Решение по делу № 33а-4639/2022 от 07.07.2022

Дело №33а-4639/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург 04 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего      Морозовой С.Г.,

судей                 Григорьевой Н.М., Шулындиной С.А.,

при секретаре Благополучной Е.В.,

рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Леонова Валерия Михайловича на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 11 января 2022 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Леоновой Ольги Исидоровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области о признании незаконными действий по требованию уплаты земельного налога.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., пояснения заинтересованного лица Леонова В.М., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

    

установила:

Леонова О.И. обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, указав в обосновании требований, что ИФНС Росси по Выборгскому району Ленинградской области длительное время предъявляет требования об оплате земельного налога, с которыми истец не согласна, так как считает, что в ее собственности земельные участки с кадастровыми номерами отсутствуют и принадлежат на праве собственности КХ «Агроферма».

С учетом изложенного, административный истец просит суд признать действия МИФНС № 10 по Ленинградской области, выражающиеся в требованиях об уплате земельного налога незаконными, в связи с отсутствием объектов налогообложения у Леоновой О.И.

Определениями суда от 08.06.2021, 05.07.2021 и от 27.07.2021 к участию в деле в качестве в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по Ленинградской области, администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» Ленинградской области, Леонов В.М. (л.д. 42, 54, 78 об.).

Определением суда от 27.07.2021 произведена замена судьи Гришина Д.Ю. на судью Киселеву С.Н. (л.д. 59-60).

Определением суда от 24.11.2021 произведена замена административного ответчика ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области на его правопреемника – МИФНС России №10 по Ленинградской области (л.д. 175-176).

    Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 11.01.2022 в удовлетворении требований отказано в полном объеме (л.д. 203-204).

В апелляционной жалобе, содержащее ходатайство о восстановлении срока на ее подачу, заинтересованное лицо Леонов В.М. просит отменить решение как принятое с нарушением норм материального права, неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по доводам, изложенным в иске (л.д. 220-223).

Определением суда от 09.06.2022 срок для подачи апелляционной жалобы восстановлен (л.д. 226).

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец и административный ответчик не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о дате и месте судебного заседания.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка лиц, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, выслушав пояснения заинтересованного лица, оценив материалы административного дела, проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, и установлено судом первой инстанции, что постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 10.06.1992 Леоновой О.И. предоставлен земельный участок общей площадью 29,94 га., из них в собственность 5,56 га. и 24,38 га. в пожизненно наследуемое владение землей для организации крестьянского хозяйства животноводческого направления (л.д. 9-10).

Право собственности на земельные участки оформлены, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от 11.01.1993 (л.д. 35).

Земельный участок площадью 243 800 кв.м. расположен по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет за номером Земельный участок площадью 55 600 кв.м. расположен по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет за номером (л.д. 148-149, 151-152).

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 22.05.2019 по делу удовлетворен административный иск ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области к Леоновой О.И. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016 и пени, в удовлетворении встречного административного иска Леоновой О.И. к ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконными действий, выразившиеся в предъявлении требования об уплате земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47 отказано. Решение вступило в законную силу 09.07.2020 (л.д. 36-41).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Леоновой О.И. принадлежат на праве собственности два земельных участка, за которые налоговым органом произведен расчет земельного налога.

Судебная коллегия полагает вывод суда обоснованным и правомерным на основании следующего.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) закреплено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (часть 1 статьи 388 НК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок.

В силу части 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 года № 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на земельные участки и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с действующим законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Таким образом, возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ, связано с наличием документов, подтверждающих соответственно возникновение, изменение или прекращение права постоянного (бессрочного) пользования.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина РФ от 20.06.2006 №03-06-02-04/88.

С учетом изложенного, на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

Поскольку спорные земельные участки были предоставлены Леоновой О.И. в пожизненно наследуемое владение землей, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от 11.01.1993, налоговой инспекцией правомерно начисляется земельный налог на спорные объекты недвижимости.

При этом довод жалобы о том, что указанные земельные участки на праве собственности принадлежали КФХ «Агроферма» судебная коллегия полагает не состоятельной, основанной на неверном толковании норм права.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 74-ФЗ от 11 июня 2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то есть Федеральным законом РФ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ, пунктом 1 Постановления Правительства РФ "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" от 17 мая 2002 г. N 319.

Из материалов дела усматривается, что постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 10.06.1992 Леоновой О.И. предоставлены 2 земельных участка для организации крестьянского хозяйства животноводческого направления.\

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском хозяйстве)" крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином.

Раздел 3 вышеуказанного закона устанавливал права гражданина, имеющего земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на праве собственности. Так, в частности в ч. 1 ст. 10 Закона указано, что гражданину, имеющему земельный участок для ведения КФХ на праве пожизненного наследуемого владения или в собственности, предоставляется право: самостоятельно хозяйствовать на земле, возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения; передавать по наследству и т.д.

Из содержания нормы видно, что правом собственности на земельный участок обладает гражданин, а не КФХ. Аналогичные по смыслу нормы содержались и в ст. ст. 58 - 59 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент приобретения истицей земельной доли.

Статьей 14 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 был установлен исчерпывающий перечень имущества КФХ, в состав которого земельные участки не входили.

Из совокупности указанных норм следует, что земельный участок не мог принадлежать на праве собственности КФХ, а мог принадлежать только гражданину, организующему КФХ.

При этом административным истцом доказательств переоформления права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами и за КФХ «Агроферма» суду не представлены, как и документов, подтверждающих прекращения права собственности за Леоновой О.И. указанных земельных участков или их изъятие.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию заявителя с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 11 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Леонова Валерия Михайловича - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено 04.08.2022 года.

(судья Киселева С.Н.)

33а-4639/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Леонова Ольга Исидоровна
Ответчики
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Леонов Валерий Михайлович
администрация муниципального образования Выборгский район Ленинградской области
ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Морозова Светлана Геннадьевна
Дело на странице суда
oblsud.lo.sudrf.ru
07.07.2022Передача дела судье
04.08.2022Судебное заседание
11.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2022Передано в экспедицию
04.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее