администрация города Райчихинска обязанность построить и ввести в эксплуатацию очистные сооружения, обеспечивающие нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в ручей Холодный Ключ, по выпуску, расположенному в п. Широкий г. Райчихинска, в соответствии с требованиями СанПиНа и Водного кодекса РФ. Возложить обязанность на учреждение администрация города Райчихинска построить и ввести в эксплуатацию очистные сооружения, обеспечивающие нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в ручей Озерный, по выпуску, расположенному в п. Восток г. Райчихинска, в соответствии с требованиями СанПиНа и Водного кодекса РФ. Установить ответчику срок для добровольного исполнения решения суда – 2 года со дня вступления решения в законную силу.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры уточнил исковые требования, просил обязать учреждение администрация города Райчихинска в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод в п. Широкий г. Райчихинска и исключающее их сброс на рельеф, ручей Холодный Ключ и иные водные объекты, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и норматив предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Обязать учреждение администрация города Райчихинска в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод в п. Восток г. Райчихинска и исключающее их сброс на рельеф, ручей Озерный и иные водные объекты, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и норматив предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

В судебном заседании помощник межрайонного природоохранного прокурора Клюшниченко М.Ф. поддержал заявленные требования с учетом их уточнений по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации города Райчихинска Костина А.Л. в судебном заседании не согласилась с требованиями истца, указала, что для устранения выявленных нарушений необходимы значительные денежные затраты, данные расходы в бюджет муниципального образования заложены не были. В настоящее время в бюджете отсутствуют необходимые денежные средства на организацию указанных прокурором работ, которые являются затратными. Считает, что установленный прокурором срок является недостаточным, т.к. для разработки и утверждения работ по водоотведению требуется более длительный срок, подразумевающий реальную возможность исполнения решения суда.

Представители третьих лиц ООО «Амурская угольная компания», комитета по управлению имуществом города Райчихинска в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Согласны на рассмотрение дела в их отсутствие. Представитель третьего лица комитета по управлению имуществом города Райчихинска в телефонограмме выразил несогласие с уточненными требованиями истца, представитель третьего лица ООО «АУК» оставил разрешение данного вопроса на усмотрение суда.

В силу ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела при указанной явке лиц.

Из отзыва председателя комитета по управлению имуществом города Райчихинска Шиленкова В.В. на первоначально заявленные требования следует, что комитет возражает против требований ввиду отсутствия средств на проведение мероприятий по строительству очистных сооружений. Удовлетворение требований истца при отсутствии средств на строительство указанных объектов повлечет за собой заведомо невозможное исполнение решения суда.

    Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика Администрации города Райчихинска Амурской области, заключение представителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городе Райчихинске, Бурейском, Архаринском, Михайловском и Завитинском районах, полагавшей требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Частью 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ и п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа организация мероприятий по охране окружающей среды в его границах.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа организация в границах городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно представленным в материалы дела свидетельствам серии , , внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Учреждения администрации города Райчихинска, оно поставлено на налоговый учет.

Уставом городского округа города Райчихинск определены предметы ведения городского округа, согласно которым к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится организация в границах городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В ходе проверки межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что на территории городского округа город Райчихинск существует централизованная система водоотведения. Сброс сточных вод, принимаемых от потребителей, осуществляется по трем выпускам: в черте города Райчихинска – в ручей Озерный, в пос. Широкий – в ручей Холодный Ключ, в пос. Восток – в ручей Озерный. Сброс сточных вод в поселках Широкий и Восток осуществляется без их очистки.

Представитель истца считает, что организация мероприятий по охране окружающей среды и водоотведения на территории городского округа город Райчихинск отнесена к компетенции администрации данного муниципального образования, непринятие мер учреждением администрация города Райчихинска мер к постройке очистных сооружений затрагивает интересы Российской Федерации и права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем для разрешения спора обратился в суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные межрайонным природоохранным прокурором требования по существу, суд приходит к следующему.В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Водного Кодекса Российской Федерации водоотведением является любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.

В силу ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ст. 44 ВК РФ).

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Из представленных в материалы дела протоколов лаюораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при исследовании хозяйственных бытовых сточных вод в п. Широкий были обнаружены колиформные бактерии КОЕ/100 мл – 20 000, гигиенический норматив не более 500; термотолерантные колиформные бактерии КОЕ/100 мл – 20 000, гигиенический норматив не более 1 000; в п. Восток обнаружены колиформные бактерии КОЕ/100 мл – 13 603, гигиенический норматив не более 500; термотолерантные колиформные бактерии КОЕ/100 мл – 13 603, гигиенический норматив не более 1 000.

    Значительное превышение гигиенических нормативов в сбрасываемых сточных водах п. Восток и п. Широкий также установлено при проведении микробиологических исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается протоколами лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, в судебном заседании установлено, что сброс сточных вод производится без очистки, с превышением гигиенических нормативов.

Согласно заключению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городе Райчихинске, Бурейском, Архаринском, Михайловском и Завитинском районах от ДД.ММ.ГГГГ требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными.

Учреждением администрация города Райчихинска данные выводы не оспорены, в нарушение ст. 67 ГПК РФ не представлено доказательств надлежащего исполнения обязанностей по охране окружающей среды.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ комитет по управлению имуществом города Райчихинска передал в аренду ООО «Амурская угольная компания» имущество, отнесенное к муниципальному имуществу, предназначенное для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению.

Из актов приема-передачи № 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 от 01.01.2018 года следует, что каких-либо очистных сооружений, расположенных в пос. Широкий, пос. Восток и соответствующего оборудования не имеется и по вышеуказанному договору ООО «АУК» не передавалось.

Напротив, материалы дела содержат доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по охране окружающей среды, а именно о наличии очистных сооружений в пос. Широкий и пос. Восток.

В судебном заседании установлено, что сточные воды без очистки растекаются по рельефу местности и стекают в ручей Озерный и ручей Холодный Ключ, что не оспорено представителем ответчика. В сточной воде установлены превышения предельно-допустимых концентраций.

Отсутствие очистки сточных вод создает угрозу поступления опасных в эпидемиологическом отношении стоков в ручей Озерный и ручей Холодный Ключ. Данные стоки могут явиться источником микробного и химического загрязнения почвы, водного объекта, подземных вод.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения водоотведения.

Таким образом, законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления поселения организовать деятельность по водоотведению сточных вод на территории муниципального образования.

Указание представителя Учреждения администрации г. Райчихинска на отсутствие денежных средств в бюджете, необходимых для проведения указанных работ по организации водоотведению в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм, не является основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на них законом соответствующих обязанностей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на учреждение администрация города Райчихинска организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод в п. Широкий г. Райчихинска и исключающее их сброс на рельеф, ручей Холодный Ключ и иные водные объекты, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и норматив предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, а также организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод в п. Восток г. Райчихинска и исключающее их сброс на рельеф, ручей Озерный и иные водные объекты, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и норматив предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок исполнения данного решения, суд учитывает значимость разрешаемого спора, касающегося обеспечения безопасности неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, принимает во внимание, что неприятия мер влечет причинение вреда водным биоресурсам, и находит предложенный прокурором трехмесячный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, разумным и справедливым.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать учреждение администрация города Райчихинска в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод в п. Широкий г. Райчихинска и исключающее их сброс на рельеф, ручей Холодный Ключ и иные водные объекты, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и норматив предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

Обязать учреждение администрация города Райчихинска в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод в п. Восток г. Райчихинска и исключающее их сброс на рельеф, ручей Озерный и иные водные объекты, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и норматив предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 23 мая 2018 года.

    

Председательствующий Ю.М. Кузнецова

2-242/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация г.Райчихинска
Другие
Комитет по управлению имуществом г. Райчихинска,
ООО "Амурская угольная компания"
Управление Роспотребнадзор по Амурской области
Суд
Райчихинский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
raichihinskiy.amr.sudrf.ru
03.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2018Передача материалов судье
04.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2018Подготовка дела (собеседование)
04.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2018Судебное заседание
23.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2018Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее