Дело № 2-2475/2020
УИД 55RS0007-01-2020-003879-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2020 года г. Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Эннс Т.Н., при секретаре судебного заседания Чередниченко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Самсоновой О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей МДА и САА к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу,
УСТАНОВИЛ:
Истица Самсонова О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей МДА и САА, обратилась в суд с иском к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование иска указано, что истица проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма совместно со своими несовершеннолетними детьми – МДА, САА Для истца и ее детей данная квартира является единственным жильем. На основании Постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» дом, в котором расположено названное жилое помещение, был признан аварийным и подлежащим сносу. Основанием для принятия указанного распоряжения послужило заключение Межведомственной комиссии г. Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Комиссия пришла к заключению о выявлении оснований для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу в связи с тем, что техническое состояние дома оценивается как аварийное. До настоящего времени отселение из указанного многоквартирного дома не произведено. Также до настоящего времени дом не снесен, изъятие для муниципальных нужд не произошло. В настоящее время жилое помещение, занимаемое истцом и членами ее семьи, а также весь дом в целом представляет опасность для их жизни и здоровья по причине аварийности.
Просит обязать Администрацию г. Омска во внеочередном порядке предоставить Самсоновой О.А., МДА, САА по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта города Омск, общей площадью 54,0 кв.м.
Истец Самсонова О.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Объяснила, что в аварийном жилом помещении проживать опасно, она вынуждена с детьми проживать в съемной квартире. Она не состоит на учете в качестве малоимущих граждан, но вместе с тем, доходов она не имеет, одна воспитывает двоих детей, алименты на детей получает не регулярно. В спорном жилом помещении она вместе с детьми проживала и была зарегистрирована давно, ранее данная квартира принадлежала ее матери. От возмещения понесенных судебных расходов за счет ответчика отказывается.
В судебном заседании представитель истца Пыхтеев Д.С., действующий по устному ходатайству, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Омска и ответчика департамента жилищной политики Администрации г. Омска Вишнякова О.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. В настоящее время расселить данный дом не представляется возможным, так как расселение производится в соответствии с утвержденной региональной адресной программой на 2019-2025 год, данный дом не попал в программу. Многоквартирный жилой <адрес> подлежит расселению в рамках 6 этапа Программы (2024 – 2025 годы), согласно которому планируемая дата окончания переселения граждан из данного аварийного дома – ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо департамент имущественных отношений Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
На основании п. 11 ч. 1 ст. 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.
Согласно ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу п.п. 3, 6 ст. 62 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее, чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно с п. 49 названного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из материалов дела следует, что ранее спорная квартира принадлежала матери истца.
Постановлением Администрации ЦАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № за МДД закреплена жилая площадь по фактическому проживанию – <адрес>, состоящая из двух комнат, площадью 12,2 кв.м. и 6,9 кв.м. на состав семьи 4 человека в <адрес>
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ за Самсоновой О.А., несовершеннолетними САА, МДА признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ между МО городской округ г. Омск Омской области в лице департамента жилищной политики Администрации г. Омска (наймодатель) и Самсоновой О.А. (наниматель) заключен договор социального найма №, нанимателю и членам ее семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты общей площадью 19,0 кв.м., жилой площадью 6,2 кв.м. по адресу: <адрес> для проживания в нем.
Пунктом 3 договора предусмотрено, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: МДА, САА (л.д. 16).
На основании заключения межведомственной комиссии г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 14).
Постановлением Администрации г. Омска №-п от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, и установлен срок отселения физических лиц, проживающих в указанном доме до ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № – р. (л.д. 125).
Многоквартирный жилой <адрес> расселению в рамках 6 этапа Программы (2024 – 2025), согласно которому планируемая дата окончания переселения граждан из данного аварийного дома – ДД.ММ.ГГГГ год.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В связи с этим, для правильного разрешения возникшего спора имеет значение выяснение того, имеется ли опасность для жизни и здоровья истцов с учетом состояния жилого помещения, требующая незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение, а также о возможности проживать в другом жилом помещении до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного.
Согласно заключению ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» о техническом заключении по результатам обследования многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, по состоянию на 2016 год, жилой дом не отвечает требованию главы II, п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором, возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности, не приводят нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего существа собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Жилой дом не отвечает требованию главы II, п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого жилое помещение должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри жилого помещения. Жилой дом не отвечает требованию главы II, п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно- питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Жилой дом не отвечает требованию главы II, п. 13 Постановления Правительства :Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого инженерные системы вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Жилой дом не отвечает требованию главы II, п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого инженерные системы вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.
Жилой дом не отвечает требованию главы II, п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.
Жилой дом не отвечает требованию главы II, п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.
Конструкции дома и инженерные системы и коммуникации, санитарно - и электротехническое оборудование не соответствуют требованиям п.8.1, п.8.4, п.8.5, п.8.8, п.9.1, п.9.4, п.9.10, п.9.18, п.9.20, п.9.21 СП 54.13330.2016 Свод правил «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» (утв. Приказом Минстроя и ЖКХ РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Ч°883/пр).
Жилой дом не соответствует требованию статьи 7, главы 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Жилой дом не соответствует требованиям механической безопасности, не обладает прочностью и устойчивостью, влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Параметры микроклимата в жилых помещениях не соответствуют п.4.4 таблица 1 ГОСТ 30494-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».
В жилом доме имеются значительные деформации и биологические разрушения деревянных несущих конструкций стен, перегородок, перекрытий, кровли, полов.
Требуется полная замена фундаментов, стен, перекрытия, перегородок, кровли, полов. Электротехнические устройства дома непригодны к эксплуатации и требуют полной замены. Отопительные приборы непригодны к эксплуатации и требуют полной замены и устройства правовых отопительных приборов. Деревянные конструкции оконных и дверных блоков необходимо полностью заменить. Все виды работ являются затратными.
Жилой дом по адресу: <адрес> не соответствует установленным и действующим на территории Российской Федерации строительным и санитарным нормам и правилам, не пригоден для постоянного проживания создает угрозу жизни и здоровью граждан по причине его аварийного состояния. Значительная деформация наружных стен, разрушающиеся конструкции перекрытия и пола свидетельствуют о том, что существует опасность обрушения конструкций жилого дома.
Существующие конструкции фундаментов, стен, перекрытия, пола, кровли, оконных и верных блоков, системы электроснабжения, отопительных приборов (печей) жилого дома сходятся в аварийном состоянии и согласно п.4.5 СП 13-102-2003г «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» их эксплуатация должна быть запрещена. Дом является аварийным и подлежит сносу (л.д. 65-78).
Согласно заключению ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» о техническом заключении по результатам обследования многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, по состоянию на 2020 год, жилое помещение (комната) №, в <адрес> многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> не отвечает требованию главы II, п.10 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Жилое помещение не отвечает требованию главы II, п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которого жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Жилое помещение не отвечает требованию главы II, п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которого жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Жилое помещение не отвечает требованию главы II, п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которого инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.
Жилое помещение не отвечает требованию главы II, п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которого наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.
Жилое помещение не отвечает требованию главы II, п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которого жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.
Жилое помещение отвечает требованию главы II, п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от 24.12.2018г), согласно которого высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IA, 1Б, 1Г, 1Д и IV должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах - не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м.
Жилое помещение отвечает требованию главы II, п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которого отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли.
Жилое помещение отвечает требованию главы II, п.25 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от 24.12.2018г), согласно которого комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение. Естественного освещения могут не иметь другие помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (коридоры, вестибюли, холлы и др.). Отношение площади световых проемов к площади пола комнат и кухни следует принимать с учетом светотехнических характеристик окон и затенения противостоящими зданиями, но не более 1 : 5,5 и не менее 1 : 8, а для верхних этажей со световыми проемами в плоскости наклонных ограждающих конструкций - не менее 1:10.
Конструкции дома, инженерные системы и коммуникации, санитарно - и электротехническое оборудование не соответствуют требованиям п.8.1, п.8.4, п.8.5, п.8.8, п.9.10, п.9.18, п.9.20, п.9.21, п.9.29, п.9.30, СП 54.13330.2016 Свод правил «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» (утв. Приказом Минстроя и ЖКХ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр).
Жилое помещение не соответствует требованию статьи 7, главы 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Жилое помещение не соответствует требованиям механической безопасности, не обладает прочностью и устойчивостью, влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В контуре жилого помещения (комната) №, в <адрес> многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> имеются значительные деформации стен, повреждения цоколя.
Общедомовые инженерные сети и электротехнические устройства непригодны к эксплуатации и требуют полной замены. Требуется устройство вентиляции.
Существующие конструкции стен и цоколя в контуре помещения (комната) №, в <адрес> находятся в аварийном состоянии и согласно п.4.5 СП 13-102-2003г «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» их эксплуатация должна быть запрещена.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не соответствует установленным и действующим на территории Российской Федерации строительным и санитарным нормам и правилам, непригодно для постоянного проживания и создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в помещении, по причине его аварийного состояния.
Существующие конструкции стен, перекрытия жилого дома в контуре жилого помещения № находятся в аварийном состоянии и согласно п.4.5 СП 13-102-2003г «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» их эксплуатация должна быть запрещена.
Жилое помещение (комната) №, в <адрес> многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> не соответствует установленным и действующим на территории Российской Федерации строительным и санитарным нормам и правилам, непригодно для постоянного проживания и создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в жилом помещении.
Таким образом, судом установлено, что в жилом помещении, расположенном в многоквартирном жилом доме, которому 103 года, длительное время имеет место стабильное разрушение несущих конструкций, угрожающее жизни и здоровью проживающих в нем граждан. Физический износ здания в целом составил 70%. Указанное жилое помещение не соответствует установленным и действующим на территории РФ строительным и санитарным нормам и правилам, непригодно для постоянного проживания и создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в жилом помещении.
По информации Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области Самсонова О.А., МДА, САА не состоят. С заявлением о принятии на учет и документами, предусмотренными ст. 16 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере», в Администрацию города Омска вышеуказанные граждане не обращались. На основании заключения межведомственной комиссии города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ №- п «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Муниципальное жилое помещение – <адрес> вышеуказанном доме предоставлено Самсоновой О.А. по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №. Несовершеннолетние дети Самсоновой О.А. – МДА, САА включены в данный договор как члены семьи нанимателя. Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № – р «О сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» срок отселения физических и юридических лиц из указанного жилого дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжениями Администрации г. Омска устанавливаются разумные сроки отселения граждан из аварийного жилищного фонда. Однако аварийные жилые дома расселяются программно-целевым методом по мере выделения финансирования из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № – п утверждена региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 г., финансирование которой будет осуществляться за счет средств Фонда, бюджета Омской области и местных бюджетов. Многоквартирный жилой <адрес> подлежит расселению в рамках VI этапа Программы (2024 -2025 годы), согласно которому планируемая дата окончания переселения граждан из данного аварийного дома – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 124 – 125).
Из объяснений истицы следует, что из-за угрозы обрушения, она с сыновьями вынуждена снимать жилое помещение, приобрести иное жилое помещение не представляется возможным, поскольку у нее нет на это денежных средств.
Истцом в подтверждение довода об отсутствии денежных средств, признании ее малоимущей, представлена справка из ИФНС по ЦАО № 2 г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что за период 2019 – 2020 г. сведений о доходах не имеется, кроме того, отец детей истца оплачивает алименты на детей периодически.
Согласно постановлению ОСП по ЦАО № 2 г. Омска о расчете задолженности по алиментам, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность составила 229750 руб. 32 коп.
Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В силу п. 2 ст. 69 Жилищного кодекса РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Из объяснений истца следует, что в указанном помещении в настоящее время проживает она и члены ее семьи, сыновья МДА, САА
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма носит компенсационный характер.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, в том числе, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Кроме того, предоставление жилого помещения истцу, обладающему в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно в соответствии с требованиями ст. 87, 89 Жилищного кодекса РФ. При этом суд принимает во внимание, что законодательством РФ не предусмотрено в качестве обязательного условия внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
При расчете площади жилого помещения, предоставляемого истцу и членам его семьи, суд приходит к следующему.
Из технического паспорта на жилое помещение по адресу: <адрес>, комната 5 следует, что общая площадь квартиры составляет 19,0 кв.м.
Таким образом, истцу с учетом состава семьи: МДА ДД.ММ.ГГГГ года рождения и САА ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен занимаемого по адресу: <адрес> признанного аварийным и подлежащим сносу, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта город Омск, жилой площадью не менее 19 квадратных метров, состоящее не менее, чем из двух жилых комнат. В остальной части в удовлетворении иска отказать.
При этом, суд принимает во внимание, что положения ст. 87 ЖК РФ предусматривают компенсационный характер предоставления жилого помещения лицам, пользующимся им на условиях социального найма.
Возложить обязанность по предоставлению жилого помещения в связи с признанием дома аварийным необходимо на Администрацию города Омска, поскольку департамент жилищной политики является структурным подразделением Администрации г. Омска и действует в пределах полномочий, установленных в Положении о департаменте жилищной политики Администрации г. Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель ответчика в своих возражениях ссылается на тот факт, что произвести расселение указанного многоквартирного дома в настоящее время не представляется возможным в связи с отсутствием достаточного финансирования, так как в настоящее время расселение производится в рамках утвержденной программы на 2019-2025 год.
Данные доводы ответчика судом не могут быть приняты во внимание с учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств дела и проживании семьи истца в аварийном жилом помещении, не соответствующим санитарным и техническим нормам, в условиях реальной опасности для жизни и здоровья по причине длительного аварийного состояния многоквартирного жилого дома, в котором расположена квартира истцов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Самсоновой О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей МДА и САА к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Омска предоставить вне очереди Самсоновой О.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с учетом состава семьи: МДА ДД.ММ.ГГГГ года рождения и САА ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен занимаемого по адресу: <адрес> комната №, признанного аварийным и подлежащим сносу, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта город Омск, жилой площадью не менее 19 квадратных метров, состоящее не менее, чем из двух жилых комнат. В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Эннс
Решение суда в окончательной форме принято: ДД.ММ.ГГГГ.