Дело №а-518/2021
УИД 29RS0005-01-2021-000569-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2021 года г.Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Костылевой Е.С.,
при секретаре Колебакиной Е.А.,
с участием старшего помощника Архангельского прокурора по надзору
за соблюдением законов в исправительных учреждениях Романовой О.В.,
представителя административного истца ФКУ «Исправительная
колония № 7 УФСИН России по Архангельской области» Окочутина М.А.,
административного ответчика Щетинина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Исакогорского районного суда <адрес> с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному иску федерального казённого учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» к Щетинину С. А. об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» (далее – ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по <адрес>») обратилось в суд с указанным административным иском, попросив установить осуждённому Щетинину С.А. административный надзор на срок три года, а также установить ему на этот период административное ограничение в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование данного требования административный истец сослался на то, что срок отбывания наказания в местах лишения свободы у Щетинина С.А. оканчивается ДД.ММ.ГГГГ, он имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение, в том числе, тяжкого преступления, при этом в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Указанные обстоятельства в силу закона являются основанием для установления административного надзора.
Представитель административного истца ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по <адрес>» Окочутин М.А. в судебном заседании административный иск поддержал.
Административный ответчик Щетинин С.А. в судебном заседании против установления административного надзора сроком на 3 года не возражал, но просил сократить количество явок.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, а также заключение старшего помощника прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.3 Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
На основании ч.3 ст.3 поименованного Закона в отношении указанного в ч.1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст.4 этого же Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом согласно ч.2 ст.4 вышепоименованного Закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В судебном заседании установлено, что Щетинин С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуждён:
- ДД.ММ.ГГГГ Новоуренгойским городским судом <адрес> по ст.161 ч.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год, с применением ст.73 УК РФ условно, с испытательным сроком 2 года;
- ДД.ММ.ГГГГ тем же судом (с учётом апелляционного определения суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) по ст.228 ч.2, 74 ч.5, ст.70 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года 1 месяц с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Начало срока – ДД.ММ.ГГГГ. В срок лишения свободы зачтено время содержания под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Преступление, предусмотренное ч.2 ст.228 УК РФ, относится к категории тяжких преступлений.
По представлению администрации ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по <адрес>» постановлением начальника названного исправительного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ Щетинин С.А. за совершение в течение года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания (если за каждое из этих нарушений осуждённый был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор) признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В настоящее время Щетинин С.А. отбывает наказание в ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по <адрес>».
Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу, что в отношении Щетинина С.А. следует установить административный надзор.
Так, Щетинин С.А., являясь совершеннолетним, в ноябре 2021 года освобождающийся из мест лишения свободы, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, при этом в период отбывания наказания в местах лишения свободы он признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, вследствие чего подпадает под действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (п.1 ч.1, п.1 ч.3 ст.3).
Из материалов дела видно, что злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания Щетинин С.А. признавался уполномоченным должностным лицом.
Принятие такого решения предусмотрено ст.116 УИК РФ, в суде указанное постановление не оспаривалось, незаконным оно не признавалось.
Законность и обоснованность постановления о признании административного ответчика злостным нарушителем, равно как и наложение иных взысканий на административного ответчика в период отбывания наказания, в предмет доказывания по делам об установлении административного надзора не входит.
Соответствующее разъяснение дано в п.17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре».
При установлении административных ограничений в отношении Щетинина С.А. суд исходит из следующего.
Суд находит обоснованной позицию исправительного учреждения, предложившего установить административному ответчику административное ограничение в виде обязательной ежемесячной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Принимая во внимание поведение Щетинина С.А. в период отбывания наказания (34 раза привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания, 16 раз с ним проводилась профилактическая беседа в связи с допущенными нарушениями, поощрений не имеет, характеризуется отрицательно), суд считает, что ему следует установить административное ограничение в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Кроме того, суд учитывает также разъяснения, содержащиеся в п.22 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», о том, что применение конкретных административных ограничений должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, в частности, должны быть учтены характер и степень общественной опасности совершённого поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учёбы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
В связи с изложенным, учитывая, что в настоящее время Щетинин С.А. отбывает наказание по двум приговорам, преступление по приговору от ДД.ММ.ГГГГ он совершил в состоянии алкогольного опьянения в ночное время, из указанного приговора, кроме того, следует, что Щетинин С.А. стоит на учёте у врача-нарколога с диагнозом: «зависимость от употребления алкоголем 2 стадии», суд приходит к выводу о необходимости установления также административных ограничений в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Указанные ограничения будут в достаточной степени отвечать задачам административного надзора.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», с учётом конкретных обстоятельств административного дела и личности административного ответчика, административный надзор Щетинину С.А. следует установить на срок три года.
Данный срок административного надзора и вышеуказанные ограничения будут в достаточной степени отвечать задачам административного надзора.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Щетинина С.А. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст.5 Закона).
На основании изложенного, для предупреждения совершения Щетининым С.А. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, руководствуясь ст.ст.273, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск федерального казённого учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» удовлетворить.
Установить Щетинину С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, административный надзор на срок три года.
На период административного надзора установить Щетинину С. А. административные ограничения в виде:
- обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Щетинина С. А., с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня;
- запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Щетинина С. А. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 рабочих дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы и апелляционного представления через Исакогорский районный суд <адрес>.
Председательствующий подпись Е.С. Костылева