Дело № 2-363/2022

УИД 22RS0009-01-2022-000282-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2022 года                           г. Змеиногорск        

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи            Кунанбаевой Е.С.,

при секретаре                     Шаршовой О.А.,

с участием истца Ивановой Е.П.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации Филипповского В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Екатерины Павловны к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о восстановлении в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Иванова Е.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о предоставлении государственной льготы, в обоснование иска указывая, что она является гражданином, который подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Суммарная эффективная (накопительная) доза облучения составляет от 5-25 сЗв (бэр). В 2019 году в установленный законом срок, до 01 октября, обратилась с заявлением в отделение Пенсионного фонда РФ по Змеиногорскому району, а также в фонд социального страхования по Змеиногорскому району о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2020 году, но в 2021-2022 годах путевка ей предоставлена не была. Истец считает, что она выполнилавсе условия для получения путевки на санаторно-курортное лечение, однако уполномоченными органами гарантированные ей государством социальной гарантии (льготы) предоставлены не были. Иванова Е.П. просит обязать ГУ-отделение ПФР по Алтайскому краю, ГУ - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ восстановить истцу, Иванову Е.П., в очередности на получение путевки на санаторно-курортное лечение за 2020 год, и в дальнейшем предоставлять путевки согласно законодательства, как лицу из категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В судебном заседании истец Иванова Е.П. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации Филипповский В.В. в судебном заседании исковые требования Ивановой Е.П. не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, пояснил, что 17.02.2020 Иванова Е.П. обратилась в отделение Фонда социального страхования с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. С 01.01.2021 Иванова Е.П. отказалась от получения набора социальных услуг, а именно от предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение и реализовала свое право на получение государственной социальной помощи в виде ежемесячной денежной выплаты. Ввиду отказа от набора социальных услуг, в 2021 году у отделения Фонда отсутствовали основания для предоставления Ивановой Е.П. путевки на санаторно-курортное лечение. Оснований для восстановления Ивановой Е.П. в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение на основании заявления от 17.02.2020 не имеется. 07.09.2021 Иванова Е.П. возобновила получение набора социальных услуг в части предоставления путевки на санаторно-курортное лечение с 01.01.2022. По состоянию на 02.06.2022 № очереди Ивановой Е.П. – 6251. Истец будет обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение в порядке очереди, по мере обеспечения путевками граждан, обратившихся с соответствующим заявлением ранее.

Представитель ответчика государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ОПФР по Алтайскому краю) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в связи с отдаленностью местонахождения и невозможностью присутствия представителя Отделения ПФР по Алтайскому краю в судебном заседании, просил рассмотреть данное дело в их отсутствии, представил письменный отзыв на иск, в котором высказал мнение о необоснованности исковых требований, обосновав свою позицию тем, что в компетенцию органа ПФР входит назначение ЕДВ и включение сведений о гражданине в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Отделением ПФР по Алтайскому краю возложенная нормами закона обязанность по включению истца в федеральный Регистр была исполнена в срок и в полном объеме, в связи с чем, в данной части исковые требования к Отделению ПФР по Алтайскому краю не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Таким правом обладают, в том числе, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан, как указано в ст. 6.7 Федерального закона № 178-ФЗ.

В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании (ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ).

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 февраля 2004 г. № 328 был утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, в соответствии с которым обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 3.1 Порядка).

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. № 256.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 834н утверждена новая форма справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение - форма № 070/у.

Как предусмотрено п. 3.7. Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.

В соответствии с данным порядком гражданин обращается в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме №070/у-04. Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не позднее 10 дней с момента поступления заявления и справки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона №178-ФЗ).

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1294).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки, в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. № 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона №178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона №178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

В соответствии с ч. 3 Федерального закона № 178-ФЗ гражданин, имеющий право на получение социальных услуг может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 6.3 Федерального закона №178-ФЗ гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

Как разъяснено Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в письме от 30.09.2005 № 4677-ВС «Разъяснения о правах граждан - получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных гл. 2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в случае отказа гражданина от получения набора социальных услуг полностью или частично в течение всего года приостанавливается право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг или его части и не может быть предоставлено за счет иных источников финансирования субъектов Российской Федерации или муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что Иванова Е.П. является гражданином, который подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, суммарная эффективная (накопительная) доза облучения составляет от 5-25 сЗв (бэр).

17.02.2020 Иванова Е.П. обратилась в Государственное учреждение – Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив наличие справкой для получения путевки формы № 070/у от 23.01.2020 № 2. Заявление было принято и зарегистрировано в установленном порядке, о чем Ивановой Е.П. выдано уведомление о регистрации заявления.

