Решение по делу № 8Г-9528/2023 [88-11673/2023] от 19.04.2023

УИД 03RS0063-01-2022-003354-08

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-11673/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

кассационного суда общей юрисдикции

18 мая 2023 года                                      г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Юровой О.В.,

судей Ившиной Т.В., Пияковой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео конференц-связи (с Туймазинским межрайонным судом Республики Башкортостан) кассационную жалобу Ахметшиной З.А. на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 марта 2023 года по гражданскому делу № 2-2902/2022 по иску Ахметшиной З.А. к ГКУ РБ «Управление лесничествами», Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконными приказов, восстановлении на роботе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Юровой О.В., объяснения Ахметшиной З.А., представителей ГКУ РБ «Управление лесничествами» Арсланова А.А., действующего на основании приказа о назначении от 10 февраля 2020 года, Маркина Д.Н., действующего на основании доверенности от 10 января 2023 года, представителя Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Шамсутдиновой В.А., действующей на основании доверенности от 9 января 2023 года, заключение прокурора Тихоновой Ю.В., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Ахметшина З.А. обратилась с иском к ГКУ РБ «Управление лесничествами», Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконными приказов, восстановлении на роботе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, указав, что она была назначена 15 ноября 2016 года на должность начальника отдела по Туймазинскому лесничеству.

Приказом ГКУ РБ «Управление лесничествами» от 25 августа 2022 года -к Ахметшина З.А. уволена с 1 сентября 2022 года по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, ликвидация организации (прекращение деятельности обособленного структурного подразделения, расположенного в другой местности, отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество»). Основанием для ее увольнения стали: приказы Минлесхоза Республики Башкортостан от 29 апреля 2022 года -ОД и от 22 августа 2022 года -ОД, приказы ГКУ РБ «Управление лесничествами» от 13 мая 2022 года -ОД и от 22 августа 2022 года -ОД.

Считает, что увольнение по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации является незаконным и необоснованным, поскольку в приказе о прекращении трудового договора указано, что ликвидируется обособленное структурное подразделение, расположенное в другой местности – отдел по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество». Отдел по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество» не является и не являлся обособленным структурным подразделением, так как не был зарегистрирован в налоговом органе по месту нахождения в г. Туймазы. В Уставе ГКУ РБ «Управление лесничествами» такое обособленное структурное подразделение как отдел по Туймазинскому лесничеству – Туймазинское лесничество», не указано.В трудовом договоре от 15 ноября 2016 года , заключенному между Ахметшиной З.А. и ответчиком, не указано, что ее принимают на работу в обособленное подразделение – отдел по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество».

Ликвидация отдела носит формальный характер, проведена мнимая ликвидация отдела по Туймазинскому лесничеству с одной лишь целью уволить Ахметшину З.А., как неугодного сотрудника.

Права и обязанности отдела по Туймазинскому лесничеству перешли в порядке правопреемства в отдел по Белебеевскому лесничеству.

Кроме этого, лесной фонд Российской Федерации, расположенный на территории Туймазинского лесничества, не уменьшился и не ликвидировался. Считает, что присоединять (объединять) территорию Туймазинского лесничества в другой отдел в Белебеевское лесничество, нецелесообразно. После ликвидации обособленного отдела по Туймазинскому лесничеству и присоединения к Белебеевскому лесничеству за одним сотрудником закреплено 4 участковых лесничества – Гусеевское, Куручевское, Присюньское и Шаранское, а за другим сотрудником уже закреплено 6 участковых лесничеств, общей площадью 65108 гектаров: Верхне-Троицкое площадью 13622 га, Нижне-Троицкое площадью 13028 га, Кандринское площадью 11749 га, Кармалы-Губеевское площадью 10109 га, Октябрьское площадью 10104 га, Тюменякское площадью 6496 га.

Работодатель пригласил на работу в отдел по Белебеевскому лесничеству «угодных» для себя бывших сотрудников ликвидированного отдела, а именно ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, Шарафутдинова P.С. и закрепил за ними сверх нормативов несколько участковых лесничеств, что противоречит приказу Минприроды России от 21 января 2014 года .Не предложили вакантные должности только «неугодным» работникам – Ахметшиной З.А., ФИО, ФИО, ФИО

Кроме того, указала, что в один и тот же день 16 мая 2022 года Ахметшину З.А. уволили за утрату доверия, и одновременно вручили уведомление о прекращении деятельности обособленного отдела с 1 сентября 2022 года. Считает, что ответчик лишил ее возможности трудиться два месяца после вручения уведомления о прекращении деятельности отдела. Вынужденный прогул (с 17 мая 2022 года по 21 июля 2022 года) не может включаться в эти два месяца по уведомлению.

Таким образом, не истекли два рабочих месяца после вручения уведомления о ликвидации отдела, что является грубым нарушением трудовых и конституционных прав Ахметшиной З.А.

Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 марта 2023 года, в удовлетворении искового заявления Ахметшиной З.А. к ГКУ РБ «Управление лесничествами», Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконными приказов, восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, отказано.

В кассационной жалобе Ахметшина З.А. просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, ссылается на неправильную оценку судами обстоятельств по делу, неправильное применение норм материального права.

В возражениях на кассационную жалобу ГКУ РБ «Управление лесничествами» просит судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав объяснения Ахметшиной З.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителей ГКУ РБ «Управление лесничествами» Арсланова А.А., Маркина Д.Н., представителя Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Шамсутдиновой В.А., просивших судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, заключение прокурора Тихоновой Ю.В., полагавшей решение и апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 15 ноября 2016 года Ахметшина З.А. была принята на работу начальником отдела по Туймазинскому лесничеству ГКУ «Управление лесничествами». Между истцом и ответчиком заключен трудовой договор , пунктом 1.4 которого установлено, что договор заключен на неопределенный срок, без испытательного срока (пункт 1.6). Установлен должностной оклад (тарифная ставка) в размере 6 279 руб. в месяц, с компенсационными и стимулирующими выплатами.

Согласно пункту 1.2 трудового договора работник принимается в отдел по Туймазинскому лесничеству ГКУ РБ «Управление лесничествами».

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 октября 2016 года -р создано Государственное казенное учреждение «Управление лесничествами».

В соответствии с пунктом 1.1. Устава ГКУ РБ «Управление лесничествами» учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан полномочий Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в сфере лесных отношений.

Согласно пункту 2.2. Устава ГКУ РБ «Управление лесничествами» предметом деятельности учреждения является обеспечение управления на землях лесного фонда в Республике Башкортостан.

Согласно пункту 1.8 Устава ГКУ РБ «Управление лесничествами» Учреждение имеет на территории Республики Башкортостан 31 структурное подразделение, в том числе отдел по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество», с местом расположения отдела в г. Туймазы. Филиалов и представительств ГКУ РБ «Управление лесничествами» не имеет (пункт 1.9 Устава).

В соответствии с пунктом 4.2 Устава отделы ГКУ РБ «Управление лесничествами» не являются юридическими лицами.

Согласно пунктам 4.5, 4.7 Устава ГКУ РБ «Управление лесничествами» осуществляет виды деятельности через отделы учреждения. Отделы учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением об отделах.

20 апреля 2022 года ГКУ РБ «Управление. лесничествами» обратилось в Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан с письмом исх. , в котором, в целях пресечения дальнейшей дискредитации органов государственной власти Республики Башкортостан, в том числе и Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, и недопущения на землях лесного фонда на территории Туймазинского возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными незаконными рубками лесных насаждений, просило возможность внесения изменений в структуру ГКУ РБ «Управление лесничествами» путем ликвидации обособленного подразделения – отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество» с одновременным увеличением тождественного количества работников в иных обособленных подразделениях Учреждения.

Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан -ОД от 29 апреля 2022 года утверждена новая структура ГКУ РБ «Управление лесничествами», вводимая в действие с 1 сентября 2022 года, исходя из которой отдел по Туймазинскому лесничеству - «Туймазинское лесничество», прекращает свою деятельность.

Приказом ГКУ РБ «Управление лесничествами» -ОД от 13 мая 2022 года введена в действие структура ГКУ РБ «Управление лесничествами», утвержденная приказом Минлесхоза Республики Башкортостан от 29 апреля 2022 года -ОД, с 1 сентября 2022 года, утверждено штатное расписание ГКУ РБ «Управление лесничествами» в количестве 533 единицы с месячным фондом оплаты труда 9 449 485 руб., установлено, что штатное расписание вступает в силу с 1 сентября 2022 года, прекращает действие с 1 сентября 2022 года штатное расписание, утвержденное приказом ГКУ РБ «Управление лесничествами» -ОД от 24 февраля 2021 года.

16 мая 2022 года Ахметшиной З.А. вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с прекращением деятельности обособленного структурного подразделения, в котором указано, что в связи с прекращением деятельности на основании приказа Минлесхоза Республики Башкортостан от 29 апреля 2022 года -ОД, обособленного подразделения ГКУ РБ «Управление лесничествами» – отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество», руководствуясь частью 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации, уведомляют о том, что трудовой договор от 15 ноября 2016 года с ней будет расторгнут 1 сентября 2022 года по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

18 мая 2022 года ГКУ Республики Башкортостан «Управление лесничествами» направлено в Филиал Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан заявление о снятии с регистрационного учета обособленного структурного подразделения отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество» в связи с ликвидацией обособленного подразделения.

Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан -ОД от 22 августа 2022 года в приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан -ОД от 29 апреля 2022 года внесены изменения, в соответствии с которыми новая структура ГКУ РБ «Управление лесничествами» вводится в действие с 2 сентября 2022 года.

Приказом ГКУ РБ «Управление лесничествами» -ОД от 22 августа 2022 года в приказ ГКУ РБ «Управление лесничествами» -ОД от 13 мая 2022 года внесены изменения, в соответствии с которыми действие структуры ГКУ РБ «Управление лесничествами», утвержденной приказом Минлесхоза Республики Башкортостан от 29 апреля 2022 года -ОД, вводится с 2 сентября 2022 года, штатное расписание ГКУ РБ «Управление лесничествами» вступает в силу с 2 сентября 2022 года.

Приказом ГКУ РБ «Управление лесничествами» к от 25 августа 2022 года действие трудового договора от 15 ноября 2016 года прекращено и Ахметшина З.А. с 1 сентября 2022 года уволена с занимаемой должности на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации (прекращении деятельности обособленного структурного подразделения, расположенного в другой местности – отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество»). С указанным приказом Ахметшина З.А. ознакомлена 25 августа 2022 года.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что факт прекращения деятельности обособленного структурного подразделения ГКУ РБ «Управление лесничествами» – отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество», должность начальника отдела в котором замещала истец, подтверждается представленными в материалы дела приказами, штатными расписаниями ГКУ РБ «Управление лесничествами», утвержденными 24 февраля 2022 года и 22 августа 2022 года, уведомлением от 18 мая 2022 года о снятии с учета подразделения в Государственном учреждении – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, сообщениями от 19 мая 2022 года, 25 мая 2022 года и 2 сентября 2022 года в Центр занятости населения и налоговый орган о прекращении деятельности обособленного структурного подразделения отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество», оспариваемые приказы приняты уполномоченными лицами – Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан и работодателем ГКУ РБ «Управление лесничествами», действовавшими в рамках предоставленных им полномочий, при этом у Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, как учредителя ГКУ РБ «Управление лесничествами», имелись полномочия на прекращение деятельности обособленного структурного подразделения и изменение структуры ГКУ РБ «Управление лесничествами», в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Ахметшиной З.А.

Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, при этом указал следующее.

Установлено, что в соответствии с приказами Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан -ОД от 29 апреля 2022 года, -ОД от 22 августа 2022 года, приказами ГКУ РБ «Управление лесничествами» -ОД от 13 мая 2022 года, -ОД от 22 августа 2022 года прекращена деятельность обособленного структурного подразделения ГКУ РБ «Управление лесничествами» – отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество», расположенного в другой местности, путем ликвидации отдела с 2 сентября 2022 года.

Принятие учредителем ГКУ РБ «Управление лесничествами» – Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан решения о прекращении деятельности обособленного структурного подразделения ГКУ РБ «Управление лесничествами» – отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество» фактически означает ликвидацию обособленного структурного подразделения отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество», в котором определено место работы Ахметшиной З.А. согласно заключенному с ней ГКУ РБ «Управление лесничествами» трудовому договору.

Как следует из материалов дела, в структуре ГКУ РБ «Управление лесничествами», утвержденной приказом 29 апреля 2022 года и действующего с 1 сентября 2022 года, отсутствует обособленное структурное подразделение отдел по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество».

О предстоящем увольнении по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации Ахметшина З.А. была письменно уведомлена 16 мая 2022 года, то есть не менее чем за два месяца до увольнения 1 сентября 2022 года.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2022 года решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 22 июля 2022 года отменено в части признания незаконным вручения уведомления о прекращении деятельности обособленного структурного подразделения Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Управление лесничествами» – отдела по Туймазинскому лесничеству – «Туймазинское лесничество». В отмененной части принято новое решение, которым Ахметшиной З.А. в удовлетворении названных требований отказано.

В связи с чем суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о соблюдении процедуры и обоснованности увольнения Ахметшиной З.А. в связи с ликвидацией обособленного подразделения.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, считает, что доводы кассационной жалобы Ахметшиной З.А. заслуживают внимания.

Часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Обязательным для включения в трудовой договор является, в том числе, условие о месте работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, о месте работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения (абзац 1 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

В абзаце 3 пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» даны разъяснения о том, что под структурными подразделениями следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д., а под другой местностью – местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (часть 4 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Расторжение трудового договора работодателем в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации как одно из оснований прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации под ликвидацией юридического лица понимается прекращение его деятельности без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

В том случае, когда учредитель юридического лица принимает решение о прекращении деятельности одного юридического лица и об образовании другого юридического лица с другим названием, но с аналогичными целями деятельности и правоспособностью, имеет место не ликвидация юридического лица, а реорганизация в форме преобразования (пункт 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или индивидуальным предпринимателем. Основанием для увольнения работников по пункту 1 части 1 статьи 81 Кодекса может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Главой 27 Трудового кодекса Российской Федерации установлены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора, в том числе в связи с ликвидацией организации. Так, в соответствии с частью 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В силу пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Ахметшиной З.А. о восстановлении на работе, приведенные нормативные положения, регулирующие увольнение в связи с ликвидацией обособленного структурного подразделения не применили, вследствие чего не установили обстоятельства, имеющие значение для дела.

Из материалов дела и пояснений истца следует, что после ликвидации отдела по Туймазинскому лесничеству работодатель пригласил на работу в отдел по Белебеевскому лесничеству бывших сотрудников ликвидированного отдела, а именно ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, Шарафутдинова P.С., которые продолжают свою деятельность в Туймазинском районе.

Кроме того, из штатного расписания ГКУ РБ «Управление лесничествами», введенного в действие с 2 сентября 2022 года видно, что штатная численность работников отдела по Белебеевскому району увеличилась с 2 сентября 2022 года, за вновь принятыми на работу сотрудникам закреплены участковые лесничества, ранее находившиеся в ведении отдела по Туймазинскому району.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Ахметшиной З.А., возражений ответчика относительно данных исковых требований, и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: произведена ли фактически ликвидация отдела по Туймазинскому району, либо произведена реорганизация отдела, соблюдена ли работодателем процедура увольнения в связи с ликвидацией.

Названные обстоятельства, имеющие значение для дела исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки суда первой инстанции не являлись.

Вместо установления указанных юридически значимых обстоятельств судебные инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Ахметшиной З.А. о восстановлении на работе, сослались то, что работодателем представлены доказательства вручения истцу уведомления об увольнении в связи с ликвидацией отдела 16 мая 2022 года, несмотря на то, что в этот же день 16 мая 2022 года Ахметшина З.А. уволена работодателем по иному основанию – за утрату доверия.

Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 июля 2022 года признан и отменен приказ ГКУ РБ «Управление лесничествами» к от 16 мая 2022 года об увольнении Ахметшиной З.А. с 16 мая 2022 года в связи с утратой доверия в соответствии с пунктом 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, Ахметшина З.А. восстановлена в прежней должности.

В связи с чем судом не дана оценка действиям работодателя по надлежащему уведомлению Ахметшиной З.А. об увольнении в связи с ликвидацией отдела, и одновременным увольнением с работы в связи с утратой доверия, не дана оценка доводам истца о том, что период действия указанного уведомления совпал с периодом вынужденного прогула по вине работодателя, в то время как предупреждение работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации имеет иную цель.

Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение нельзя признать законными.

Допущенные при рассмотрении дела судом первой инстанции и не устраненные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и могут быть устранены только путем отмены решения и апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 марта 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий                    О.В.Юрова

Судьи                                Т.В.Ившина

                                    Н.А.Пиякова

8Г-9528/2023 [88-11673/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Ахметшина Зульфия Абулгасовна
Туймазинская межрайонная прокуратура РБ
Ответчики
ГКУ РБ Управление лесничествами
Министерство лесного хозяйства РБ
Другие
Государственная инспекция труда в РБ
ГУ - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РБ
ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Юрова Ольга Витальевна
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
18.05.2023Судебное заседание
18.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее