ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 77-772/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
суда кассационной инстанции
г. Саратов 28 февраля 2024 года
Судебная коллегия по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьминой О.Н.,
судей: Кузнецовой О.В., Колесниченко Е.А.,
при секретаре Ананьеве К.А.,
с участием:
прокурора кассационного отдела управления Генеральной прокуратуры РФ ФИО6,
осужденного ФИО1, посредством видео-конференц-связи,
защитника осужденного ФИО1 – адвоката ФИО7, представившей удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
переводчика ФИО8,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного ФИО1 на приговор Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Белгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1.
По приговору Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты> зарегистрированный по адресу: <адрес>, проживавшего по адресу: <адрес>, несудимый,
осужден по ч.3 ст.30, п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу, зачтено в срок наказания время содержания под стражей со ДД.ММ.ГГГГ до дня, предшествующего дню вступления приговора в законную силу, из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Разрешены вопрос о мере пресечения, процессуальных издержках и судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением Белгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор оставлен без изменения.
По этому же делу осужден ФИО9, судебные решения в отношении которого не обжалуются.
Заслушав доклад судьи ФИО20, изложившей содержание судебных решений, доводы кассационной жалобы осужденного, выступление осужденного ФИО1 и его защитника – адвоката ФИО7, поддержавших доводы кассационной жалобы об изменении судебных решений и смягчении назначенного наказания, мнение прокурора ФИО6 о законности и обоснованности судебных решений, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
по приговору ФИО1 признан виновным и осужден за покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный группой лиц по предварительному сговору, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), в крупном размере.
Преступление совершено в <адрес> в период времени и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный ФИО1 выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считает их незаконными и необоснованными, подлежащими изменению, а назначенное наказание – смягчению. Утверждает об отсутствии в его действиях квалифицирующего признака преступления «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»)», поскольку материалы дела не содержат доказательств передачи сведений о местонахождении оборудованных им тайниках «закладках» третьим лицам в целях сбыта наркотических средств. Полагает, что его способствование раскрытию и расследованию группового преступления, в совершение которого он был вовлечен ФИО9, менее активная роль являлись безусловным основанием для назначения ему наказания с применением ст.64 УК РФ. Просит судебные решения изменить, исключить из осуждения квалифицирующий признак «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, (включая сеть «Интернет»), смягчить назначенное наказание, применив положения ст.64 УК РФ.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор ФИО10, опровергая ее доводы, просит оставить судебные решения без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поступивших возражений, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.401.1 УПК РФ, при рассмотрении кассационных жалоб, представлений суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, постановления или определения суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
Несмотря на доводы кассационной жалобы и занятую осужденным позицию по отношению к предъявленному обвинению, выводы суда о виновности ФИО1 в совершении преступления, за которое он осужден, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, и подтверждаются доказательствами, исследованными судом, в том числе: данными на предварительном следствии и оглашенными в судебном заседании показаниями осужденных ФИО1 и ФИО9 об обстоятельствах совершения ими покушения на незаконный сбыт наркотических средств; показаниями свидетелей ФИО11, ФИО12, ФИО13 об обстоятельствах задержания в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий ФИО1 и ФИО9, проведения их личного досмотра, осмотра места происшествия и жилища задержанных, обнаружении и изъятии имеющих значение для уголовного дела предметов, в том числе, свертков с наркотическими средствами, электронных весов и упаковочных материалов; показаниями свидетелей ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 о результатах проведенных следственных действий; протоколами личного досмотра ФИО9 и ФИО1; протоколами осмотра мест происшествия; протоколами осмотров предметов, в том числе, сотовых телефонов ФИО9 и ФИО1, содержащейся в них информации, касающейся незаконного оборота наркотических средств; заключениями экспертов; результатами оперативно-розыскной деятельности; иными доказательствами, приведенными в приговоре.
Все доказательства, положенные в основу приговора, собраны с соблюдением требований ст.86 УПК РФ, судом проверены в соответствии с требованиями ст.87 УПК РФ в совокупности и оценены с учетом правил, предусмотренных ст.88 УПК РФ, с точки зрения допустимости и относимости к рассматриваемым событиям, а также достаточности для постановления обвинительного приговора. Противоречивых доказательств, которые могли бы существенно повлиять на выводы суда и которым суд не дал бы оценки, в деле не имеется. Выводы суда, касающиеся оценки доказательств, являются убедительными, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
Суд мотивировал, почему отдал предпочтение данным доказательствам и отверг данные осужденным ФИО19 в судебном заседании показаниям, в которых тот отрицал свою причастность к незаконному сбыту наркотических средств.
Суд правомерно использовал в качестве доказательств заключения проведенных по делу экспертиз, учитывал при этом полноту проведенных исследований, логичность и непротиворечивость сделанных экспертами выводов, взаимосвязь с другими доказательствами по делу, руководствовался при этом также положениями ч.2 ст.17 УПК РФ, согласно которой никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.
Материалы дела свидетельствуют о том, что оперативно-розыскное мероприятие «Наблюдение» проведено при отсутствии признаков провокации преступления со стороны правоохранительных органов в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Суд правильно пришел к выводу о правомерности его осуществления, допустимости полученных в ходе его проведения доказательств, положенных в основу приговора наряду с совокупностью иных доказательств обвинения. Результаты оперативно-розыскной деятельности представлены органу следствия с соблюдением «Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд».
Как правильно установлено судом, порядок изъятия, осмотра и хранения предметов, признанных вещественными доказательствами по делу, соответствует содержанию имеющихся в деле протоколов, отвечает требованиям уголовно-процессуального закона, результаты проведения следственных действий оформлены надлежащим образом.
Все требования уголовно-процессуального закона, строгое соблюдение которых обеспечивает полное, всестороннее и объективное рассмотрение дела, судом были выполнены.
Из протокола судебного заседания усматривается, что судебное следствие проведено в соответствии с требованиями ст.ст. 273-291 УПК РФ, представленные суду доказательства исследованы, заявленные ходатайства рассмотрены, по ним судом приняты решения в установленном законом порядке, при этом в судебном заседании председательствующий создал сторонам все необходимые условия для исполнения ими процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
Всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, проверив доказательства, представленные как стороной обвинения, так и стороной защиты, сопоставив их друг с другом, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о их достаточности для разрешения дела, признав ФИО1 виновным в совершении преступления, и правильно квалифицировал его действия по ч.3 ст.30, п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ.
Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии в действиях осужденного квалифицирующего признака незаконного сбыта наркотических средств «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»)». Данная квалификация соответствует фактическим обстоятельствам, установленным судом, согласно которым изъятое сотрудниками полиции у ФИО1 и иного лица наркотическое средство было получено ими с целью дальнейшего сбыта через тайник «закладку» по координатам, отправленным иному лицу посредством сети «Интернет» и установленного в сотовом телефоне мессенджера «<данные изъяты>
Постановленный судом приговор соответствует требованиям ст.ст.307-309 УПК РФ. В нем отражены обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст.73 УПК РФ, приведены в полном объеме и проанализированы подтверждающие их доказательства, получившие надлежащую оценку с приведением ее мотивов, аргументированы, вопреки доводам защитника, выводы о квалификации преступления, разрешены иные вопросы, имеющие отношение к делу, из числа предусмотренных ст.299 УПК РФ.
Наказание осужденному ФИО1 назначено судом в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание ФИО1, суд учел активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, состояние здоровья осужденного и его близких родственников.
Мотивируя вид и размер наказания, суд пришел к выводу о возможности исправления ФИО1 только в условиях его изоляции от общества без назначения дополнительных наказаний и не нашел оснований для применения ст.ст.64, 73УК РФ, изменения категории преступления на основании ч.6 ст.15 УК РФ. Выводы суда обоснованы, оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется.
Исходя из стадии совершенного преступления, наказание осужденному назначено с применением положений ч.3 ст.66 УК РФ, а также ч.1 ст.62 УК РФ без ссылки на ст.64 УК РФ.
Таким образом, все заслуживающие внимание обстоятельства, установленные судом на момент постановления приговора, в том числе те, на которые в своей жалобе указывает осужденный, учтены судом при решении вопроса о виде и размере наказания, которое назначено в соответствии с требованиями закона, соразмерно содеянному и является справедливым.
Вид исправительного учреждения ФИО1 правильно определен в соответствии с п. «в» ч.1 ст.58 УК РФ, зачет времени содержания под стражей произведен на основании ч.3.2 ст.72 УК РФ.
Вопросы о мере пресечения, исчислении срока, процессуальных издержках и судьба вещественных доказательств разрешены судом в соответствии с требованиями закона.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст.389.9 УПК РФ проверил законность, обоснованность и справедливость приговора суда первой инстанции, все доводы, изложенные в апелляционной жалобе осужденного и его защитника, получили надлежащую оценку, что отражено в апелляционном определении, содержание которого соответствует требованиям ст.389.28 УПК РФ.
В силу ч.1 ст.401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Поскольку таких нарушений судом по уголовному делу в отношении ФИО1 допущено не было, оснований для удовлетворения кассационной жалобы осужденного, отмены либо изменения судебных решений не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
приговор Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Белгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: