Дело № 2-704/2022
УИД50RS0044-01-2022-000236-76
Решение
Именем Российской Федерации
09 марта 2022 год Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,
при секретаре: Хохловой И.А.,
с участием представителя истца по доверенности Бекеровой Е.В., ответчика Поповой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социального развития Московской области в лице Управления социальной зашиты населения по городскому округу Серпухов к Поповой Светлане Борисовне о взыскании денежных средств,
Установил:
Истец Министерство социального развития Московской области в лице Управления социальной защиты населения по городскому округу Серпухов Московской области обратился в Серпуховский городской суд Московской области с иском к ответчику Поповой С.Б. и просит взыскать с ответчика неправомерно полученные из средств бюджета Московской области денежные средства за период с 01.09.2018 по 31.08.2020 в размере 105008 рублей 18 копеек.
Свои требования истец мотивирует тем, что в соответствии с п. 31 ст. 1, ст. 15 Закона Московской области от 23.03.2006 №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» Поповой С.Б. как педагогическому работнику, работающему в сельской местности Московской области (в МОУ «Липицкая СОШ»), и членам её семьи с 1 января 2010 года предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по <адрес>. До 01.01.2010 года указанная мера социальной поддержки предоставлялась в виде освобождения от платы за жилищно-коммунальные услуги.
Денежные средства перечислялись на счет Поповой С.Б. в Сбербанке.
В своем заявлении от 21.10.2008 на компенсационные выплаты по оплате жилья коммунальных услуг Попова С.Б. обязалась сообщать об обстоятельствах, влекущих сокращение или приостановление начислений (изменение состава семьи, изменение правового статуса и т.д.) в течение 1-го месяца.
Законом Московской области от 23.03.2006 №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке сдельных категорий граждан в Московской области» устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий. К ним относятся лица, работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской Масти, указанные в пункте 31 статьи 1 Закона, в том числе: руководители и заместители руководителей государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных образовательных организаций в Московской области, руководители и заместители руководителей структурных подразделений указанных образовательных организаций, педагогические работники государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области.
В соответствии со статьей 15 Закона лицам, указанным в пункте 31 статьи 1 Закона, а также членам их семьи., предоставляются меры социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения: ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за электроэнергию в пределах нормативов потребления, ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за отопление, ежемесячная денежная компенсация взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме - для собственников жилых помещений.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг установлены в Порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного постановлением Правительства МО от 19.12.2017 №1082/46 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 26 Порядка получатель обязан в течение месяца с даты наступления обстоятельств, влияющих на получение компенсации (перемена места жительства, возникновение права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другому основанию, прекращение трудовой деятельности изменение состава семьи и др.), информировать орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влияющих на получение компенсации.
Для назначения компенсации необходимы документы и сведения, перечисленные в пункте 5 Порядка.
В пункте 30 Порядка перечислены обстоятельства, влекущие прекращение выплаты компенсации. Выплата компенсации подлежит прекращению с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение выплаты.
Постановлениями Правительства Московской области от 21.07.2020 №446/22 и от 14.10.2020 № 757/32 в пункт 5 Порядка введены новые абзацы, в соответствии с которыми для получения компенсации необходимо ежегодно подтверждать работу в учреждениях бюджетной сферы: «документы, подтверждающие работу в государственных учреждениях Московской области и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области, - для работников учреждений бюджетной сферы (представляются ежегодно в сентябре); сведения о работе в государственных учреждениях Московской области и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области, - для работников учреждений бюджетной сферы (запрашиваются ежегодно в сентябре)».
Попова С.Б. не представила в сентябре 2020 года документы, подтверждающие работу в учреждениях бюджетной сферы, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области.
По запросу Управления социальной защиты населения по городскому округу Серпухов Министерства социального развития Московской области (далее - Управление) из МБОУ «Липицкая СОШ им. Героя Советского Союза Е.П.Тарасова» (письмо от 01.03.2021 №84) поступила информация о том, что Попова С.Б. работала в МБОУ Липицкая СОШ по 26.08.2013.
В связи с прекращением трудовой деятельности в учреждении сельской местности Попова С.Б. утратила право на получение меры социальной поддержки по категории «Руководители и заместители руководителей государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных образовательных организаций в Московской области, работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области».
О данном факте Попова С.Б. не сообщила в орган социальной защиты населения, продолжая получать компенсацию до конца августа 2020 года.
В результате несообщения об обстоятельстве, являющемся основанием для прекращения вышеуказанной меры социальной поддержки, за период с 01.09.2013 по 31.08.2020 Поповой С.Б. были неправомерно получены из бюджета Московской области денежные средства (компенсация за ЖКУ) в размере 334450,48 рублей.
Управлением в адрес Поповой С.Б. была направлена претензия от 21.05.2021 №20.64 Исх-1291/06 с предложением в добровольном порядке вернуть неправомерно полученные денежные средства.
Получив претензию, Попова С.Б. предоставила сведения о трудовой деятельности, подтверждающие работу в МБОУ Нерастанновская СОШ Московской области городского округа Чехов в должности учителя начальных классов с 02.09.2013 года по 27.08.2018.
Также Управлением был получен ответ на запрос о подтверждении осуществления Поповой С.Б. трудовой деятельности в образовательном учреждении, находящемся в сельском населенном пункте Московской области (МБОУ Нерастанновская СОШ).
Учитывая, что в период с 02.09.2013 по 27.08.2018 Попова С.Б. работала педагогом в сельском населенном пункте Московской области, следовательно, имела право на компенсацию расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги как педагогический работник, в связи с чем, Управлением был произведен перерасчет суммы задолженности.
Период работы Поповой С.Б. в МКОУ «Сосновская СОШ» Тульской области (с 03.09.2018 по 11.08.2019) не дает права для назначения мер социальной поддержки, установленных пунктом 31 статьи 1 Закона, и не может учитываться для уменьшения суммы задолженности (так как учреждение Тульской области, а не Московской области).
Таким образом, за период с 01.09.2018 по 31.08.2020 сумма неправомерно полученной компенсации за ЖКУ, подлежащей возврату в бюджет Московской области составила 105008,18 рублей.
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017 №1082/46, в случае, если получатель компенсации своевременно не представил в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие обстоятельства, влияющие на получение компенсации, то необоснованно полученные им суммы компенсации подлежат возврату в добровольном порядке или взыскиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управлением в адрес Поповой С.Б. была направлена повторная претензия с уточнениями о необходимости возврата излишне выплаченных денежных средств в добровольном порядке (письмо от 14.09.2021 № 20.64Исх-2475/04), однако до настоящего времени долг не погашен.
Представитель истца Министерства социального развития Московской области по доверенности Бекерова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме. Возражала против применения срока исковой давности.
Ответчик Попова С.Б. в судебном заседании исковые требования признала частично. Пояснила, что она звонила по телефону горячей линии, где ей пояснили, что льготы предоставляются вне зависимости от того, в какой области располагается учебное учреждение. В 2013 году при увольнении из Липицкой школы она представляла справки о работе в Чеховской школе, а в августе 2018 года она уволилась и представляла истцу справку о переходе в Сосновскую школу. Пояснила, что школа «Абсолют» является муниципальной и расположена в сельской местности, она получала соответствующую надбавку, справку о работе в данной школе она приносила истцу в 2021 году, но отметку о получении ей не поставили. Обстоятельства трудовой деятельности не оспорила, просила применить к требованиям истца срок исковой давности. Полагает, что не имеет значение, в каком регионе осуществляет трудовую деятельность педагогический работник в сельской местности, т.к. меры социальной поддержки действуют на ту квартиру, собственником которой является педагогический работник. В материалы дела представлены письменные возражения (л.д. 54-55).
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд находит исковые требования Министерства социального развития Московской области подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 07.12.2006 Попова С.Б. подала заявление в Серпуховское районное Управление социальной защиты населения Минсоцзащиты МО на предоставление льгот как педагогическому работнику МОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа», указав, что обязуется сообщить об обстоятельствах, влияющих на размер компенсации по возмещению расходов, в течение 10 дней (л.д. 8), приложив копию паспорта (л.д. 9), справку МОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа» Серпуховского района Московской области о работе с 15.08.2000 в должности педагога-психолога (л.д. 10), справку о составе семьи и проживании по <адрес> (л.д. 11), копию свидетельства о рождении И., <дата> рождения (л.д. 12).
21.10.2008 ответчик подала заявление на компенсационные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с п. 31 ст. 1 Закона Московской области от 23.03.2006 №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» как педагогическому работнику, государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающему в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области (л.д. 13), представив выписку из лицевого счету по квартире по <адрес> за сентябрь 2008 года (л.д. 14), копия сберкнижки (л.д. 15).
Решением начальника Серпуховского районного УСЗН от 01.01.2010 Поповой С.Б. с 01.01.2010 предоставлена компенсация расходов по категории: педагогические работники государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области (п.31 ст.1) (л.д. 16).
Из сообщения МБОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа имени героя Советского Союза Евгения Петровича Тарасова» от 01.03.2021 усматривается, что Попова С.Б. уволена 26.08.2013, приказ № 110 от 26.08.2013 (л.д. 17).
Истец направлял в адрес ответчика сообщение от 24.11.2020 о необходимости срочно обратиться в управление социальной защиты населения по г.о.Серпухов для решения вопроса о выплате компенсации за жилищно-коммунальные услуги по льготной категории: педагогические работники, работающие на селе (л.д. 18).
Истец направлял в адрес ответчика претензию от 21.05.2021 о возврате в добровольном порядке до 01.08.2021 неправомерно полученных денежных средств в размере 334450 рублей 48 копеек (л.д. 19-20).
Повторная претензия с уточнениями от 14.09.2021 была направлена истцом в адрес ответчика с указанием неправомерно полученной суммы компенсации за жилищно-коммунальные услуги, подлежащей возврату в бюджет Московской области за период с 01.09.2018 по 31.08.2020 в размере 105008 рублей 18 копеек (л.д. 30-32).
Трудовая деятельность ответчика отражена в ее трудовой книжке (л.д. 21-27).
В период с 02.09.2013 до 27.08.2018 ответчик работала в должности учителя начальных классов в МКОУ Нерастанновской СОШ (л.д. 28).
Из справки от 01.06.2021 усматривается, что с 11.09.2021 ответчик работает в должности директора по ВР в МКОУ «Сосновская СОШ», адрес: Тульская область, Заокский район, п.Сосновый, мкр-н «Б», объект № 4 (л.д. 29).
Из справки от 07.02.2022 усматривается, что Попова С.Б. с 03.09.2018 по 11.08.2019 работала в должности учителя начальных классов в МКОУ «Сосновская СОШ». С 11.09.2020 по 26.08.2021 работала в должности заместителя директора по воспитательной работе в МКОУ «Сосновская СОШ» (л.д. 53).
Из справки от 08.02.2022 усматривается, что Попова С.Б. работала в Общеобразовательном частном учреждении «Школа-интернат «Абсолют» (адрес: Московская область, г.о.Серпухов, д.Райсеменовское) в должности учителя с 26.08.2019 по 10.09.2020 (л.д. 52).
Согласно выписки из домовой книги усматривается, что ответчик постоянно зарегистрирована по <адрес> (л.д. 33).
Истцом в материалы дела представлена справка об излишне выплаченных денежных средств ответчику за период с 01.09.2018 по 31.08.2020 в размере 105008 рублей 18 копеек (л.д. 34-35).
В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
В соответствии с п. 31 ст. 1 Закона Московской области от 23.03.2006 №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся: руководители и заместители руководителей государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных образовательных организаций в Московской области, руководители и заместители руководителей структурных подразделений указанных образовательных организаций, педагогические работники государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области.
В соответствии со ст. 15 Закона Московской области от 23.03.2006 №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» лицам, указанным в п. 31 ст. 1 настоящего Закона, а также членам их семьи, предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме - для собственников жилых помещений; ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за электроэнергию в пределах нормативов потребления; ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за отопление.
Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года N 1082/46 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области.
В соответствии с п. 26 указанного Порядка, получатель обязан в течение месяца с даты наступления обстоятельств, влияющих на получение компенсации, информировать территориальное подразделение Министерства о наступлении таких обстоятельств.
В п.30 Порядка указаны обстоятельства, влекущие прекращение выплаты компенсации: снятие получателя с регистрационного учета по месту жительства в Московской области; установление факта отсутствия оснований для предоставления компенсации; смерть получателя; установление фактов представления получателем (представителем) заведомо недостоверных документов, а также указания недостоверных сведений в заявлении.
в соответствии с п. 31 Порядка выплата компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 30 настоящего Порядка.
Для назначения компенсации необходимы документы и сведения, перечисленные в п. 5 Порядка, в соответствии с которыми для получения компенсации необходимо ежегодно подтверждать работу в учреждениях бюджетной сферы, а именно: документы, подтверждающие работу в государственных учреждениях Московской области и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области, - для работников учреждений бюджетной сферы (представляются ежегодно в сентябре); сведения о работе в государственных учреждениях Московской области и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области, - для работников учреждений бюджетной сферы (запрашиваются ежегодно в сентябре). (в ред. постановления Правительства МО от 14.10.2020 N 757/32)
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п.1).
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Согласно п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020), излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
Анализируя собранные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Министерством социального развития Московской области исковых требований частично.
Истец просит взыскать с ответчика необоснованно полученные денежные средства в счет компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.09.2018 по 31.08.2020 в размере 105008 рублей 18 копеек.
Ответчик просила применить срок исковой давности.
Статьей 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Статьей 200 ГК РФ предусмотрено: если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
С учетом положений ст.ст. 196, 200 ГК РФ истцом пропущен срок исковой давности по периодам взыскания с 01.09.2018 по 21.12.2018 (с исковым заявлением истец обратился в суд 21.12.2021).
По требованиям до декабря 2018 года истек трехлетний срок исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, что является основанием к вынесению судом решения об отказе в данной части в иске.
Оснований для взыскания выплаченного пособия за пределами срока исковой давности суд не усматривает.
Так же суд учитывает, что в период с 03.09.2018 по 11.08.2019 ответчик работала в должности учителя начальных классов МКОУ «Сосновская СОШ» (л.д.53). Школа расположена в сельской местности.
Ответчик постоянно зарегистрирована по месту жительства по <адрес> с 15.01.1985 года по настоящее время. Данных о получении мер социальной поддержки в Тульской области, материалы дела не содержат, истцом не представлено.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Закон Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", как следует из его преамбулы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, а также определяет порядок установления мер социальной поддержки Правительством Московской области для иных категорий граждан вне зависимости от их проживания на территории Московской области.
Согласно п.5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года N 1082/46, для назначения компенсации необходимы следующие документы и сведения:
документ, подтверждающий место жительства получателя в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность;
документы, подтверждающие работу в государственных учреждениях Московской области и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области, - для работников учреждений бюджетной сферы (представляются ежегодно в сентябре).
Принимая во внимание, что с 03.09.2018 по 11.08.2019 ответчик работала в должности учителя начальных классов в МКОУ «Сосновская СОШ», расположенном в п. Сосновый, Заокского района, Тульской области, проживала по <адрес>, расчет необоснованно полученных денежных средств должен производиться с августа 2019 года по 31.08.2020. Проживание в сельской местности в Московской области и осуществление работы в школе, расположенной в сельской местности Тульской области, не может лишать права ответчика на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, предусмотренного Федеральным законом Об образовании.
При этом, период работы с 26.08.2019 по 10.09.2020 в должности учителя в частном учреждении «Школа-интернат «Абсолют», расположенной в сельской местности не дает право на меры социальной поддержки, так как указанная мера предусмотрена для работы в государственных и муниципальных учреждениях.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в соответствующий бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2593 рубля.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Министерства социального развития Московской области в лице Управления социальной зашиты населения по городскому округу Серпухов удовлетворить частично.
Взыскать с Поповой Светланы Борисовны в пользу Министерства социального развития Московской области необоснованно полученные денежные средства в счет компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 11.08.2019 года по 31.08.2020, в размере 79767 рублей 15 копеек, исковые требования в большем размере, оставить без удовлетворения.
Взыскать с Поповой Светланы Борисовны в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 2593 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.Ж.Крутоус
мотивированное решение составлено 30.03.2022