Решение по делу № 2-1738/2023 от 26.04.2023

Дело № 2-1738/2023

УИД 59RS0027-01-2023-001579-37

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Город Кунгур Пермский край              09 июня 2023 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Оборина Л.Г.,

при секретаре Натаровой Ю.Ф.,

с участием представителя истца Киневой Е.М., доверенность от 28.12.2022,

представителя ответчика Бунаковой К.В., доверенность от 09.01.2023,

представителя третьего лица Файзуллина Р.М., доверенность от 30.08.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края об обязании разработать и согласовать проект, установить границы и режим зоны санитарной охраны источника водоснабжения,

установил:

    Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее – Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском к Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края и просит с учетом уточненных исковых требований:

обязать Администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края:

разработать и согласовать с органами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю проект зоны санитарной охраны скважины д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в срок до 01 июня 2025 года;

направить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения населения д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края в сопровождении документов, предусмотренных п.2.6 Приказа Министерства природных ресурсов Пермского края от 14.12.2011 № СЭД-30-01-03-312 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях» в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зон санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны, в течение 30 дней с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта;

установить границы и режим зон санитарной охраны водоисточника д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края, обеспечить нанесение границ зон санитарной охраны на градостроительную документацию в соответствии с п.5 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечить регулирование оборота земель, находящихся в пределах 1-го и 2-го поясов зон санитарной охраны, согласно п.п.14 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 01 июня 2025 года.

В обоснование исковых требований представитель истца указал, что при анализе реестра санитарно-эпидемиологических заключений установлено, что у Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края, имеющей на балансе источник питьевого водоснабжения – скважина д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения. Отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения является нарушением требований п.4 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Несмотря на требования действующего законодательства, орган местного самоуправления не предпринимал необходимых мер по получению санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны указанного водоисточника. МУП ЖКХ «Троельжанское» осуществляет деятельность по эксплуатации источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и подачу питьевой воды населению.

Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях из которых следует, что под кадастровым номером 59:24:0820101:401 учтена водопроводная сеть в д. Блины, право собственности на сеть и скважину не зарегистрировано, в муниципальной собственности отсутствует объект скважина. Ответчику необходимо принять меры для признания объекта бесхозяйным и принятия в собственность. Отсутствие необходимых денежных средств не позволит исполнить требования истца в предложенный срок. Просит в случае удовлетворения иска установить срок разработать и согласовать проект зоны санитарной охраны скважины д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края, направить проект зоны санитарной охраны в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зон санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны, в течение 30 дней с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта, установить границы и режим зон санитарной охраны в срок до 31.12.2025.

Представитель третьего лица МУП «ЖКХ «Троельжанское» исковые требования поддержал.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч.1 ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Частями 1 и 2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

На основании ст.11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (пункты 4 и 5 ст.18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

В соответствии с пунктами 1-4 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.13 Закона Пермской области от 10.02.2000 № 817-122 «О безопасности питьевой воды» разрешение на использование водного объекта в качестве источника питьевого водоснабжения допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям его безопасного использования для человека.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 введены в действие Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).

Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" утверждены "Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок", "Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений", "Положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации".

Судом установлено.

Администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края является распорядительным органом местного самоуправления.

Согласно учетной карточки буровой скважины от 07.03.1978 № 129 по адресу д. Блины 500 м южнее жилого сектора 200 м западнее р. Бым правый берег Кунгурского района Пермского края имеется скважина для водоснабжения № 3703 (л.д.74).

На основании постановления администрации г. Кунгура Пермского края от 18.05.2021 № 499-171-01-09 на праве хозяйственного ведения передано недвижимое имущество МУП «ЖКХ «Троельжанское», а именно: водопроводная сеть д. Блины, протяженностью 188 м (л.д.14-23, 37-42, 63-64).

Право собственности на указанные объекты не зарегистрировано, водопроводной сети присвоен кадастровый номер 59:24:0820101:401, что подтверждается сведениями из ЕГРН (л.д.43-49).

МУП «ЖКХ «Троельжанское» осуществляет водоснабжение населения из скважины № 3703 по водопроводным сетям, находящимся в хозяйственном ведении, скважина на кадастровый учет не поставлена, разведочно-эксплуатационный паспорт на скважину отсутствует, что следует из объяснений представителя третьего лица и отзыва на исковое заявление, не оспаривается ответчиком (л.д.62).

В соответствии с п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В силу требований п.1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Таким образом, исходя из действующего законодательства, деятельность органов местного самоуправления имеет основополагающее значение в организации надлежащего водоснабжения населения. В силу указанных норм закона организация водоснабжения населения относится к полномочиям ответчика.

Вместе с тем из материалов гражданского дела следует, что органом местного самоуправления не соблюдены требования законодательства в создании проекта зоны санитарной охраны скважины, не установлены границы и режим зон санитарной охраны водоисточника в д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиями.

При анализе реестра санитарно-эпидемиологических заключений установлено, что у Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края, которая эксплуатирует источник питьевого водоснабжения – скважина д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения отсутствует (л.д.24-25).

Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения закреплен ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения возложены на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов в соответствии со ст.27 Водного кодекса Российской Федерации и ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (ст.18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п.5 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в обязательном порядке отображаются на картах градостроительного зонирования. Земельные участки, расположенные в первом и втором поясе утвержденных зон, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность (подп.14 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации). Перечисленные полномочия по установления границ и режима зон санитарной охраны водоисточников, нанесению этих границ на градостроительную документацию и регулированию оборота земель предоставлены органам исполнительной власти.

Из искового заявления следует, что орган местного самоуправления, в нарушение требований законодательства не принимает меры, направленные на устранение санитарного законодательства, что свидетельствует о нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Соблюдение требований санитарных правил и норм является необходимым условием для обеспечения безопасности здоровья и соблюдения прав лиц, проживающих на территории д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края.

В ходе судебного разбирательства установлено, что несмотря на требования действующего законодательства ответчик не предпринимал необходимых мер по разработке проекта зон санитарной охраны для источника водоснабжения, установлению границ и режима зон санитарной охраны этого водоисточника, нанесению этих границ на градостроительную документацию.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Ответчик не представил доказательств и не привел убедительных доводов невозможности исполнения возложенной обязанности в срок, предложенный истцом. С учетом характера выявленных нарушений, в целях обеспечения баланса интересов сторон суд считает срок, предложенный истцом для устранения нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства до 01.06.2025 года, является обоснованным, разумным и достаточным.

На основании изложенного суд находит требования истца в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края об обязании разработать и согласовать проект, установить границы и режим зоны санитарной охраны источника водоснабжения, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

обязать Администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края (ИНН 5917101383):

разработать и согласовать с органами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю проект зоны санитарной охраны скважины д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в срок до 01 июня 2025 года;

направить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения населения д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края в сопровождении документов, предусмотренных п.2.6 Приказа Министерства природных ресурсов Пермского края от 14.12.2011 № СЭД-30-01-03-312 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях» в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зон санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны, в течение 30 дней с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта;

установить границы и режим зон санитарной охраны водоисточника д. Блины Кунгурского муниципального округа Пермского края, обеспечить нанесение границ зон санитарной охраны на градостроительную документацию в соответствии с п.5 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечить регулирование оборота земель, находящихся в пределах 1-го и 2-го поясов зон санитарной охраны, согласно п.п.14 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 01 июня 2025 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Г. Оборин

2-1738/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Центральный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие "ЖКХ "Троельжанское"
Администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края
Суд
Кунгурский городской суд Пермского края
Судья
Оборин Лев Геннадьевич
Дело на странице суда
kungur.perm.sudrf.ru
26.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2023Передача материалов судье
27.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2023Подготовка дела (собеседование)
12.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2023Судебное заседание
09.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее