№ 2-648/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2015 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.
при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А.
с участием истица Сергеевой Г.В.
представителя ответчика Юрковец М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеевой Г.В. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное)
о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей
У С Т А Н О В И Л:
Сергеева Г.В. обратилась в суд с иском к ГУ -Управление Пенсионного Фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики- Чувашии (межрайонное) о признании незаконным решения в части отказа во включении в специальный стаж работы периодов обучения на курсах повышения квалификации, периодов работы в качестве воспитателя, о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В обоснование иска указала, что решением ГУ -УПФР в Чебоксарском районе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по мотиву недостаточности 25 –летнего стажа работы в образовательных учреждениях для детей.
При этом в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии не включены периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ
периоды учебного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ;
периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ «<данные изъяты> в качестве <данные изъяты>.
Истица просит признать данное решение незаконным и обязать включить вышеуказанные периоды в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, обязать назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением – с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Сергеева Г.В. поддержала исковые требования по вышеизложенным основаниям, пояснив, что в период обучения на курсах повышения квалификации она работала в должности старшего воспитателя МДОУ «<данные изъяты> и направлялась на курсы повышения квалификации на основании приказа работодателя. Также в период работы в должности <данные изъяты> она обучалась в высшем учебном заведении, и на период сдачи экзаменов по месту работы предоставлялись учебные отпуска с сохранением места работы и заработной платы.
Полагает, что периоды обучения и учебных отпусков подлежат включению в стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Кроме того, истица пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ, когда детский сад «<данные изъяты>» закрывался на косметический ремонт, она также работала <данные изъяты>, что подтверждается записью в трудовой книжке, готовила материалы, наглядные пособия, разрабатывала план занятий с детьми. В эти периоды за ней сохранялось место работы, ей выплачивалась заработная плата, и полагает, что эти периоды должны быть учтены при подсчете специального стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Представитель ответчика -УПФР в Чебоксарском районе Чувашской Республики -Чувашии Юрковец М.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, указав, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости № не предусмотрено включение периодов обучения на курсах повышения квалификации, учебных отпусков, периодов работы, в течение которых не велась педагогическая деятельность в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, в связи с чем полагает, что эти периоды обоснованно исключены из подсчета специального трудового стажа истицы.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Сергеевой Г.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей по мотиву отсутствия и 25-летнего педагогического трудового стажа.
При этом в специальный стаж не включены периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ, периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ «<данные изъяты> в качестве <данные изъяты>.
Суд находит решение Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии в части не включения вышеуказанных периодов в специальный стаж работы незаконным.
Из записи в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, Сергеева Г.В. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>.
Согласно справке МДОУ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ Сергеева Г.В. находилась на курсах повышения квалификации.
Как усматривается из копии трудовой книжки истица Сергеевой Г.В. ДД.ММ.ГГГГ принята в <данные изъяты> в качестве заместителя <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № 37-К).
Из справки, выданной данной организацией от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что Сергеева Г.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации. Продолжительность рабочего времени составила 1,0 ставки.
Указанные периоды следует включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Как установлено судом, в спорные периоды истца Сергеева Г.В. в вышеназванных образовательных учреждениях для детей занимала должность <данные изъяты>, и <данные изъяты> поименованную в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
В силу ст.187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что периоды обучения Сергеевой Г.В. на курсах повышения квалификации приравниваются к трудовой деятельности и должны быть включены в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Также период учебного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком неправомерно не включен в специальный стаж работы для назначения трудовой пенсии на льготных основаниях.
Как предусмотрено пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу статьи 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно справке МБДОУ «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в период работы в МБДОУ <данные изъяты> Сергеева Г.В. находилась в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что Сергеева Г.В. в спорные периоды являлась педагогическим работником общеобразовательного учреждения, ей были предоставлены дополнительные отпуска, за истицей в соответствии с нормами ТК РФ сохранялась заработная плата, уплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, следовательно, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Сергеевой Г.В. и включении периодов нахождения в учебных отпусках в специальный стаж для назначения трудовой пенсии на льготных основаниях.
Суд находит также незаконным оспариваемое решение в части не включения в специальный стаж периодов работы истицы в МДОУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в силу следующего.
Согласно записи в трудовой книжке истицы Сергеевой Г.В. ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в ясли сад <данные изъяты> на должность <данные изъяты>, и на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ уволена с работы согласно п. 3 ст. 77 ТК РФ.
Согласно копии приказов по МДОУ <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с подготовкой к новым учебным годам в период с ДД.ММ.ГГГГ МДОУ <данные изъяты> был закрыт на ремонт.
Из справки, представленной МДОУ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ истица Сергеева Г.В. занималась педагогической деятельностью, Выполняемая норма рабочего времени составила 1 ставка.
Как следует из табеля учета рабочего времени за июнь месяц 2011года, за июнь месяц 2012 года Сергеевой Г.В. отработан полный месяц в июне 2011 года, в июне 2012 года в качестве <данные изъяты>, т.е. в период проведения ремонтных работ истице заработная плата начислялась по своей основной профессии старшего воспитателя.
Также из справок о заработной плате за период с июня по июнь 2011 года, за период с июня по июнь 2012 года следует, что в период закрытия детского сада с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ, с 4 июня по ДД.ММ.ГГГГ истице начислена заработная плата по ее основной профессии старшего воспитателя, следовательно, произведены отчисления в пенсионный фонд.
Согласно должностных инструкций старшего воспитателя МБДУ <данные изъяты>, должностные обязанности старшего воспитателя не связаны с осуществлением воспитательной деятельности только в группах детей, поэтому на период закрытия детского сада на ремонтные работы не повиляли на трудовые функции истцы по должности <данные изъяты>.
Таким образом, при отсутствии сведений о предоставлении истице административных отпусков на время ремонта детского сада, либо о возложении на нее в указанные периоды обязанностей, не связанных с педагогической деятельностью, суд приходит к выводу, что оснований для исключения данных периодов из подсчета специального стажа для досрочного назначения трудовой пенсии у ответчика не имелось.
Согласно решению Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, специальный педагогический стаж истицы на момент обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости составляет 23 года 10 месяцев 7 дней.
При включении в специальный стаж спорных периодов: с ДД.ММ.ГГГГ курсы повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ учебного отпуска;
периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, то на дату обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости продолжительность специального трудовой стажа истицы составляла более 25 лет.
Принимая во внимание, что истице необоснованно было отказано в зачете спорных периодов в специальный трудовой стаж, учитывая момент возникновения у нее права на досрочное назначение трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ, суд признает за истицей Сергеевой Г.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Сергеевой Г.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики -Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Сергеевой Г.В. во включении в специальный стаж периодов:- обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ;
- учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики – Чувашии включить Сергеевой Г.В. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей:
- периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ;
- периоды учебного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ;
- периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ в МБДОУ <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики – Чувашии назначить Сергеевой Г.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский суд Чувашской Республики
Председательствующий: А.Ю. Тяжева.
Мотивированное решение составлено 24 марта 2015 года.