Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-2081/2024 от 08.07.2024

№ 16-2081/2024

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток                                                               12 сентября 2024 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу Тарабукиной В.И. на вступившие в законную силу постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2024 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тарабукиной В.И.,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2024 года, Тарабукина В.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Тарабукина В.И. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объёме.

Изучив с учётом положений указанной нормы материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ участковым уполномоченным ОП № 3 МУ МВД России «Якутское» в отношении Тарабукиной В.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно данному протоколу ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 50 минут на <адрес>, Тарабукина В.И., являясь журналистом сетевого издания «Sakhaday», деятельность которого прекращена 19 мая 2023 года по решению учредителя, сетевое издание «Sakhaday» не является средством массовой информации, не имела при себе отличительных знаков представителя средства массовой информации, присутствующего на публичном мероприятии.

Дело передано на рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).

Определением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2024 года протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы возвращены в ОП № 3 МУ МВД России «Якутское» для устранения недостатков.

В рамках устранения недостатков иным должностным лицом - начальником ОП № 3 МУ МВД России «Якутское» 28 февраля 2024 года вынесено определение о внесении исправления в протокол об административном правонарушении в части описания обстоятельств события вменённого Тарабукиной В.И. административного правонарушения, а именно: «Тарабукина В.И. участвовала в несанкционированном митинге на <данные изъяты>, повлекшем создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной, социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и транспортных средств, доступу граждан к жилым помещениям, объектам транспортной и социальной инфраструктуры. Поскольку материалами проверки установлено, что помехи движению пешеходов и транспортных средств были созданы, а Тарабукина В.И. принимала участие в данном митинге, то в её действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», тем самым Тарабукина В.И. нарушила требования пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Дело передано на рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).

29 февраля 2024 года дело рассмотрено судьей Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) по существу, вынесено постановление о признании Тарабукиной В.И. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания.

С такими выводами судьи городского суда согласился судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

Между тем при рассмотрении дела и пересмотре постановления не учтено следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В силу положений приведённых выше норм изменение, дополнение сведений, ранее указанных в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений в протокол.

Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем, из истребованных материалов дела об административном правонарушении следует, что сведений о направлении административным органом уведомления о вызове Тарабукиной В.И. на внесение изменений в протокол об административном правонарушении не имеется.

Каких-либо объективных данных о том, что Тарабукиной В.И. было известно о намерении должностного лица административного органа внести дополнение в составленный в отношении неё протокол об административном правонарушении, не усматривается.

Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными. Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подобное нарушение не может быть восполнено при рассмотрении жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Данным обстоятельствам судом надлежащая оценка не дана.

Помимо этого, при внесении изменений в протокол об административном правонарушении начальником ОП № 3 МУ МВД России «Якутское» было полностью изменено описание события ранее вменённого административного правонарушения, что не соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также следует отметить, что статьёй 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок исправления описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в постановлении, решении, определении, состоявшихся по делу об административном правонарушении, однако данная норма неприменима к случаям устранения недостатков протокола об административном правонарушении. Такие недостатки подлежат устранению путём внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путём составления нового протокола.

Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными. Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подобные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении жалобы на вступившие в законную силу постановление и решение по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах следует признать, что при рассмотрении дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения, судьями нижестоящих инстанций соблюдены не были.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2024 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2024 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тарабукиной В.И., подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.

Ходатайство автора жалобы о проведении судебного заседания путём использования систем видеоконференц-связи удовлетворению не подлежит в связи с тем, что рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (разъяснения в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции

п о с т а н о в и л:

жалобу Тарабукиной В.И. удовлетворить.

Постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2024 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тарабукиной В.И., отменить.

Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции                                                                            Я.А. Римский

16-2081/2024

Категория:
Административные
Статус:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
Ответчики
ТАРАБУКИНА ВИКТОРИЯ ИВАНОВНА
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции (Приморский край)
Статьи

ст.20.2 ч.6.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее