№ 2а-1708/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июля 2020 года гор.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Власовой И.К., при секретаре Митыповой С.Р., помощнике судьи Цыдыповой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1708/2020по административному исковому заявлению Черепановой Анастасии Анатольевны в интересах несовершеннолетнего Черепанова Артема Максимовича к МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» о признании незаконными действий и возложении обязанности обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении по месту регистрации ребенка,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратилась Черепанова А.А. в интересах несовершеннолетнего Черепанова А.М., требуя обязать административного ответчика обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении. Требования мотивированы нарушением прав ребенка на получение образования.
В судебное заседание административный истец Черепанова А.А. не явилась, извещена надлежаще, направила заявление о рассмотрении в свое отсутствие.
Представитель МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» в судебное заседание не явился, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и возражения, согласно которым требования не признали, указывают на необоснованность заявленных требований. Просили в удовлетворении требований отказать.
С учетом надлежащего извещения сторон, суд, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон, явка которых не признана судом обязательной.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 3 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ и вступившей в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ, отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В статье 5 Федерального закона от 29.12.2012N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 этого же закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, в силу приведенного правового регулирования муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Из материалов дела следует и установлено судом, что административный истец Черепанова А.А. является матерью несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., семья проживает по адресу: ..., ребенок состоит на учете на получение места в дошкольном муниципальном образовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу Комитета по образованию ... от ДД.ММ.ГГГГ очередь ребенка на обеспечение местом в дошкольных образовательных учреждениях по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ: в ДОУ ..., ДОУ ..., ДОУ ..., ДОУ ..., в ДОУ ....
Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее – образовательная организация) утвержден Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ N 98 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ".
Пунктом 3.1 указанного порядка предусмотрено, что плановое комплектование образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, осуществляется Комитетом ежегодно с 1 мая по 31 мая.
Пунктом 3.5 Порядка предусмотрено, что если в процессе распределения места в ДОО предоставляются не всем детям, состоящим на учете для предоставления места с 1 сентября текущего года, эти дети обеспечиваются местами в ДОО на свободные (освобождающиеся, вновь созданные) места в течение учебного года. Если в течение учебного года свободные места им не были предоставлены, то эти дети учитываются в списке нуждающихся в месте в ДОО с 1 сентября следующего календарного года.
Как следует из обстоятельств дела, плановое комплектование образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, Комитетом произведено, при этом несовершеннолетний ребенок административного истца местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечен.
В силу ч. 1 ст. 10, ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" орган местного самоуправления в лице Комитета обязан был рассмотреть письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления в течение 30 дней обеспечить его объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение, а также принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
На момент обращения административного истца с иском в суд предусмотренные законодателем обязанности административным ответчиком, осуществляющим управление в сфере образования, предусматривающими, что в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по обращению родителей (законных представителей) ребёнка подлежит разрешению вопрос об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию, исполнены не были.
Исходя из вышеприведенных положений закона, административный ответчик обязан был принять достаточные меры по наилучшему обеспечению интересов ребенка административного истца. Суд находит доказанными обстоятельства соблюдения административным истцом необходимых условий для получения места в детском саду (возраст ребенка более двух месяцев, обращение административного истца к ответчику с заявлением о предоставлении ребенку места в ДОУ на территории г. Улан-Удэ). Административный ответчик был обязан обеспечить ребенка административного истца местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Не предоставление ребенку истца места в МБДОУ свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом и о нарушении конституционных прав ребенка на доступное бесплатное дошкольное образование.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Представленные ответчиком в возражениях сведения не подтверждают достижение на момент рассмотрения настоящего административного дела доступности дошкольного образования для ребенка истца, находящегося в очереди на получение места в муниципальном дошкольном учреждении более четырех лет.
Необходимость при решении вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации, органу местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, учитывать территориальную доступность такого учреждения (географическую доступность) следует из толкования, приведенного в п. 2.1 Постановления Конституционного суда РФ ...-П от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном Постановлении со ссылкой на положения Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО ДД.ММ.ГГГГ) и статью 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, доступность образования определена как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Таким образом, являются обоснованными требования административного истца о предоставлении места ребенку в муниципальном дошкольном учреждении с учетом территориальной доступности, под которой понимается разумная географическая доступность.
Возражения административного ответчика не могут быть приняты судом во внимание, так как, законодательство РФ не предусматривает норм, ограничивающих права детей на получение доступного бесплатного дошкольного образования при наличии определенных обстоятельств, таких как: наличие очередности, нахождение в очереди впереди ребенка истца других детей и т.п. Возможность получения ребенком дошкольного образования в одной из вариативных форм может быть осуществлена только при наличии согласия родителей ребенка, учитывая осуществление родительских прав исключительно в интересах детей, отсутствии норм закона, обязывавших бы родителей получение дошкольного образования для детей в вариативных формах при невозможности устроить ребенка в государственную или образовательную организацию. Поэтому отсутствуют законные основания для признания в действиях административного истца злоупотребления своими правами.
Доводы административного ответчика о невозможности удовлетворения заявленных административным истцом требований в силу недопустимости нарушения установленных норм СанПиН, так как все МДОУ города Улан-Удэ укомплектованы, суд находит несостоятельными, поскольку, суд не ограничивает способ исполнения ответчиком обязанности по предоставлению ребенку административного истца места в МДОУ в виде предоставления места в избранных родителем дошкольных учреждений, такое место может быть предоставлено во вновь построенных, приобретенных, или же реконструированных дошкольных учреждениях, с соблюдением действующих санитарных норм и правил, а также с соблюдением территориальной доступности.
Решение суда по настоящему административному спору подлежит исполнению в течение одного месяца со дня вступления в законную, указанный срок суд находит разумным, учитывая характер заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Черепановой Анастасии Анатольевны в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., удовлетворить.
Признать незаконными действия административного ответчика МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», выразившиеся в непринятии достаточных мер по обеспечению несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Возложить на МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» обязанность предоставить несовершеннолетнему ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись Власова И.К.
...
...
...
...