С 01.01.2021 Иванова Е.П. отказалась от получения набора социальных услуг, а именно от предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение и реализовала свое право на получение государственной социальной помощи в виде ежемесячной денежной выплаты, что не оспаривалось ей в судебном заседании.

07.09.2021 Иванова Е.П. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) с заявлением о возобновлении предоставления набора социальных услуг в части предоставления путевки на санаторно-курортное лечение с 01.01.2022.

25.01.2022 Иванова Е.П. обратилась в Государственное учреждение – Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение 17.02.2020, подтвердив наличие справкой для получения путевки формы № 070/у от 21.01.2022 № 182. Заявление было принято и зарегистрировано в установленном порядке, о чем Ивановой Е.П. выдано уведомление о регистрации заявления.

Согласно уведомления об учете заявления в электронной очереди, заявление Ивановой Е.П. на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение от 25.01.2022 учтено в электронной очереди граждан на санаторно-курортное лечение, с присвоением номера 7557.

Правовой механизм предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, введенный Федеральным законом «О государственной социальной помощи», предполагает учет права граждан на получение социальных услуг, в том числе отражение необходимых сведений в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также надлежащее финансовое и организационное обеспечение предоставления социальных услуг.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 29.12.2004 № 328 утвердило Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно пункту 1.3 которого граждане с даты назначения им ежемесячной денежной выплаты имеют право на получение набора социальных услуг полностью, одной или двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона.

Обусловливая возникновение у гражданина права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг установлением ему ежемесячной денежной выплаты и одновременно предусматривая оплату таких услуг посредством удержания части ежемесячной денежной выплаты, законодатель предоставил гражданину право выбора - получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты.

Реализация права выбора формы предоставления социальной поддержки предполагает подачу гражданином в срок до 1 октября текущего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему социальных услуг. Заявление о возобновлении предоставления социальных услуг подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 № 862 «Об утверждении Правил обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг» граждане, которым осуществляется ежемесячная денежная выплата в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", имеют право обратиться за предоставлением государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (социальной услуги), установленного статьей 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", с даты установления им указанной выплаты.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 № 862 заявление о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) подается по установленной форме гражданином (его представителем) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий гражданину ежемесячную денежную выплату (далее - территориальный орган), до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги).

Заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) подается по установленной форме до 1 октября текущего года и действует с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления.

При этом закон не ограничивает право гражданина на выбор формы оказываемой ему социальной поддержки и предоставляет ему возможность неоднократного ее изменения исходя из имеющихся потребностей в конкретный период времени. Сроки подачи соответствующих заявлений и периоды предоставления мер социальной поддержки в избранной гражданином форме при этом установлены с учетом необходимости их надлежащего финансового и организационного обеспечения.

Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 года № 428 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В п. 22 Административного регламента от 21 августа 2019 года содержится перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

Согласно абз. первому п.п. «в» указанного пункта Регламента отказ заявителя от получения набора социальных услуг полностью, отказ заявителя от получения государственной услуги в части предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частями 3, 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» является одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.

В пунктах 53, 65 Административного регламента от 21 августа 2019 года закреплено положение о том, что основанием для начала административной процедуры является получение зарегистрированных заявления и документов, необходимых для предоставления услуги, результатом предоставления услуги является выдача заявителю путевки на санаторно-курортное лечение.

Обязанность по совершению такого действия как постановки гражданина в очередь на получение путевки введена п. 41 Административного регламента от 21 августа 2019 года № 428, согласно которому предоставление государственной услуги включает в себя несколько процедур: прием и регистрация заявления, рассмотрение заявления, учет заявления в электронной очереди, выдача путевки.

Предоставление путевок осуществляется в хронологической последовательности в зависимости от даты приема и регистрации заявления гражданина, при этом новая процедура не может быть начата до завершения предыдущей, в связи с чем по новому заявлению о предоставлении путевки не может быть начата административная процедура до завершения ранее начатой, включая постановку гражданина в очередь на получение путевки.

Верховным Судом Российской Федерации 15.10.2020 рассмотрено дело № АКПИ20-603 о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 22 Административного регламента от 21 августа 2019 года положениям ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», определяющей период предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 данного закона - календарный год, и нарушающим право на получение установленной федеральным законом социальной помощи.

Отказывая в удовлетворении административного иска Верховный Суд Российской Федерации указал, что действующий порядок расчета объема федерального бюджета, предназначенного для обеспечения граждан отдельных категорий санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения и обратно, не позволяет обеспечить ежегодное предоставление путевок на санаторно-курортное лечение всем подавшим заявление гражданам.

Как показывает сложившаяся с 1 января 2005 г. практика функционирования механизма государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не все граждане, подавшие заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, могут быть обеспечены ею в течение календарного года (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2020 г. № 1103-О).

Из содержания Регламента следует, что результатом предоставления государственной услуги является предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. Следовательно, завершение календарного года как периода предоставления социальной услуги не может служить основанием для отказа в ее предоставлении. Если гражданин, обратившийся в установленном порядке с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление, в том числе и за пределами календарного года. Изложенное указывает на то, что Федеральный закон № 178-ФЗ допускает возможность предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за пределами предусмотренного им срока.

Изложенное указывает на то, что положения абзаца третьего подпункта "в" пункта 22 Регламента не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы и согласуются с конституционными принципами справедливости и равенства.

Из анализа указанных нормативных правовых актов усматривается, что путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными органами ФСС России в пределах средств федерального бюджета, утвержденного на текущий финансовый год, и предоставляются лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в порядке очередности, которая в целях соблюдения равного обеспечения указанных лиц путевками формируется в базе регионального отделения согласно дате подачи заявления.

Повторные заявления граждан льготных категорий о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение приобщаются к материалам уже начатой административной процедуры, поскольку в случае, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальное отделение ФСС России с заявлением, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, но в течение календарного года не обеспечен такой путевкой, он сохраняет за собой право на ее получение.

Согласно информации Отделения Пенсионного фонда по Алтайскому краю, с 01.01.2021 Иванова Е.П. отказалась от получения набора социальных услуг, предусмотренного ч.1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ (предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний) и реализовала свое право на получение государственной социальной помощи в виде ежемесячной денежной выплаты.

Ввиду отказа от набора социальных услуг и отсутствия права на получение санаторно-курортной путевки, у Государственного учреждения – Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации отсутствовали основания для предоставления Ивановой Е.П. путевки на санаторно-курортное лечение и заявление Ивановой Е.П. от 17.02.2020 было отклонено.

07.09.2021 Иванова Е.П. обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства и возобновила получение набора социальных услуг в части предоставления путевки на санаторно-курортное лечение с 01.01.2022.

25.01.2022 Иванова Е.П. вновь обратилась в отделение Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, заявление принято и зарегистрировано в установленном порядке.

По состоянию на 02.06.2022 очередь Ивановой Е.П. для получения путевки с учетом даты регистрации указанного заявления соответствует номеру 6251.

Таким образом, Иванова Е.П. поставлена в электронную очередь на получение государственной услуги, данное право истца ответчиком не оспаривалось. Путевка на санаторно-курортное лечение будет предоставлена Ивановой Е.П. в порядке очередности по мере обеспечения путевками граждан, имеющих аналогичные показания к санаторно-курортному лечению и подавших заявления ранее.

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 и ст. 6.7 Закона № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Действующее законодательство не предусматривает наличие нескольких очередей граждан на обеспечение путевками по календарным годам. Наличие заявлений граждан, имеющих ранее поданные и нереализованные заявления на получение социальной услуги, не позволяет учитывать в единой очереди одного и того же гражданина несколько раз.

Кроме того, действующее законодательство не предусматривает обязанности ежегодно предоставлять путевки гражданину, обратившемуся с таким заявлением, поскольку такая возможность не зависит исключительно от действий Фонда, а обусловлена объемом финансирования.

Что касается исковых требований Ивановой Е.П., заявленных к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю суд приходит к следующему.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (часть 1 статьи 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.11.2004 № 195 «О Порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» определяет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, включая порядок, сроки и форму представления в него сведений, в соответствии с которым в срок до 10 числа каждого месяца осуществляется передача информации регионального сегмента регистра (или вносимых в него изменений) в Пенсионный фонд Российской Федерации, а информации регионального сегмента регистра (или вносимых в него изменений) о гражданах, имеющих право на получение социальных услуг, в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в компетенцию органов Пенсионного фонда входит назначение ежемесячных денежных выплат и включение сведений о гражданине в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Сведения по Ивановой Е.П. были включены в регистр по состоянию на 01.01.2022 и своевременно переданы в Фонд социального страхования, в связи с чем ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю возложенная на них обязанность была исполнена в срок.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.08.2022.

    ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-363/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванова Екатерина Павловна
Ответчики
ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ в АК
ГУ-Алтайское региональное отделение ФСС РФ
Суд
Змеиногорский городской суд Алтайского края
Судья
Кунанбаева Екатерина Сергеевна
Дело на сайте суда
zmeinogorsky.alt.sudrf.ru
18.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2022Передача материалов судье
19.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.07.2022Предварительное судебное заседание
19.08.2022Судебное заседание
23.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее