Решение по делу № 2а-3004/2019 от 22.11.2019

Дело №2а-3004/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2019 года Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи – Семенухи Т.Б.,

при секретаре – Кийко О.Л.,

с участием представителя административного истца – Долованюк Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Дегтярева ... к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения органа государственной власти, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец Дегтярев С. Г. обратился в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения, оформленного письмом от 11.11.2019 года и возложении на ответчика обязанности по повторному рассмотрению заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ...

В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что он обратился к ответчику с заявлением о перераспределении земли и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельного участка, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: ..., в части утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако письмом от 11.11.2019 года ответчик отказал истцу в предоставлении государственной услуги по причине того, что к заявлению не приложены правоустанавливающие документы на строение, расположенное на земельном участке. В подтверждение наличия оснований для отказа в утверждении схемы, ссылаются на норму п. 7 ст. 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 №299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

Истец полагает, что отказ ответчика является незаконным, как противоречащий Закону города Севастополя от 07.12.2016 года № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, а также статьям 11.2,11.3,11.10 ЗК РФ.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном иске, просила их удовлетворить.

Ответчик своего представителя для участия в деле не направил, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суд не известил, направил в суд материалы, послужившие основанием к вынесению оспариваемого решения.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Явка ответчика и его представителя не была признана судом обязательной, а потому, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав свобод и реализации законных интересов или на них незаконного возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Обжалуемое решение вынесено ответчиком 11.11.2019 года, административное исковое заявление подано в суд 22.11.2019 года, т.е. в пределах сроков, предусмотренных ст. 219 КАС РФ.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.

Судом установлено, истец административный истец Дегтярев ... является собственником земельного участка общей площадью 506 кв.м., расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером ... категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «13.2. Ведение садоводства», на основании государственного акта на право частной собственности на землю от 26.11.2001 г. серия .... Право собственности зарегистрировано, о чем 01.04.2019 Управлением государственной регистрации права и кадастра города Севастополя осуществлена запись регистрации ... Границы земельного участка установлены согласно с действующим законодательством РФ и внесены в ЕГРН.

На земельном участке находится нежилое здание летней кухни пл. 46,7 кв.м., с кадастровым номером ... принадлежащее истцу на праве собственности, о чем 21.06.2019 г. Севреестром осуществлена запись регистрации № ..., а также отдельно стоящий, оконченный в 2001 году строительством садовый дом общей площадью 252,6 кв.м., который также частично находится на землях федерального значения города Севастополя.

Кроме того, административный истец является членом ТСН «...», в его пользовании находится земельный участок №..., расположенный в границах кооператива, что подтверждается соответствующей справкой.

06.11.2019 года административный истец обратился к ответчику с заявлением о перераспределении земли и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельного участка, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: ... в части утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Письмом от 11.11.2019 Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказал истцу в предоставлении государственной услуги по причине того, что к заявлению не приложены правоустанавливающие документы на строение, расположенное на земельном участке. В подтверждение наличия оснований для отказа в утверждении схемы, ссылаются на норму п. 7 ст. 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 №299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

Данный ответ административный истец считает незаконным, как противоречащий Закону города Севастополя от 07.12.2016 года № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, а также статьям 11.2,11.3,11.10 ЗК РФ.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Таким образом, письмо Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 11.11.2019 года, в соответствии с которым Департамент отказал истцу в предоставлении государственной услуги, в соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 рассматривается как письменное решение Департамента.

Отказ истцу в предоставлении государственной услуги основан на том, что к заявлению не приложены правоустанавливающие документы на строение, расположенное на земельном участке.

При этом суд не может согласиться с таким отказом ответчика, исходя из следующего.

Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.

Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков; утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и кадастровой карте соответствующей территории (пункты 4.41, 4.58 Положения).

В силу пунктов 1,8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пунктам 1, 2, 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пунктом 16 указанной статьи ЗК РФ установлен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Пунктом 7 статьи 2 Закона города Севастополя «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» от 07.12.2016г. № 299-ЗС предусматривает, что наряду с основаниями, предусмотренными п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя при отсутствии у заявителя правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения, за исключением образования земельного участка, предоставление которого осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года№ 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частями 9-11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств законности оснований для принятия оспариваемого решения возложены на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) – в данном случае на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Земельный участок, о перераспределении которого заявляет административный истец, может быть ему предоставлен в собственность в порядке перераспределения, поскольку фактически используется им длительное время, имеет площадь 389 кв.м., расположен возле земельного участка, находящегося в его собственности, не создает на местности реальных препятствий в пользовании участками кому-либо. Из указанного земельного участка невозможно сформировать самостоятельный земельный участок.

Кроме того, очевидно, что расположенное на данном земельном участке строение не может быть препятствием к перераспределению земельным участком, поскольку напротив, указанное обстоятельство выступает фактическим основанием для образования в результате перераспределения земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости, что в дальнейшем даст истцу основания для регистрации прав на объект недвижимости в упрощенном порядке.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также, что обязанности по государственной регистрации права собственности на дачный дом у члена садоводческого некоммерческого товарищества законодательством не предусмотрено, решение Департамента об отказе в предоставлении государственной услуги по причине не предоставления правоустанавливающих документов на строение, расположенное на земельном участке, является незаконным.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, а решение Департамента по имущественными земельным отношениям города от 11.11.2019 года подлежит отмене.

Также, суд считает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть заявление Дегтярева С.Г. от 06.11.2019 года с учетом изложенных обстоятельств.

Руководствуясь ст. 273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от 11 ноября 2019 года №ГУ-исх-13685/19, об отказе Дегтяреву ... в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ...

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Дегтярева ... об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ...

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20.12.2019.

Судья Нахимовского районного

суда г. Севастополя Т.Б. Семенуха

2а-3004/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дегтярев Сергей Георгиевич
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Долованюк Татьяна Сергеевна
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Семенуха Татьяна Борисовна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
22.11.2019Регистрация административного искового заявления
22.11.2019Передача материалов судье
26.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
26.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2019Подготовка дела (собеседование)
13.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2019Судебное заседание
20.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
04.03.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
04.03.2020Судебное заседание
27.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.05.2020Судебное заседание
19.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее