Решение по делу № 2а-1030/2020 от 31.08.2020

64RS0010-01-2020-001885-41

Дело № 2а-1-1030/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2020 года      г.Вольск

Вольский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Карпинской А.В.,

с участием представителя истца Кочеткова И.Н., представителя ответчика Самошиной А.А.,

при помощнике Пестравской Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске административное дело по административному исковому заявлению Солодовниковой Е. В. к администрации Вольского муниципального района о признании незаконным постановления органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

установил:

Солодовникова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Вольского муниципального района (далее по тексту – администрация ВМР) о признании незаконным постановления органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивируя свои требования тем, что она 17 февраля 2020 года обратилась в администрацию Вольского муниципального района с заявлением, в котором просила поставить ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, приложив полный пакет документов. Постановлением администрации от 25 марта 2020 года № 674 ей в этом было отказано в связи с непредоставлением ею свидетельства о браке, свидетельство о рождении и документ об изменении места жительства в течение пяти лет, предшествующих дате постановке на учет.

Считает данное постановление незаконным, поскольку по месту жительства зарегистрирована она одна, в подтверждение чего при подаче заявления представила справку о составе семьи, копию своего паспорта и свидетельство о расторжении брака. Право собственности на жилое помещение, в котором она до этого была зарегистрирована, зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, поэтому ответчик должен был сам истребовать эти сведения.

В связи с этим истец просит признать незаконным постановление администрации Вольского муниципального района от 25 марта 2020 года № 674 и обязать ответчика повторно рассмотреть ее заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании представитель истца – Кочетков И.Н., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным выше.

Представитель ответчика – Самошина А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, и суду пояснила, что при подаче заявления о признании ее нуждающейся в жилых помещениях, истицей не было представлено документов на членов ее семьи, а именно свидетельства о рождении сына Павла, поскольку независимо от места его проживания он является членом семьи истицы, так как Солодовникова Е.В. его мать. Также истицей не было представлено документов, подтверждающих право собственности на жилые помещения, в которых она была зарегистрирована за последние пять лет. Администрация ВМР сделала запрос в Росреестр и по полученному ответу за Солодовниковой Е.В. объекты недвижимости в Едином государственном реестре не значатся, соответственно запросить сведения по ним администрация ВМР не может.

Кроме того, представитель ответчика заявила о пропуске истицей срока для обращения в суд.

Административный истец в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о времени и месте слушания дела.

Изучив материалы дела, материалы надзорного производства , выслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

17 февраля 2020 года истица обратилась в администрацию Вольского муниципального района с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, в связи с признанием занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания, с составом семьи 1 человек (она одна).

Постановлением администрации Вольского муниципального района от 25 марта 2020 года № 674 Солодовниковой Е.В. было отказано в удовлетворении ее заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 4 Закона Саратовской области № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» - в связи с тем, что не представлены документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В данном случае ответчик, заявляя о пропуске истицей срока на обращение в суд, не представил каких – либо доказательств о том, когда истица узнала об отказе в удовлетворении ее заявления. Оспариваемое постановление было направлено, со слов представителя ответчика, простым письмом, доказательств его вручения (либо возврата за истечением срока хранения или отказа в получении) не представлено, а с учетом того, что Солодовникова Е.В. 20 апреля 2020 года обратилась с жалобой на непредоставление ответа в Вольскую межрайпрокуратуру можно сделать вывод, что о вынесенном постановлении № 674 на дату подачи жалобы она не знала. В надзорном производстве имеется расписка ее представителя Кочеткова И.Н. от 09 июля 2020 года об ознакомлении с материалами производства. Указанную дату суд считает датой, когда истица узнала о вынесенном в отношении нее постановлении. Поскольку административное исковое заявление было подано Солодовниковой Е.В. 31 августа 2020 года, то срок на обжалование постановления ею не пропущен.

Согласно пунктам 3-6 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

Аналогичный порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен статьей 4 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».

Согласно пункту 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», утвержденного постановлением администрации Вольского муниципального района от 01 апреля 2019 года № 643 (далее по тексту – Административный регламент) для получения муниципальной услуги заявитель представляет:

1) заявление по форме согласно приложению № 2 Административного регламента;

2) копии документов, удостоверяющих личность всех членов семьи;

3) копию вступившего в законную силу судебного решения об установлении места жительства заявителя или заявителя и членов его семьи в случае отсутствия у указанных лиц регистрации по месту жительства;

4) документы, подтверждающие состав семьи (копия свидетельства о браке, копия свидетельства о расторжении брака, копии свидетельств о рождении всех членов семьи, копия решения соответствующего суда о признании гражданина членом семьи гражданина-заявителя – при наличии такого решения);

5) копии документов, подтверждающих право собственности на жилые помещения, право собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае наличия таких жилых помещений у заявителя и членов его семьи);6) документ, подтверждающий факт установления опеки или попечительства (для лиц, над которыми установлена опека, попечительство);

7) документ, подтверждающий право на внеочередное получение жилья (при наличии) – справка медицинской организации, подтверждающая, что член семьи заявителя страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Истица при подаче заявления о принятии ее на учет в качестве нуждающейся представила копию страхового свидетельства, копию паспорта на свое имя, справку от 20 января 2019 года о пожаре, справку от 20 января 2020 года о составе семьи по месту регистрации в <адрес>, копии свидетельств о государственной регистрации права (по 1/3 доли) за ней, ее сыном С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее дочерью С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (умершей ДД.ММ.ГГГГ) на указанную выше квартиру, копию своей трудовой книжки, копию договора купли – продажи этой же квартиры, копию свидетельства о смерти дочери С. и копии свидетельства о расторжении брака между ней и С. (брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ).

В письме прокурору от 20 мая 2020 года № 0112/4413 Глава администрации ВМР сообщил, что основаниями для отказа истице в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях явилось не представление документы, подтверждающих состав семьи (свидетельство о браке, свидетельство о рождении), а также документов, которые предоставляют с каждого места жительства граждане, которые в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения для признания их в качестве нуждающихся в жилых помещениях, изменяли свое место жительство.

Вместе с тем, согласно справке о составе семьи от 20 января 2020 года, Солодовникова Е.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес> одна. Из свидетельства о расторжении брака следует, что истица разведена с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, предоставить свидетельство о браке она не может, и не должна, поэтому ответчик не вправе был требовать предоставление этого документа.

Судом также установлено, что у истицы имеется несовершеннолетний сын С., который является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на указанную выше квартиру.

Представитель истца полагает, что истица не должна предоставлять сведения на сына, так как он зарегистрирован по другому адресу - <адрес>

Представитель ответчика утверждает, что несовершеннолетний ребенок в любом случае является членом семьи родителя, который не лишен родительских прав.

При разрешении данного вопроса суд учитывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних детей, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Несовершеннолетнему сыну истицы – С. на момент подачи заявления исполнилось 15 лет, то есть его место жительства может отличаться от места жительства его родителей.

Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 (в редакции от 01 апреля 2019 года) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, определено, что выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

По смыслу указанного Закона № 5242-1 регистрация гражданина Российской Федерации производится по месту его жительства.

Поскольку сын истицы зарегистрирован в селе <адрес>, следовательно, данное жилое помещение является местом его жительства и поэтому он мог не быть членом семьи своей матери Солодовниковой Е.В. в жилом помещении <адрес>. Наличие у несовершеннолетнего на праве собственности доли в спорном жилом помещении не означает само по себе признание его членом семьи второго собственника этого жилья. Доказательств обратного ответчик суду не представил, и таких сведений в материале отказного учетного дела не имеется. Исходя из этого, предоставление свидетельства о рождении С. не требовалось.

При этом суд отмечает, что истица, зарегистрировавшись в квартире на поселке завода Большевик в июле 2017 года не имела намерений, и не могла проживать в этой квартире, поскольку 11 февраля 2017 года в результате пожара она сгорела полностью (вместе с домом), и постановлением администрации Вольского муниципального района от 27 апреля 2017 года № 1042 жилой дом, в котором расположена эта квартира, признан аварийным и подлежащим сносу.

По поводу предоставления истицей документов на жилые помещения по предыдущему месту жительства суд приходит к следующему выводу.

Действительно, как указывает представитель истца, в соответствии с пунктом 2.6.6 Административного регламента при предоставлении муниципальной услуги администрация не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые в соответствии с нормативно правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Саратовской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и (или) органами местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ.

Гражданин вправе представить самостоятельно выписку из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах заявителя и членов его семьи на объекты недвижимого имущества, в том числе на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменений, если такие изменения проводились. Если заявитель не представил самостоятельно указанные документы, орган местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает в органах государственной власти им подведомственных государственным органам организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) (пункт 2.7.1, 2.7, 2 Административного регламента).

В судебном заседании установлено, что истица была зарегистрирована по месту своего жительства в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ местом жительства истицы был <адрес>, где она и была зарегистрирована. То есть в течение пяти лет, предшествующих дню обращения в администрацию ВМР, истица меняла место своего жительства. Однако документы, подтверждающие право собственности на указанное жилое помещение, она при подаче заявления о постановке ее на учет в качеству нуждающейся в жилых помещениях не представила. При этом суд обращает внимание, и об этом указано выше, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства. Следовательно, местом жительства гражданина признается место его фактической регистрации, определенной для реализации своих прав и обязанностей данным лицом. Поэтому для органа местного самоуправления жилое помещение, в котором была зарегистрирована ответчица до июля 2017 года, является местом ее жительства.

Администрация ВМР, действуя в рамках своих полномочий, для принятия решения по указанному заявлению, запросила и получила из Единого государственного реестра недвижимости сведения об отсутствии за Солодовниковой Е.В. на праве собственности объектов недвижимости за последние пять лет.

Представитель истца приобщил к материалам дела копию свидетельства о государственной регистрации права собственности за Д. (отцом истицы) на жилое помещение, в котором до 2017 года была зарегистрирована истица в подтверждение того, что право собственности на это жилое помещение было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и поэтому администрация ВМР должна была запросить эти сведения самостоятельно.

Однако суд не согласен с этими доводами, поскольку в документах, представленных истицей вместе с заявлением о постановке на учет каких – либо сведений о прежнем месте жительства, до 2017 года, не содержится. Истица представила ответчику копию листа регистрации из своего паспорта только с последней записью о регистрации в городе Вольске. Копия предыдущего листа, на котором стоят отметки о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту жительства в селе Курдюм Солодовникова Е.В. администрации ВМР не представила. Более того, в самом заявлении о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях истица сведения о смене места жительства и о регистрации по другому адресу не сообщила, указав, что место жительства не меняла, с 2013 года проживает в квартире поселка завода Большевик. Поскольку истица не сообщила, где проживала до июля 2017 года, то ответчик не мог направить запрос в адресную службу территориального отдела МВД о ее регистрации по предыдущему месту жительства. Таким образом, администрация ВМР не имела сведений о предыдущем месте жительства (регистрации) Солодовниковой Е.В. и поэтому не имела возможность выяснить, зарегистрировано ли право собственности на это жилое помещение в Едином государственном реестре недвижимости или нет, и запросить необходимые сведения. Истица обязана была в таком случае предоставить указанные сведения самостоятельно.

При таких обстоятельствах ответчик правомерно в своем отказе сослался на отсутствие сведений по жилым помещениям, в которых проживала истица, за последние пять лет.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В силу пункта 2.9 Административного регламента в предоставлении муниципальной услуги отказывается в случае, если заявителем не представлены документы, предусмотренные пунктом 2.6 Административного регламента.

Поскольку истицей ответчику не были представлены указанные выше документы (о праве собственности на жилые помещения, за последние пять лет), суд приходит к выводу, что постановление администрации Вольского муниципального района от 25 марта 2020 года № 674 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях является законным, и требования истицы удовлетворению не подлежат.

Суд обращает внимание истицы, что она не лишена права повторно обратиться в администрацию Вольского муниципального района с заявлением о принятии на учет, предоставив полный пакет документов, подтверждающих право ее семьи быть признанными нуждающейся в получении жилья.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Солодовниковой Е. В. к администрации Вольского муниципального района о признании незаконным постановления органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд.

Судья                                    Карпинская А.В.

2а-1030/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Солодовникова Екатерина Викторовна
Ответчики
Администрация Вольского муниципального района Саратовской области
Другие
Кочетков Илья Николаевич
Суд
Вольский районный суд Саратовской области
Судья
Карпинская Александра Валерьевна
Дело на сайте суда
volsky.sar.sudrf.ru
31.08.2020Регистрация административного искового заявления
31.08.2020Передача материалов судье
02.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее