Дело № 2-1690/2024
УИД 18RS0003-01-2023-006965-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2024 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Салова А.А.,
при секретаре Волыниной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению СНА к ОСФР по Удмуртской Республике об установлении размера заработной платы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
СНА обратилась в суд с иском к ОСФР по Удмуртской Республике об установлении размера заработной платы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, мотивируя свои требования следующим.
С 04 октября 2008 года истец является получателем страховой пенсии по старости. Размер пенсии определен без учета сведений о заработной плате в периоды работы в Качканарском горно-обогатительном комбинате с 02 октября 1973 года по 13 сентября 1979 года и с 22 сентября 1981 года по 04 августа 1986 года, хотя в указанное время получала заработную плату, которая должна быть учтена ответчиком при определении размера пенсии. Документов о размере заработной плате истца в настоящее время не сохранилось, поэтому размер заработной платы может быть установлен на основании сведений о среднемесячной заработной плате рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства по Свердловской области с 1975 по 1986 г.г.
На основании изложенного истец просил суд:
- установить факт получения заработной платы в период с 01 января 1975 года по 04 августа 1986 года в отделе рабочего снабжения Качканарского горно-обогатительного комбината в должности повара 4 разряда в размере: 88,4 руб. в 1975 году, 93,10 руб. в 1976 году, 96,10 руб. в 1977 году, 112,10 руб. в 1978 году, 115,10 руб. в 1979 году, 119,40 руб. в 1981 году, 122,10 руб. в 1982 году, 123,80 руб. в 1983 году, 127,50 руб. в 1984 году, 130,50 руб. в 1985 году, 134,70 руб. в 1986 году;
- обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с 01 сентября 2023 года с учетом установленных выше размеров заработной платы за периоды с 01 января 1975 года по 13 сентября 1979 года и с 22 сентября 1981 года по 04 августа 1986 года;
- взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 13 000 руб.
В судебном заседании истец СНА исковое заявление поддержала, сославшись на обстоятельства, изложенные в нем.
В судебном заседании представитель ответчика Прохорова К.Ф. просила оставить иск без удовлетворения, сославшись на отсутствие доказательств размера заработной платы истца в спорный период. По приведенным доводам представлены письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.57 ГПК РФ обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах и лицах, участвующих в деле.
Суд в соответствии с принципами равноправия сторон, состязательности гражданского судопроизводства и диспозитивности не осуществляет сбор доказательств и по своей инициативе не истребует какие бы то ни было доказательства, за исключением доказательств при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений.
В обязанности суда входит лишь определение предмета доказывания (совокупности юридических фактов, установление которых необходимо для разрешения дела по существу) и создание необходимых условий для сбора и истребования доказательств.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Законом СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу данного федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным федеральным законом в части, не противоречащей данному федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В силу пунктов 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц; учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.
В соответствии с пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 16/19па (утратил силу с 01 января 2015 года), в том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями, либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Подпунктом 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.
В соответствии с Письмом Минтруда Российской Федерации N 8389-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 "О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников" в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Трудовая (страховая) пенсия по старости, будучи одним из видов трудовых (страховых) пенсий, является индивидуализированной выплатой, компенсирующей застрахованному лицу предполагаемую утрату его заработной платы, иных выплат и вознаграждений в связи с наступлением такого страхового случая, как нетрудоспособность вследствие старости.
Соответственно, размер трудовой (страховой) пенсии по старости должен определяться с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению данной пенсии.
Размер заработка должен устанавливаться на основании документов, свидетельствующих об индивидуальном характере заработка пенсионера.
Из материалов дела следует, что 02 октября 2008 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 10 ноября 2008 года с 04 октября 2008 года СНА установлена трудовая пенсия по старости на основании ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
20 августа 2023 года СНА обратилась в ОСФР по Удмуртской Республике с заявлением о перерасчете размера пенсии.
Письмом от 18 сентября 2023 года истцу разъяснено, что оценка ее пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года выполнена в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, приведен подробный расчет размера пенсии, указаны периоды трудовой деятельности, учтенный при назначении пенсии.
В данном письме ответчика в частности указано, что размер пенсии определен с учетом сведений о заработной плате истца за период с 01 января 1987 года по 31 декабря 1991 года.
Согласно записям в трудовой книжке истца, касающимся спорных периодов, СНА:
- 02 октября 1973 года принята мойщиком посуды в столовую № 10 ОРС Качканарского ГОКа;
- 05 ноября 1974 года переведена поваром 4 разряда в столовую № 10;
- 12 декабря 1975 года переведена поваром 4 разряда в столовую № 15;
- 25 декабря 1975 года переведена поваром 4 разряда в столовую № 16;
- 13 сентября 1979 года уволена;
- 17 сентября 1979 года принята поваром Сюрногуртской средней школы;
- 01 сентября 1981 года уволена;
- 22 сентября 1981 года принята поваром 4 разряда в столовую № 34 ОРС Качканарского ГОКа;
- 04 августа 1986 уволена.
Из справок АО «ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат» от 17 июля 2023 года, от 28 марта 2024 года следует, что сведения о размере заработной платы СНА за период с 19732 года по 1986 год отсутствуют, поэтому выдать справку о ее размере не представляется возможным.
Согласно справке МКУ «Качканарский городской архив» от 23 марта 2023 года сведения о заработной плате истца за спорный период также отсутствуют.
В подтверждение размера заработка в период трудовой деятельности с 01 января 1975 года по 13 сентября 1979 года и с 22 сентября 1981 года по 04 августа 1986 года истцом представлена Свердловскстата от 20 июля 2023 года, в которой содержатся сведения о среднемесячной заработной плате рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства по Свердловской области за период с 1975 года по 1986 год.
Вместе с тем, указанная справка не подтверждает конкретный размер заработной платы истца, не содержат данных, свидетельствующих об индивидуальном характере её заработка, в связи с чем не может являться доказательством, подтверждающим размер заработной платы истца в заявленные в иске периоды.
Иных доказательств размера заработной платы за периоды работы с 1975 года по 1986 г. стороной истца не представлено, в связи с чем исковые требования об установлении размера заработной платы подлежат оставлению без удовлетворения.
Наличие у ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии истец связывает с установлением факта размера заработной платы за период с 01 января 1975 года по 13 сентября 1979 года и с 22 сентября 1981 года по 04 августа 1986 года.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Аналогичная правовая норма содержалась в части 1 статьи 20 ранее действующего Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
В соответствии с части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В соответствии с пунктом 8 части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, предоставляются гражданами.
Пунктом 15 Приказа Минтруда России от 04.08.2021 N 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» установлено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением. Таким образом, перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.
Учитывая, что истцом в материалы дела не представлено доказательств размера заработной платы за период с 1975 г. по 1986 г., а таковой в судебном заседании при рассмотрении настоящего дела не установлен, суд находит исковые требования в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии не подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, исковые требования СНА подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Исходя из положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ понесенные истцом расходы по оплате услуг представителя возмещению ответчиком не подлежат ввиду отказа в удовлетворении иска, при этом уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 600 руб. может быть возвращена истцу – как лицу освобожденному от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования СНА (СНИЛС <номер>) к ОСФР по Удмуртской Республике (ИНН 1833005196) об установлении размера заработной платы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Решение изготовлено в окончательной форме 06 апреля 2024 года.
Судья А.А. Салов