К делу № 2-4437/2022
УИД 23RS0040-01-2022-002788-97
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 июня 2022 года г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Дордуля Е.К.
при секретаре Малтабар М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Спирякова В. Е. к ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, Пенсионному фонду РФ, трети лица – Министерство финансов РФ, ПАО «Совкомбанк», ООО «Микрокредитная компания Скорость Финанс», о признании незаконными действий юридического лица,
установил:
Спиряков В.Е. обратился в Первомайский районный суд г. Краснодара с иском к ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, Пенсионному фонду РФ, трети лица – Министерство финансов РФ, ПАО «Совкомбанк», ООО «Микрокредитная компания Скорость Финанс», о признании незаконными действий юридического лица.
В обоснование требований указано, что истец состоит на учете в ОПФ РФ по Краснодарскому краю, размер ежемесячной пенсии составляет 12 459,10 руб. Ответчик ежемесячно производит удержания из пенсии истца по исполнительному листу по делу № 2-597/2021 в размере 20%, что составляет 2 491,82 руб., по исполнительному листу по делу № 2-144/2021 в размере 10%, что составляет 1 245,91 руб. Таким образом, после удержания денежных средств, истец получает 8 721,37 руб., что, по мнению истца, значительно меньше величины прожиточного минимума. 19.02.2022 истец направил в адрес ответчика заявление о сохранении дохода ежемесячно в размере прожиточного минимума с требованием прекратить полностью удержания денежных средств. Однако истцу было отказано и разъяснено право на обращение в Ейский районный суд в части несогласия с производимыми удержаниями по исполнительным листам. Данные обстоятельства послужили причиной обращения с данным иском в суд. Истец просит признать незаконными действия ответчика по обращению взыскания на имущество, принадлежащее истцу на праве собственности – ежемесячную пенсию в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, обязать ответчика сохранить пенсию истца ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ в случае направления взыскателями исполнительных документов непосредственно в ОПФ РФ.
Представитель ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю по доверенности ФИО4 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель третьего лица ПАО «Совкомбанк» по доверенности ФИО5 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 7 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
В силу ст. 5 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с нормами ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
Частью 3 статьи 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.
Согласно ч. 2 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Спиряков В.Е. является получателем страховой пенсии по старости, установленной в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов: 1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью; 2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца; 3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц; 4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; 5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами; 6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое); 7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; 8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде: а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; 9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности; 10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; 11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; 12) пособия и выплаты гражданам, имеющим детей, беременным женщинам, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; 13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; 14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников: а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; б) в связи с террористическим актом; в) в связи со смертью члена семьи; г) в виде гуманитарной помощи; д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений; 15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения; 16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом; 17) социальное пособие на погребение; 18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести; 19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей; 20) денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.
Приведенный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Страховая пенсия не входит в перечень доходов должника, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с нормами ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Кроме того, ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» также предусмотрено, что удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В настоящее время из страховой пенсии по старости Спирякова В.Е. производятся удержания на основании следующих исполнительных документов:
- исполнительного листа ФС № 025166318 (дело № 2-144/2021 от 07.04.2021, поступившего от взыскателя ООО «Микрокредитная компания Скорость Финанс», с 01.10.2021 в размере 20% в счет погашения задолженности на сумму 13 981,33 руб.
- исполнительного листа ФС № 025184272 (дело № 2-597/2021 от 15.09.2021, поступившего от взыскателя ПАО «Совкомбанк», с 01.01.2022 в размере 20% в счет погашения задолженности в сумме 78 185,32 руб.
Кроме того, в период с 01.10.2019 по 31.03.2022 из страховой пенсии по старости Спирякова В.Е. производились удержания в счет погашения задолженности на сумму 131 630,54 руб. в пользу взыскателя ПАО Сбербанк в лице Краснодарского отделения № 8619 на основании постановления Ейского районного отдела судебных приставов УФССП РФ по Краснодарскому краю № 61107/19/23034-ИП от 05.09.2019 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию). С 01.04.2022 удержания прекращены на основании постановления об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника. Удержанные денежные средства в размере 75 254,41 руб. перечислены на депозитный счет РОСП.
Таким образом, в настоящее время размер удержаний из страховой пенсии Спирякова В.Е. не превысил законодательно установленное ограничение в размере 50%.
Федеральным законом от 29.06.2021 № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» внесены изменения в части, устанавливающей право должника-гражданина обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума.
С 01.02.2022 должник-гражданин вправе обратиться с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство.
В отношении указанных лиц судебными приставами-исполнителями в территориальные органы ПФР направляются постановления, содержащие соответствующие требования.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы не наделены полномочиями по оценке имущественного положения пенсионера, не располагают информацией о его совокупном доходе, аккумулированном на банковских счетах, и не относятся к числу организаций, которым такая информация может быть представлена кредитными организациями.
Также законодательство об исполнительном производстве не предусматривает право должника-гражданина на обращение в пенсионные органы с заявлением о сохранении пенсии ежемесячно в размере прожиточного минимума.
Отделением ПФР по Краснодарскому краю было рассмотрено обращение Спирякова В.Е. по вопросу сохранения дохода в размере прожиточного минимума при удержании из пенсии и даны соответствующие разъяснения (письмо от 16.03.2022 № С-9830-4106/10650-22).
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Спирякова В.Е., поскольку они основаны на неверном толковании законодательства и являются необоснованными, оснований для признания незаконными действий ответчика и обязании ответчика сохранять пенсию истца ежемесячно в размере прожиточного минимума не имеется.
Доводы истца, изложенные в исковом заявлении, направлены на иное толкование законодательства РФ и не могут приниматься судом во внимание.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Спирякова В. Е. к ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, Пенсионному фонду РФ, трети лица – Министерство финансов РФ, ПАО «Совкомбанк», ООО «Микрокредитная компания Скорость Финанс», о признании незаконными действий юридического лица отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.К. Дордуля
Мотивированный текст решения изготовлен 07.06.2022.
Судья Е.К. Дордуля