Судья Гуреева К.С. (дело № 2-4246/2021) дело № 33-91/2022
УИД 12RS0003-02-2021-004224-93
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 20 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Протасовой Е.М. и Скворцовой О.В.,
при секретаре Муравьевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике
Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от <дата>, которым постановлено:
признать незаконным решение центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл от
<дата> в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Кулалаева С. К. с семьей в составе двух человек (он, супруга – Кулалаева Л. В.).
Восстановить Кулалаева С. К. в списке на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей из четырех человек (Кулалаев С. К., супруга Кулалаева Л. В., дочь Никитина (Кулалаева) Е. С., дочь Кулалаева А. С.).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Скворцовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кулалаев С.К. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл ( далее – МВД по Республике Марий Эл) о признании незаконным решения центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Марий Эл (далее – ЦЖБК МВД по РМЭ) от <дата> о снятии Кулалаева С. К. и членов его семьи с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признании за Кулалаевым С.К. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью из четырех человек путем восстановления Кулалаева С.К. и членов его семьи (Кулалаевой Л.В., Никитиной
(Кулалаевой) Е.С., Кулалаевой А.С.) в списках на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование иска указано, что Кулалаев С.К. является пенсионером МВД по Республике Марий Эл, состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На основании решения ЦЖБК МВД по РМЭ от <дата> Кулалаев С.К. и члены его семьи были сняты с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ввиду того, что его дочери достигли возраста 23 лет, и на них не распространяется действие Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», также указано, что Кулалаев С.К. не нуждается в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе МВД по Республике Марий Эл просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы указано, что площадь имеющихся жилых помещений истца превышает норму предоставления площади жилого помещения. Отмечено, что при рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты сотруднику органов внутренних дел либо гражданину, уволенного со службы в органах внутренних дел, не учитываются дети, которым исполнилось 23 года. Также указано, что решения ЦЖБК МВД по РМЭ об исключении Никитиной (Кулалаевой) Е.С. и Кулалаевой А.С. от <дата> и от <дата> истцом не оспаривались.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя МВД по РМЭ Е.А.Ю. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Кулалаева С.К. и его представителя
Г.О.Ю., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты. для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее – Правила предоставления единовременной социальной выплаты), в соответствии с пунктом 8 которых при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Согласно подпункту «б» пункта 19 указанных Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 247-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Кулалаев С.К. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с <дата> по <дата>. Общая выслуга лет составила 23 года 03 месяца 10 дней в календарном исчислении.
Решением ЦЖБК МВД по РМЭ от <дата> Кулалаев С.К. с семьей в составе 4 х человек (он, супруга Кулалаева Л.В., дочь Кулалаева Е.С., дочь Кулалаева А.С.) принят на учет на получение единовременной социальной выплаты
Решением ЦЖБК МВД по РМЭ от <дата> постановлено внести изменения в учетные данные Кулалаева С.К. в связи с достижением дочерью Кулалаевой Е.С. возраста 23 лет; решено считать Кулалаева С.К. принятым на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе
3 х человек (он, супруга Кулалаева Л.В., дочь Кулалаева А.С.).
Аналогично, решением ЦЖБК МВД по РМЭ от <дата> внесены изменения в учетные данные Кулалаева С.К. в связи с достижением дочерью Кулалаевой А.С. возраста 23 лет; постановлено считать принятым Кулалаева С.К. на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 2х человек (он и супруга –Кулалаева Л.В.).
Решением ЦЖБК МВД по РМЭ от <дата> Кулалаев С.К. с семьей в составе 2х человек (он, супруга Кулалаева Л.В.) сняты с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
При этом, комиссией учтено, что истец Кулалаев С.К., его супруга Кулалаева Л.В., дочь Никитина (Кулалаева) Е.С., Кулалаева А.С., проживают и зарегистрированы по месту жительства в жилом доме по адресу: Республика Марий Эл, <адрес> общей площадью 50,1 кв.м. Собственником указанного жилого дома являлся отец истца Кулалаев К.Л., умерший <дата>. Мать истца ФИО1 умерла <дата>. Наследственное дело не заводилось. На основании положений статей 1152 и 1153 ГК РФ жилищная комиссия исходила из фактического принятия Кулалаевым С.К. наследственного имущества в виде жилого дома по адресу: РМЭ, <адрес> и с учетом состава семьи, площади занимаемого жилого помещения, пришла к выводу о том, что Кулалаев С.К. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий и подлежит снятию с учета на получение единовременной социальной выплаты.
Признав незаконным решение центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Марий Эл от <дата> в части снятия Кулалаева С.Н. с семьей в составе 2х человек, суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела, на основании представленных сторонами доказательств, пришел к выводу, что не может служить основанием для снятия истца и членов его семьи с учета для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку истец состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи из 4х человек (он супруга, две дочери) с <дата>, представленные им документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, подтверждали наличие условий, необходимых для принятия сотрудников на учет. Несмотря на это, с 2012 года единовременная социальная выплата истцу Кулалаеву С.К. по достижении дочерьми 23 лет не была предоставлена по независящим от него обстоятельствам; объективных и достоверных доказательств того, что истец и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, ответчиком не представлено.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции верными, постановленными при правильном применении норм материального права, с учетом юридически значимых обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливаемые указанным Кодексом нормы жилищного законодательства распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.
Соответственно, при реализации жилищных прав сотрудников органов внутренних дел подлежат применению и общие нормы законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам.
Такие нормы содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации, которыми следует руководствоваться при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи собственника жилого помещения, имеющего право на обеспечение жильем.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В силу подпункта «б» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Согласно статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении, и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В связи с вышеизложенным, тот факт, что дочери истца достигли возраста 23 лет, не может служить основанием для снятия истца и членов его семьи с учета для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Приведенный пример судебной практики не может быть учтен в настоящем споре, поскольку в настоящем споре рассматривается право истца и членов его семьи состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, и не оспаривается размер соответствующей единовременной выплаты.
На основании вышеизложенного, решение центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Марий Эл от <дата> о снятии истца в составе семьи из двух человек с учета очередников, состоящих на получение единовременной социальной выплаты, противоречит нормам жилищного законодательства. Обеспеченность жилой площадью каждого члена семьи истца Кулалаева С.К. (он, жена, 2 дочери) как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, составляет менее учетной нормы, предусмотренной пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.
При установленных по делу обстоятельствах, является верным вывод суда о том, что имеются основания для восстановления права
Кулалаева С.К. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи четыре человека, так как оспариваемое истцом постановление издано в связи с неверным применением норм материального права.
Доводы жалобы о том, что истцом не оспорены решения ЦЖБК МВД по РМЭ от <дата> и от <дата> не являются основанием к отмене судебного решения и не препятствуют восстановлению нарушенных жилищных прав Кулалаева С.К. и членов его семьи в судебном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, не влекут отмены состоявшегося судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а сводятся к несогласию с ними, не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи Е.М. Протасова
О.В. Скворцова
мотивированное апелляционное определение составлено 27 января 2022 года