№ 2-70/2022
УИД 52RS0021-01-2022-000019-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Большое Мурашкино 22 февраля 2022 года
Большемурашкинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Баклановой В.Е.,
при секретаре судебного заседания Алюшиной В.А.,
с участием помощника прокурора Большемурашкинского района Нижегородской области Оганина Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большемурашкинского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Большемурашкинского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действий, в котором просит:
1. Обязать администрацию р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области привести в соответствие с п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 участок дороги, проходящий вдоль территории детского учреждения: <данные изъяты> - установить искусственные неровности за 10 - 15 м до наземного нерегулируемого пешеходного перехода;
2. Обязать администрацию р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области привести в соответствие с п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 участок дороги, проходящий вдоль территории детского учреждения: <данные изъяты> установить светофор Т.7 любых вариантов конструкции для обозначения нерегулируемого перекрестка и пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящем вдоль территории детского учреждения;
3. Обязать администрацию р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области привести в соответствие с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 участок дороги, проходящий вдоль территории детского учреждения: <данные изъяты> - установить ограничивающие пешеходные ограждения: перильные на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах на протяжении не менее 50 м в каждую сторону;
4. Обязать администрацию р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области привести в соответствие с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2019 участок дороги, проходящий вдоль территории детского учреждения: <данные изъяты>, - установить дорожные знаки 1.23 «Дети» перед участками дорог, проходящими вдоль территории детского учреждения.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий ответчику в течение 3 месяцев с момента вступления в силу решения Большемурашкинского районного суда.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры Нижегородской области от 28.04.2021 № 21-13-2021, а также во исполнение п. 2.19 решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17.03.2021 «Об итогах работы органов прокуратуры в 2020 году и о задачах по укреплению законности и правопорядка на 2021 год», проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в части обеспечения безопасного маршрута следования несовершеннолетних к образовательным учреждениям на территории Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области.
В ходе проверки выявлено, что вблизи детского учреждения – <данные изъяты>
- в нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 при наличии наземного нерегулируемого пешеходного перехода, не устроены искусственные неровности за 10 - 15 м до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детского учреждения;
- в нарушение п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 не установлен светофор Т.7 любых вариантов конструкции для обозначения нерегулируемого перекрестка и пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящем вдоль территории детского учреждения;
- в нарушение п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 при наличии нерегулируемого наземного пешеходного перехода, расположенного на участке дороги (улицы), проходящем вдоль детского учреждения, не установлены ограничивающие пешеходные ограждения: перильные на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах на протяжении не менее 50 м в каждую сторону;
- в нарушение п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2019, перед участками дорог, проходящими вдоль территории указанного детского учреждения, не установлены дорожные знаки 1.23 «Дети».
В судебном заседании помощник прокурора Большемурашкинского района Нижегородской области Оганин Е.М., настаивая на иске, сослался на доводы искового заявления.
Представитель ответчика глава администрации р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области Тезенин А.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие на всех стадиях судебного разбирательства, исковые требования признает в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны (л.д. 34, 37,39)
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с ч.ч. 2, 7 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
24.12.2018 Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден "Паспорт национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в рамках которого утвержден федеральный проект «Безопасность дорожного движения».
В соответствии с федеральным проектом «Безопасность дорожного движения» профилактика детского дорожно-транспортного травматизма отнесена к основным задачам органов государственной власти, местного самоуправления и подведомственных им организаций.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Администрация р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области в соответствии с Уставом является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, в обязанности которого входит осуществление полномочий по решению вопросов местного значения р.п. Б. Мурашкино (гл. III, ст.5 п.5).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. № 295-ст утвержден "ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения" (далее по тексту - ГОСТ Р 52605-2006).
Согласно п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 г. № 1425-ст утвержден «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее по тексту - ГОСТ Р 52289-2019).
Согласно п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2019 под детскими учреждениями понимают объекты социальной инфраструктуры для детей - здания, строения, сооружения, необходимые для жизнеобеспечения детей, а также организации, деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Согласно п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений.
