Дело №а-851/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 июня 2018 года <адрес>
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Белхароев Т.А.,
при секретарях судебного заседания Газдиевой Ф.И., Бородиной В.В.,
с участием представителя административного истца Хациева Т.М., действующего на основании доверенности № <адрес>7 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Баркинхоевой Л.Х., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алархановой М. В. к МВД России по <адрес> о признании неправомерными действий, отмене решения об аннулировании гражданства и паспорта Российской Федерации.
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия МВД России по <адрес> незаконными, отменить решение об аннулировании гражданства ее и ее несовершеннолетних детей, а также паспорта Российской Федерации на ее имя, восстановить пропущенный срок для обращения в суд.
В обоснование административного иска указано, что решением УФМС РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании п. «б» ч. 1 ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республиками Казахстан, Кыргызстан и Беларусь об упрощенном порядке приобретения гражданства от ДД.ММ.ГГГГ уроженка <адрес> ССР Аларханова М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ее несовершеннолетние дети получили гражданство Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> Алархановой М.В. был выдан паспорт Российской Федерации, который в последующем аннулирован.
В целях установления причин аннулирования паспорта представитель административного истца обратился у УВМ МВД по РИ с требованием о предоставлении решения об отмене принятия гражданства и принятии мер по устранению незаконных действий в отношении Алархановой М.В. На указанное обращение в установленном порядке и сроки ответ им не поступил.
В последующем Алархановой М.В. получен не мотивированный ответ от ДД.ММ.ГГГГг. из которого следует, «что паспорт гражданина Российской Федерации серии 2616 №, выданный отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> Республики Ингушетия ДД.ММ.ГГГГ аннулирован на основании заключения по результатам служебной проверки, проведенной по фактам выдачи паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации с нарушением порядка их выдачи. Проверкой установлено, что решение о приеме в гражданство Российской Федерации Алархановой М.В. в установленном порядке не принималось, учетное дело по приобретению гражданства Российской Федерации Алархановой М.В. в УВМ МВД по РИ отсутствует.
Ссылается на то, что ответ на обращение о предоставлении информации, поступил лишь на адрес электронной почты заявителя, к которому не приложены запрашиваемые документы.
Согласно свидетельства о заключении брака от 26.02.2013г. серии 1-ПН № между гражданкой Казахстана Алархановой М.В. и гражданином РФ Амриевым Я.Я. был заключен брак. Нарушения со стороны Алархановой М.В. не установлены, принятые решения в адрес Алархановой М.В. не направлены.
В судебном заседании представитель административного истца Хациев Т.М. требования поддержал, просил их удовлетворить по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Баркинхоева Л.Х. требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Административный истец Аларханова М.В., надлежащим образом извещенная о времени месте рассмотрения дела в суд не явилась, о причинах неявки суд не уведомила.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Статья 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ устанавливает, что гражданство Российской Федерации приобретается по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ определяет случаи приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Согласно части 2 указанной статьи иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.
Порядок исполнения государственной функции по определению наличиягражданства Российской Федерации, приобретению или прекращениюгражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению, либоотмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменившихгражданство, определён Административным регламентом исполненияФедеральной миграционной службой государственной функции поосуществлению полномочий в сфере реализации законодательства огражданстве Российской Федерации, утверждённым приказом ФМС Россииот ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с требованиями раздела III Регламента,предусматривающими прием в гражданство Российской Федерации вупрощенном порядке, в том числе на основании международных договоров,заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, а должностное лицо ФМС России осуществляет проверку наличия необходимых документов и их копий, удостоверение копий документов и подлинностиподписей.
На основании представленных заявителем документов и по результатамустной консультации должностное лицо:
принимает решение о готовности пакета документов для началарассмотрения и проведения проверочных мероприятий;. В этом случаедолжностное лицо в порядке, установленном пунктом 34 Положения,принимает заявление, регистрирует заявление во входящем журнале, выдаетзаявителю справку о приеме документов с указанием регистрационного номера,даты принятия документов, фамилии и должности должностного лица,контактных данных;
принимает решение о необходимости дальнейшего сбора документов и(или) корректировки их заполнения, о чем сообщает заявителю в ходе текущегоприема документов.
Руководствуясь подпунктом 17.2 Регламента, формирует заявление в 2 экземплярах и прилагаемые к нему документы в одном экземпляре в дело, состоящее из одной части.
Дело помещается в мягкую обложку, на которой указываются фамилия, имя, отчество заявителя. К делу составляется опись,; заверяемая подписью должностного лица.
В дело подшиваются документы, установленные пунктами 14, 17 - 18, 20 - 21, 22.1 Положения, второй экземпляр заявления, квитанция об уплате государственной пошлины.
Делу присваивается регистрационный номер, проставляемый в левом верхнем углу.
О принятии заявления к рассмотрению, после подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов, полномочным органом, принявшим заявление, заявителю выдается справка установленного образца (приложение № к Административному регламенту).
В соответствии с подпунктом 17.3, должностное лицо оформляет учетную карточку (приложение № к Административному регламенту), в том числе на каждого ребенка, указанного в заявлении, и вносит в электронную базу данных, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям (приложения №№ к Административному регламенту).
Данная информация в установленном порядке направляется в ГИСМУ (Государственная информационная система миграционного учёта) ФМС России.
Подпунктом 17.4 Регламента прямо предписано должностному лицу в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации согласование решений с территориальным: органом ФСБ России и проведение соответствующих проверок, указанных в подпунктах 16.3 - 16.4 Административного регламента.
По результатам проведенных проверок и согласований изучаются обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляется решение установленного образца (приложение № к Административному регламенту) в одном экземпляре.
Решение о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке или на основании международных договоров принимается ФМС России и территориальными органами (пункт «е» статьи 30 Федерального закона).
При наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, в соответствии со статьей 16 Федерального закона, оформляется решение об отклонении заявления.
Информация по результатам проверки вносится в учетную карточку (приложение № к Административному регламенту).
Оформленное решение подлежит согласованию в ФМС России с руководителем структурного подразделения ФМС России, а затем утверждению заместителем директора ФМС России, курирующим данное направление деятельности; в территориальном органе подлежит согласованию с руководителем структурного подразделения территориального органа по вопросам гражданства, а затем утверждению руководителем (исполняющим обязанности руководителя) территориального органа (пункт 37 Положения).
Информация о лицах, в отношении которых принято решение о приеме в гражданство Российской Федерации, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям (приложения № к Административному регламенту), ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляется в АИС «Гражданство» ФМС России.
Данная информация в установленном порядке направляется в ГИСМУ ФМС России.
Таким образом, законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы миграционного учёта и контроля, установлен порядок предоставления государственных услуг.
Пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1325 (в дальнейшем - Положение) определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Согласно п. 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ врио начальника ООП и РР и ВГ УФМС России по РИ Баркинхоевым А.М. в адрес начальника отдела УФМС РФ по РИ в <адрес> направлено уведомление, согласно которому решением УФМС РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании п. «б» ч. 1 ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республиками Казахстан, Кыргызстан и Беларусь об упрощенном порядке приобретения гражданства от ДД.ММ.ГГГГ уроженка <адрес> ССР Аларханова М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ее несовершеннолетние дети получили гражданство Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> на основании указанного уведомления Алархановой М.В. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
В 2017 года при регистрации по новому месту жительства Алархановой М.В. стало известно об аннулировании ее паспорта Управлением ФМС России по <адрес>.
Из заключения служебной проверки, проведенной по факту выдачи паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации с нарушением порядка выдачи № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проверкой установлено, что решение о приеме в гражданство Российской Федерации Алархановой М.В. в установленном порядке не принималось. Учетное дело по предоставлению гражданства Российской Федерации Алархановой M.B. отсутствует. Также, отсутствуют какие-либо документальные подтверждения того, что решение о предоставлении гражданства Российской Федерации Алархановой М.В. согласовывалось с ГИАЦ МВД России, территориальным органом ФСБ России. Из письма УФСБ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что документов на согласование вопроса предоставления гражданства Российской Федерации Алархановой М.В. из УВМ МВД по <адрес> к ним не поступало. Проверкой по базе АИС «Гражданство» установлено, что Аларханова М.В. не значится в ней по учетам. Однако по учетам базы данных «ППО - Территория» Аларханова М.В. значится документированной паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика, решение о принятии Алархановой М.В. и ее детьми гражданства России не принималось, вышеназванное уведомление содержит недостоверные сведения. Автор данного уведомления Баркинхоев А.М. в настоящее время привлечен к уголовной ответственности за должностные преступления.
Из ответа Главного управления по вопросам миграции МВД России на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в Управление по вопросам миграции МВД по <адрес> Аларханова М.В. в установленном порядке не обращалась. В имеющихся учетах по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она как приобретшая гражданство Российской Федерации не значится.
Таким образом, установлено, что Аларханова М.В. и ее несовершеннолетние дети гражданство Российской Федерации в установленном порядке не приобретали, в связи с чем ответчиком не принималось решения об аннулировании их гражданства. Решение административного ответчика об аннулировании паспорта гражданки РФ Алархановой М.В. принято в соответствии с действующим законодательством, поскольку она не является гражданкой России. Нарушений прав и законных интересов административного истца со стороны МВД по РИ не усматривается.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 226-227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Алархановой М. В. к МВД России по <адрес> о признании неправомерными действий, отмене решения об аннулировании гражданства и паспорта Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: