Решение по делу № 2а-452/2022 от 29.06.2022

УИД 76RS0003-01-2022-000613-80

Дело № 2а-452/2022 Решение в окончательной форме принято 08 августа 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

08 августа 2022 года г. Гаврилов-Ям

Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Пушкиной Е.В.,

при секретаре Малыгиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Великосельского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области к Гаврилов-Ямскому РОСП УФССП России по Ярославской области, заместителю старшего судебного пристава Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области Ермолаевой Марине Михайловне, УФССП России по Ярославской области об уменьшении размера исполнительского сбора, предоставлении отсрочки исполнения постановления о взыскании исполнительского сбора,

у с т а н о в и л :

Администрация Великосельского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области обратилась в суд с административным иском к Гаврилов-Ямскому РОСП УФССП России по Ярославской области об уменьшении на ? размера исполнительского сбора, наложенного 28 февраля 2022 года в рамках исполнительного производства № 2159/22/76010-ИП от 24 января 2022 года, а также предоставлении отсрочки уплаты исполнительского сбора сроком до 01 марта 2023 года.

В обоснование административного иска указано, что решением Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области по гражданскому делу № 2-762/2018 удовлетворен иск прокурора Гаврилов-Ямского района о понуждении обратиться в орган регистрации права с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – автомобильную дорогу, расположенную в границах муниципального образования Великосельского сельского поселения по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, с. Плещеево, ул. Клубная. На основании данного решения 24 января 2022 года судебным приставом-исполнителем Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области возбуждено исполнительное производство № 2159/22/76010-ИП. В связи с неисполнением решения суда 28 февраля 2022 года судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Для выплаты исполнительского сбора необходимы бюджетные средства, однако бюджет на 2022 год уже утвержден, расходные обязательства для целей уплаты исполнительского сбора предусмотрены не были, так как на день формирования бюджета принудительное исполнение судебного акта инициировано не было. Бюджет муниципального образования является дефицитным и высокодотационным, все расходы, предусмотренные в нем, строго регламентированы. Вместе с тем 10 июня 2022 года администрацией в муниципальный Совет направлено письмо о рассмотрении возможности перераспределения бюджетных средств на 2022 год в целях уплаты исполнительского сбора. Поскольку формирование бюджета на 2023 год осуществляется до 01 января 2023 года, административный истец просит предоставить отсрочку уплаты сбора до 01 марта 2023 года.

На основании определения суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены заместитель старшего судебного пристава Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области Ермолаева М.М. и Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области.

Представитель административного истца Администрации Великосельского сельского поселения, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административных ответчиков Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области, УФССП России по Ярославской области, заместитель старшего судебного пристава Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области Ермолаева М.М. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Заместителем старшего судебного пристава Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области Ермолаевой М.М. представлен отзыв на административный иск, в котором просит отказать административному истцу в удовлетворении иска.

Представитель заинтересованного лица – помощник прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области Мокошина Т.А. возражала против удовлетворения административного иска в части предоставления отсрочки уплаты исполнительского сбора. Не возражала против уменьшения размера исполнительского сбора.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 названного Федерального закона).

Судом установлено, что решением Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 28 декабря 2018 года по гражданскому делу № 2-762/2018 удовлетворены требования прокурора Гаврилов-Ямского района, на Администрацию Великосельского сельского поселения Ярославской области возложена обязанность в срок до 01 сентября 2019 года обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – автомобильную дорогу, расположенную в границах муниципального образования Великосельское сельское поселение Ярославской области по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, с. Плещеево, ул. Клубная. Решение суда вступило в законную силу 29 января 2019 года, истцу выдан исполнительный лист.

На основании вышеуказанного судебного решения и исполнительного документа 24 января 2022 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области Ермолаевой М.М. в отношении Администрации Великосельского сельского поселения возбуждено исполнительное производство № 2159/22/76010-ИП.

Постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области Ермолаевой М.М. от 28 февраля 2022 года с Администрации Великосельского сельского поселения взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 21 марта 2022 года.

Согласно материалам исполнительного производства № 2159/22/76010-ИП, отзыву на иск Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области от 01 августа 2022 года, по состоянию на указанную дату требования исполнительского документа не исполнены.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Принимая во внимание, что административный истец в добровольном порядке не выполнил в установленный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, суд приходит к выводу о том, что постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области Ермолаевой М.М. от 28 февраля 2022 года о взыскании исполнительского сбора является законным.

В силу части 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 13-П от 30 июля 2001 года, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).

Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Принимая во внимание приведенные нормы права, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу о том, что взыскание исполнительского сбора является законным и обоснованным, так как должником требования исполнительного документа в установленный срок не выполнены.

Оснований для освобождения административного истца в полном объеме от уплаты исполнительского сбора либо для предоставления отсрочки его уплаты сроком до 01 марта 2023 года суд не усматривает. При рассмотрении дела судом не установлено отсутствие вины административного истца в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа. Суд учитывает, что судебный акт более 2 лет не исполняется должником, в связи с чем предоставление отсрочки уплаты исполнительского сбора, по мнению суда, не будет способствовать надлежащему и своевременному исполнению требований исполнительного документа, а также приведет к нарушению баланса интересов сторон.

Вместе с тем, суд принимает во внимание то обстоятельство, что административным истцом принимаются меры по исполнению решения суда. Учитывая предпринятые административным истцом меры к изысканию денежных средств в целях уплаты сбора, суд полагает, что указанные обстоятельства объективно свидетельствуют о возможности уменьшения исполнительского сбора.

Таким образом, суд полагает возможным уменьшить на 1/4 размер взыскиваемого с Администрации Великосельского сельского поселения исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области Ермолаевой М.М. от 28 февраля 2022 года о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства № 2159/22/76010-ИП от 24 января 2022 года, то есть до 37500 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Администрации Великосельского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области (ОГРН ) удовлетворить частично.

Размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации Великосельского сельского поселения Ярославской области по постановлению заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области Ермолаевой М.М. от 28 февраля 2022 года о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства № 2159/22/76010-ИП от 24 января 2022 года, уменьшить на одну четверть, то есть до 37500 рублей 00 копеек.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области.

Судья Е.В. Пушкина

2а-452/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация Великосельского сельского поселения
Ответчики
заместитель старшего судебного пристава Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области Ермолаева М.М.
УФССП России по Ярославской области
Гаврилов-Ямское РОСП УФССП России по Ярославской области
Другие
прокурор Гаврилов -Ямского района
Суд
Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области
Судья
Пушкина Е.В.
Дело на странице суда
gavrilov-yamsky.jrs.sudrf.ru
29.06.2022Регистрация административного искового заявления
29.06.2022Передача материалов судье
01.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2022Судебное заседание
08.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее