Решение по делу № 33а-4336/2021 от 15.06.2021

Судья Алешков А.Л. апелляционное дело № 33а-4336/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июня 2021 года г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

Председательствующего Симоновича В.Г.

судей Волкова А.Е., Першакова Д.А.

при секретаре Калининой Д.О.

с участием прокурора Казакова Р.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-532/2021 по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Солнечный на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 марта 2021 года по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к администрации сельского поселения Солнечный о признании недействующим в части постановления администрации сельского поселения Солнечный № 44 от 05 февраля 2019 года «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Солнечный от 26 февраля 2018 года № 39» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для административных, офисных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, клубов, кинотеатров, концертных залов, театров, цирков, библиотек, архивов, которым суд постановил:

«Исковые требования акционерного общества «Югра-Экология» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации сельского поселения Солнечный № 44 от 05.02.2019 года «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Солнечный от 26.02.2018 года № 39» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для административных, офисных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, клубов, кинотеатров, концертных залов, театров, цирков, библиотек, архивов.

Взыскать с администрации сельского поселения Солнечный Сургутского района в пользу АО «Югра-Экология» в счет возмещения расходов по оплате госпошлины 4 500 рублей.

Опубликовать решение суда в районной газете «Новости Приобья» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу».

Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., объяснения представителя административного истца Мингалёва М.М., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора, полгавшего решение суда правильным и не подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

Акционерное общество «Югра-Экология» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим с даты принятия постановление администрации с.п.Солнечный № 44 от 05 февраля 2019 года «О внесении изменений в постановление администрации с.п.Солнечный от 26 февраля 2018 года № 39» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для административных, офисных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, клубов, кинотеатров, концертных залов, театров, цирков, библиотек, архивов, которым административным ответчиком изменены ранее принятые нормативы накопления в пользу их уменьшения, а также взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей. С постановлением административный истец не согласен, полагая, что при его принятии использовались методы, которые противоречат требованиям постановления Правительства Российской Федерации № 269, что влечет его недействительность. Также указал, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории с.п.Солнечный оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в ХМАО-Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 21 октября 2016 года № 559-рп» (Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы. Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 07 декабря 2018 года № 647-рп в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления ТКО на территории с.п.Солнечный, Сургуткого района, ХМАО-Югры. Изменение нормативов накопления обусловлено, в том числе, принятием административным ответчиком постановления от 26 февраля 2018 года № 39 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». В соответствии с п. 18 постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Между тем, по прошествии менее 2 лет после последнего изменения нормативов накопления и внесения изменений в Терсхему, административным ответчиком было принято новое постановление, которым нормативы накопления отходов для административных, офисных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, клубов, кинотеатров, концертных залов, театров, цирков, библиотек, архивов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим постановлением № 39 от 26 февраля 2018 года и по сравнению с теми, которые вошли в Терсхему и тарифную заявку. Указанное изменение повлекло для административного истца возникновение убытков за период с 02 июля 2019 года по 31 июля 2020 года в размере 1 720 814,04 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель административного ответчика - администрации с.п.Солнечный в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений.

Прокурор в заключении по делу указал, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда администрация с.п.Солнечный не согласилась, представила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, считая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что оспариваемым постановлением права АО «Югра-Экология» не нарушены, убытки не доказаны. Замеры нормативов образования ТКО соответствуют требованиям приказа Минстроя России от 28 июля 2016 года № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов», а также Постановлению Правительства РФ от 04 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». В настоящее время администрацией Сургутского района заключен муниципальный контракт от 10 марта 2020 года № 0020 на оказание услуг по проведению замеров твердых коммунальных отходов на территории Сургутского района, в том числе на территории с.п.Солнечный со сроком исполнения 2021 год. На основании указанных замеров будет принят новый нормативный правовой акт.

     В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен. На основании частей 8, 9 статьи 96, части 1 статьи 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу ст.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно п.4 ст.24.10 названного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

На основании ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Судом установлено и следует из материалов дела, что акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории ХМАО-Югры, что следует из соглашения № 1, заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры 31 января 2019 года.

В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО производится региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.

Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона ХМАО - Югры от 17 ноября 2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО - Югры отдельными государственными

полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

     26 февраля 2018 года администрацией с.п.Солнечный, Сургутского района, ХМАО-Югры на основании приказа департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 октября 2017 года N 38-п-162 "Об утверждении методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" принято постановление № 39 «Об утверждении расчетных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории с.п.Солнечный», в том числе для административных, офисных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, клубов, кинотеатров, концертных залов, театров, цирков, библиотек, архивов (л.д.57-58).

05 февраля 2019 года администрацией с.п.Солнечный принято постановление № 44 «О внесении изменений в постановление администрации с.п.Солнечный от 26 февраля 2018 года № 39 «Об утверждении расчетных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории с.п.Солнечный», которым административным ответчиком изменены ранее принятые нормативы накопления в сторону их уменьшения по административным, офисным учреждениям, дошкольным образовательным учреждениям, общеобразовательным учреждениям, клубам, кинотеатрам, концертным залам, театрам, циркам, библиотекам и архивам (л.д.54-55).

По мнению административного истца, постановление от 05 февраля 2019 года № 44 принято органом местного самоуправления с нарушением требований законодательства, регулирующего отношения в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).

В соответствии с пунктом 4 названных правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.

    Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

    Суд первой инстанции, проверив и оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого постановления указанным правилам нормативов накопления ТКО, что нарушает права и законные интересы АО «Югра-Экология» поскольку его исполнение влечет возникновение убытков для указанной организации.

В нарушение установленных Правительством РФ вышеуказанных Правил, в с.п.Солнечный замеры массы и объёма накопления ТКО не производились, в связи с чем судебная коллегия также считает установленным факт нарушения порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Поскольку какое-либо нормативно-правовое обоснование принятого решения органом местного самоуправления приведено не было, оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о признании оспариваемого нормативного правового акта незаконным в части определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов для административных, офисных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, клубов, кинотеатров, концертных залов, театров, цирков, библиотек и архивам является правильным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.

Доводов, опровергающих обоснованность позиции суда первой инстанции, апелляционная жалоба администрации с.п.Солнечный не содержит.

    Вопреки доводам апелляционной жалобы, оспариваемый нормативный правовой акт непосредственно применялся к административному истцу, и потому затрагивает его права и законные интересы. Уменьшение административным ответчиком в нарушение установленного порядка норматива накопления ТКО повлекло изменение единого тарифа на коммунальную услугу, что привело к пропорциональному изменению дохода АО «Югра-Экология» (л.д.9-10).

    Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные ст.310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Солнечный - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения.

Председательствующий                      В.Г. Симонович

Судьи                             Д.А. Першаков

                                     А.Е. Волков

                                    

33а-4336/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
АО Югра-Экология
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ П. СОЛНЕЧНЫЙ
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Волков Андрей Егорович
Дело на странице суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
15.06.2021Передача дела судье
29.06.2021Судебное заседание
01.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2021Передано в экспедицию
29.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее