Дело №2а-1099/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2021 года г. Смоленск
Ленинский районный суд гор. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Шевцовой Н.Г.,
при секретаре Шалыгиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Департамента Смоленской области по образованию и науке к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Ларисе Владимировне, МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Смоленской области по образованию и науке обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В., МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение в установленный судебным приставом срок требований исполнительного документа о возложении на Департамент Смоленской области по образованию и науке обязанности по осуществлению финансирования за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Карпова Д.А., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не ниже установленных социальных норм, ссылаясь на принятие исчерпывающих мер, направленных на исполнение соответствующего судебного акта, и отсутствие вины в его неисполнении, обусловленное отсутствием в областном бюджете необходимых для этого денежных средств.
Представитель Департамента Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие; в письменных возражениях на иск указала на отсутствие оснований для освобождения должника от исполнительского сбора.
Представитель УФССП России по Смоленской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Карпов Д.А., представитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, Ярцевский межрайонный прокурор Смоленской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ч.ч.1-2, 6-7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника, в частности, в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении данного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены ст.401 ГК РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии со ст.1, ч.1 ст.2, ст.3 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию и науке, на который согласно п.8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 №202, а также п.3.54 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2016 №820, возложена обязанность по перечислению в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
В ходе судебного разбирательства установлено, что вступившим в законную силу решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 02.09.2020г. на Департамент Смоленской области по образованию и науке возложена обязанность профинансировать за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее установленной нормы предоставления Карпова Д.А. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в интересах которого соответствующий иск был предъявлен в суд Ярцевским межрайонным прокурором Смоленской области.
В соответствии с упомянутым решением судом выдан исполнительный лист, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ. в отношении административного истца судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство №. Этим же постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, исчисляемый с момента получения копии данного постановления (копия постановления получена Департаментом ДД.ММ.ГГГГ).
Поскольку предусмотренных Законом Смоленской области об областном бюджете денежных средств было недостаточно для выделения бюджетам муниципальных образований Смоленской области субвенций в целях исполнения всех постановленных судебных актов о приобретении жилых помещений для лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом Смоленской области по образованию и науке в адрес начальника Департамента бюджета и финансов Смоленской области направлено письмо с просьбой о выделении в 2020г. дополнительных средств из областного бюджета для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа в сумме 324177,1 руб. со ссылкой на то, что по состоянию на 12.03.2020г. не исполнены решения судов, касающиеся предоставления жилых помещений 305 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа. В ответ на данное письмо начальник Департамента бюджета и финансов Смоленской области сообщил о том, что вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований Департаменту Смоленской области по образованию и науке на указанные цели может быть рассмотрен при очередном внесении изменений в областной закон об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. ДД.ММ.ГГГГ. Департамент Смоленской области по образованию и науке обратился с письмом в адрес начальника Департамента бюджета и финансов Смоленской области с просьбой о выделении в 2021г. дополнительных средств из областного бюджета для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа в сумме 411 324,3 руб. со ссылкой на то, что по состоянию на 20.07.2020г. не исполнены решения судов, касающиеся предоставления жилых помещений 383 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
Вместе с тем, решение о выделении Департаменту Смоленской области по образованию и науке в 2020г. дополнительных бюджетных ассигнований принято не было. До настоящего времени постановленное судебное решение административным истцом не исполнено.
Ввиду нарушения Департаментом Смоленской области по образованию и науке установленного для добровольного исполнения требований упомянутого выше исполнительного документа срока, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ. с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Анализ положений ч.ч.6-7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» позволяет прийти к выводу о том, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний упомянутых норм Закона, которые должны применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Оценивая обстоятельства, препятствующие Департаменту Смоленской области по образованию и науке добровольно исполнить требования названных исполнительных документов, суд находит их уважительными.
Административный истец, как получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств, а увеличение суммы расходов областного бюджета возможно только путем внесения изменений в расходную часть бюджета посредством принятия соответствующего закона представительным органом Смоленской области. Департамент Смоленской области по образованию и науке такими полномочиями не обладает.
Своевременное исполнение Департаментом возложенной на него указанными выше судебными актами обязанности было невозможным ввиду недостаточности выделенных из областного бюджета в качестве субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа денежных средств, тогда как предоставленный судебным приставом-исполнителем административному истцу срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов являлся неоправданно коротким и не позволил Департаменту положительно разрешить вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований.
На момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению должником требований исполнительного документа, не отпали.
При таком положении, с учетом того, что исполнение соответствующих государственных полномочий осуществляется Департаментом Смоленской области по образованию и науке в объеме выделяемых из бюджета Смоленской области денежных средств и не зависит исключительно от должника, которым предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение судебного решения, вина административного истца в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа отсутствует, что дает основания для освобождения последнего от взыскания исполнительского сбора.
При этом суд отмечает, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора, не означает освобождение его от исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.175,179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Департамента Смоленской области по образованию и науке удовлетворить.
Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Евтушенко Ларисы Владимировны от ДД.ММ.ГГГГ. в рамках исполнительного производства №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд в течение месяца через Ленинский районный суд г. Смоленска.
Председательствующий: Н.Г. Шевцова
Мотивированное решение суда изготовлено 20.02.2021г.