12-1090/20
РЕШЕНИЕ
дата адрес
Судья Хамовнического районного суда адрес фио, с участием защитника фио по доверенности фио, рассмотрев жалобу фио на постановление И.о. начальника ИФНС России №4 по адрес №77042001009556900002 от 15.01.2020года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении Зубрицкой ...,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением И.о. начальника ИФНС России № 4 по адрес от дата фио признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3/4 от суммы незаконной валютной операции, что составило сумма.
На указанное постановление фио подана жалоба, в которой она просит об отмене состоявшегося по делу постановления должностного лица. В обоснование жалобы ссылается на то что зачисление денежных средств в виде дивидендов от ТОВ «СТАНКОСЕРВИС» на зарубежный счет в Украине осуществлено против воли заявителя, а именно по единоличному решению директора ТОВ «СТАНКОСЕРВИС» и без соответствующего одобрения и согласия со стороны фио, при этом после обнаружения заявителем факта зачисления дивидендов на счет в банке Украины, фио были написаны заявления в банк и ТОВ «СТАНКОСЕРВИС» с требованием об отмене проведенной операции, однако отменить проведенную операцию было технически невозможно, и единственным верным действием являлось перечисление всех незаконно зачисленных средств на счета в уполномоченных наименование организации. таким образом, заявителем были предприняты все действия направленные на перевод зачисленных фио на зарубежный счет дивидендов в РФ и их добровольное декларирование в налоговых органах РФ, в связи с чем заявитель просит отменить обжалуемое постановление или применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник фио по доверенности фио поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители ИФНС России № 4 по адрес, фио, фио возражали против удовлетворения жалобу заявителя, поскольку должностным лицом ИФНС верно установлены все значимые для рассмотрения дела факты и обстоятельства, доводы жалобы направлены на переоценку с целью избежать ответственность за совершенное правонарушение.
Доводы об отсутствии возможности зачислить денежные средства на счет в уполномоченном банке ввиду осложнившейся политической обстановкой между Украиной и Россией несостоятельны и не имеют отношения к рассматриваемому делу, поскольку в силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы Российской Федерации. Из материалов дела достоверно усматривается, что фио, являясь резидентом Российской Федерации, намеренно шла к получению ею иностранной валюты в качестве дивидендов на условиях заведомо противоправных действующему Российскому законодательству
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемое постановление должностного лица законным и обоснованным.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (здесь и далее нормы Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием к привлечению Г. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ) резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации.
К валютной операции, в силу пп. б п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, согласно ч. 3 которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, перечисленных в части 3.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от дата N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами адрес, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами адрес.
Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами адрес, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами адрес (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Наряду со случаями, указанными в части 4 настоящей статьи, на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами адрес, могут быть зачислены суммы процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах), денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада), наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад), денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады), средства, полученные в случаях, установленных подпунктами "ж" и "з" пункта 9 части 1 статьи 1, пунктами 10 - 12, 16 - 18 части 1 статьи 9, абзацами шестым - восьмым части 2, пунктом 2 части 3 статьи 14, а также пунктами 1 - 3 и 6 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона (абз. 1 ч. 5 ст. 12 того же закона).
Наряду со случаями, указанными в абзаце первом части 5 ст. 12 Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами адрес, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов: выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами - резидентами за пределами адрес своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам), а также выплачиваемые в виде оплаты и (или) возмещения расходов таких физических лиц - резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами - резидентами за пределами адрес своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам); выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража; выплачиваемые в виде пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера; в виде страховых выплат, осуществляемых страховщиками-нерезидентами; выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных физическими лицами - резидентами денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за возвращаемый физическим лицом - резидентом нерезиденту ранее купленный им у такого нерезидента товар, оплаченную такому нерезиденту услугу (абз. 2 ч. 5 ст. 12 Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
На основании ч. 5.1 ст. 12 Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ), могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
Наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей части, на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств - членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов: суммы доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами адрес недвижимого и иного имущества физического лица - резидента; денежные средства, выплачиваемые в виде накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу - резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги); денежные средства, полученные физическим лицом - резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, указанный в пункте 4 статьи 27.5.3 Федерального закона от дата N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"; денежные средства, выплачиваемые физическому лицу - резиденту в виде дохода, полученного от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему - нерезиденту.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, фио осуществила зачисление дата на свой счет №26207501818064, открытый в наименование организации (Украина), денежных средств в иностранной валюте от ТОВ «СТАНКОСЕРВИС» в качестве дивидендов за 2015, 2016 гг. в сумме сумма украинских гривен, минуя счета в уполномоченных наименование организации, при этом операция по зачислению денежных средств, поступивших от ТОВ «СТАНКОСЕРВИС», не входит в перечень случаев, указанных в ст.12 Закона №173-Ф3.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения фио к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: отчетом о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами адрес; банковской выпиской за период 01.01.2018-31.12.2018; уведомлением о закрытии счета (вклада) в банке, расположенном за пределами адрес; протоколом об административном правонарушении № 77042001009556900001 от дата; письменными пояснениями фио; специальной декларацией; уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за пределами адрес; отчетом о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами адрес; банковскими выписками за период 01.01.2018-31.12.2018 и другими материалами дела.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Указанные доказательства должностным лицом проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, правильно применил положения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях фио события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,
Доводы жалобы об отсутствии в действиях фио состава административного правонарушения, поскольку денежных средств в виде дивидендов от ТОВ «СТАНКОСЕРВИС» на зарубежный счет в Украине осуществлено против воли заявителя, являлись предметом рассмотрения и оценки должностного лица ИФНС при рассмотрении дела об административном правонарушении, не согласиться с выводами должностного лица, оснований у суда, рассматривающего настоящую жалобу, не имеется.
Данные доводы направлены на переоценку установленных обстоятельств и доказательств по делу в выгодном для заявителя свете.
В соответствии с ч.1 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, фио должна была знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством, и обязана была обеспечить их выполнение, при намерении извлечь прибыль от планируемой сделки.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению норм валютного законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что фио предприняла все зависящие от нее меры по недопущению нарушения, в материалах дела отсутствуют и заявителем суду не представлено.
Вопреки доводу жалобы, оценив характер и степень общественной опасности допущенного фио административного правонарушения и учитывая конкретные обстоятельства дела, оснований для применения к рассматриваемому правонарушению положения о малозначительности не имеется.
Пунктом 63 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до дата, утвержденной указом Президента Российской Федерации от дата N 537, пунктами 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от дата N 683 установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
С учетом этого оснований полагать совершенное фио правонарушение в области валютного законодательства малозначительным не имеется.
Административное наказание фио назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Оснований для признания размера назначенного наказания чрезмерно завышенным, а также замене наказания на предупреждения, не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от дата N 11-П, от дата N 8-П и от дата N 14-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Оценив конкретные обстоятельства дела, а также учитывая соразмерность назначенного наказания конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, следует признать, что назначенное фио наказание предусмотрено санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и соответствует принципам справедливости, соразмерности.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица ИФНС
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу фио по делу не усматривается.
Порядок и срок привлечения фио к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.5- 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление И.о. начальника ИФНС России №4 по адрес №77042001009556900002 от 15.01.2020года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении фио... -оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд путем подачи жалобы через канцелярию Хамовнического районного суда адрес.
Судья фио