Согласно подп. «б» п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах на протяжении не менее 50 м в каждую сторону:
от всех регулируемых наземных пешеходных переходов;
нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений.
Проведенной прокуратурой Большемурашкинского района проверкой установлено, что вблизи детского учреждения – <данные изъяты>
- в нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 при наличии наземного нерегулируемого пешеходного перехода, не устроены искусственные неровности за 10 - 15 м до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детского учреждения;
- в нарушение п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 не установлен светофор Т.7 любых вариантов конструкции для обозначения нерегулируемого перекрестка и пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящем вдоль территории детского учреждения;
- в нарушение п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 при наличии нерегулируемого наземного пешеходного перехода, расположенного на участке дороги (улицы), проходящем вдоль детского учреждения, не установлены ограничивающие пешеходные ограждения: перильные на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах на протяжении не менее 50 м в каждую сторону;
- в нарушение п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2019, перед участками дорог, проходящими вдоль территории указанного детского учреждения, не установлены дорожные знаки 1.23 «Дети».
Указанные нарушения подтверждаются актом выявленных недостатков, составленных при проведении проверки госинспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Княгининский».
По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в администрацию р.п. Б. Мурашкино внесено представление об устранении нарушений законодательства от 23.07.2021 № 6-3-2021.
В ходе рассмотрения указанного представления администрацией р.п. Б. Мурашкино факты нарушений признаны в полном объеме, вместе с тем фактическое устранение нарушений в настоящее время не возможно в связи с отсутствием денежных средств в дорожном фонде муниципального образования.
Проверкой устранения выявленных нарушений по состоянию на 20.01.2022 установлено, что нарушения в виде:
- отсутствия искусственных неровностей за 10 - 15 м до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детского учреждения;
- отсутствия светофора Т.7 любых вариантов конструкции для обозначения нерегулируемого перекрестка и пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящем вдоль территории детского учреждения;
- отсутствия ограничивающих пешеходных ограждений при наличии нерегулируемого наземного пешеходного перехода, расположенного на участке дороги (улицы), проходящем вдоль детского учреждения;
- отсутствие дорожных знаков 1.23 «Дети» перед участками дорог, проходящими вдоль территории детского учреждения - <данные изъяты> администрацией р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района не устранены.
Действующее законодательство не относит недостаточность денежных средств в бюджете поселения к обстоятельствам, освобождающим это поселение от выполнения мероприятий по решению вопросов местного значения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Соответственно доводы ответчика об отсутствии в бюджете денежных средств не являются основаниями для отказа в иске прокурора.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Так как, обследованные прокуратурой Большемурашкинского района участки дорог относятся к автомобильным дорогам общего пользования, то их ненадлежащее содержание влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обучающихся в указанной образовательной организации.
В качестве способа защиты нарушений прав статьей 11 ГК РФ предусмотрена судебная защита.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При таких обстоятельствах, суд признает право прокурора на обращение в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, а заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает предложенный истцом срок исполнения судебного решения - в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Этот срок суд считает разумным и достаточным для исполнения возложенной обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Большемурашкинского района Нижегородской области удовлетворить.
Обязать администрацию р.п. Большое Мурашкино Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области в течении 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести участок дороги, проходящий вдоль территории детского учреждения: <данные изъяты>, в соответствие:
- с п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 - установить искусственные неровности за 10 - 15 м до наземного нерегулируемого пешеходного перехода;
- с п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 - установить светофор Т.7 любых вариантов конструкции для обозначения нерегулируемого перекрестка и пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящем вдоль территории детского учреждения;
- с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 - установить ограничивающие пешеходные ограждения: перильные на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах на протяжении не менее 50 м в каждую сторону;
- с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2019 - установить дорожные знаки 1.23 «Дети» перед участками дорог, проходящими вдоль территории детского учреждения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятии решения в окончательном форме через районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 22.02.2022 года.
Судья /подпись/ В.Е. Бакланова
Копия с/п верна. Судья: