ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 8г-25789/2023
Дело суда 1-й инстанции № 2-671/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 05 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего И.И. Мотиной,
судей Н.Н. Мартыновой, Е.В. Черкасовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочеткова Александра Николаевича к администрации Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет, возложении обязанности по пересмотру размера пенсии за выслугу лет,
по кассационной жалобе Кочеткова Александра Николаевича на решение Жирновского районного суда Волгоградской области от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Кочетков А.Н. обратился с иском к администрации Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет согласно Положению «О пенсионном обеспечении за выслугу лет, лиц, замещавших должности муниципальной службы в Линёвском городском поселении Жирновского муниципального района Волгоградской области» (в редакции от 12.08.2014) и о понуждении произвести перерасчет пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Положением, начиная с даты подачи заявления, то есть с 23.03.2020.
Решением Жирновского районного суда Волгоградской области от 19 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований Кочеткова А.Н. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 марта 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кочетков А.Н., ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные постановления и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебном заседании суда кассационной инстанции участия не принимали, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь требованиями статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кочетков А.Н. состоял в выборной должности и осуществлял полномочия главы Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, его стаж в должности главы поселения составляет 08 лет 09 месяцев.
В связи с достижением пенсионного возраста (60 лет) и необходимого стажа, истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в Линёвском городском поселении Жирновского муниципального района Волгоградской области, в редакции от 12.08.2014, действующей на момент возникновения его пенсионных прав. От администрации Линёвского городского поселения ему поступил ответ о том, что для назначения пенсии необходимо предоставить соответствующую справку из пенсионного органа.
После предоставления ответчику справки об отсутствии страховой пенсии и сведений о том, что истец является военным пенсионером, решением комиссии по назначению и выплате пенсий от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности Линёвского городского поселения, истцу было отказано, поскольку 12.09.2019 Советом депутатов Линёвского городского поселения было утверждено новое положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в Линёвском городском поселении, согласно которому пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочной пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В п.3.2 раздела 3 Положения от 12.09.2019 закреплен порядок назначения пенсии за выслугу лет, в соответствии с которым, пенсия за выслугу лет устанавливается со дня подачи заявления, не ранее дня, следующего за днем установления страховой пенсии по старости. В связи с тем, что Кочетков А.Н. не являлся получателем страховой пенсии по старости, а являлся военным пенсионером, в назначении муниципальной пенсии ему было отказано. В связи с этим истец обращался в суд, где вступившим в законную силу решением Жирновского районного суда Волгоградской области от 10 июня 2021 года, Кочеткову А.Н. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении и выплате Кочеткову А.Н. пенсии за выслугу лет и назначении пенсии как лицу, замещавшему муниципальные должности Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области с даты обращения.
Страховая пенсия была назначена Кочеткову А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, и в этот же день Кочетков А.Н. повторно обратился с заявлением к ответчику о назначении муниципальной пенсии по выслуге лет.
С ДД.ММ.ГГГГ Кочеткову А.Н. ответчик установил пенсию по выслуге лет в размере <данные изъяты>, при этом расчет пенсии произведен в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в Линёвском городском поселении, утвержденном решением Совета депутатов Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области №1/6 от 12.09.2019, а также Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области и должности муниципальных служащих муниципальной службы Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, утвержденным постановлением главы Линёвского городского поселения №230 от 28.12.2019.
В соответствии со статьей 11 Закона Волгоградской области от 02.12.2008 №1791-ОД «О гарантиях осуществления полномочий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления в Волгоградской области» выборному должностному лицу местного самоуправления, замещавшему должность на постоянной основе, может быть установлена пенсия по выслуге лет муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Во исполнение указанных положений закона 12.08.2014 Советом депутатов Линёвского городского поселения принято «Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, и должности муниципальных служащих муниципальной службы Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области» (решение №314/72).
Статьей 4 указанного Положения было установлено, что лицу, замещавшему муниципальную должность главы Линёвского городского поселения, пенсия за выслугу лет устанавливается со дня назначения трудовой пенсии по старости.
Однако, на момент действия данного Положения от 12.08.2014 у истца не возникло право на получение муниципальной пенсии, поскольку не являлся получателем страховой пенсии по старости.
Решением Совета депутатов Линёвского городского поселения муниципального района Волгоградской области №1/6 от 12.09.2019 утверждено «Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в Линёвском городском поселении Жирновского муниципального района Волгоградской области», которым признано утратившим силу ранее действовавшее Решение Совета депутатов Линёвского городского поселения №314/72 от 12.08.2014 в части регулирования пенсионного обеспечения за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в Линёвском городском поселении.
Согласно п. 2.2 Положения от 12.09.2019, пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно Решению Совета депутатов Линёвского городского поселения от 12.09.2019, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие муниципальную должность главы Линёвского городского поселения, главы администрации Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области.
Также постановлением главы Линёвского городского поселения №230 от 28.12.2019 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области и должности муниципальных служащих муниципальной службы Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, установив, что решением Совета депутатов Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области №1/6 от 12.09.2019 признано утратившим силу решение Совета депутатов Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области №314/72 от 12.08.2014 в части регулирования пенсионного обеспечения за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в Линёвском городском поселении, исходил из того, что истец не вправе требовать перерасчета размера пенсии, поскольку являлся лицом, замещавшим муниципальную должность главы Линёвского городского поселения.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, посчитав их основанными на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что приведенные выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляет Конституция Российской Федерации, а также настоящий закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 3).
Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Частью 3 этой же статьи определено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
В силу статьи 42 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В пункте 12 части 1 статьи 11 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему федеральному закону.
Исходя из системного единства с положениями части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. В соответствии с требованиями статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования, возникающие в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Федеральное и региональное законодательство не предусматривают дефицитность средств местного бюджета в качестве основания прекращения выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, когда такое обязательство было принято муниципальным образованием.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в решениях и применимой к правоотношениям, участником которых выступает представительный орган местного самоуправления при формировании и исполнении бюджета муниципального образования, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в силу чего законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, одновременно предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться (Постановления от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, Определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 июля 2005 года N 246-О и N 303-О).
В связи с изложенным ограниченность возможностей бюджета, предоставление муниципальному образованию межбюджетных трансфертов и дотаций, не может являться основанием для не компенсируемого в иной форме прекращения действия (признания утратившим силу) муниципального правового акта, которым определены порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления администрации муниципального образования Линёвского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, являющейся установленной в соответствии с приведенным выше федеральным и региональным законодательством социальной гарантией.
Самостоятельность местного самоуправления и местного бюджета не является абсолютной, поскольку органы местного самоуправления обязаны принимать муниципальные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, суды обязаны руководствоваться указанными положениями закона, что не было принято во внимание судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Кроме того необходимо обратить внимание, что законодательство различает понятия муниципальные должности и должности муниципальной службы. Это следует из положений ч.1 ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ч.6 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Глава муниципального образования Линёвского городского поселения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся выборным должностным лицом местного самоуправления (абзац 15 ч.1 ст. 2, п. 1 ч.2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Советом депутатов Линёвского городского поселения 25.01.2019 принято решение об избрании главы Линёвского городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, в силу чего Глава поселения утратил статус выборного должностного лица.
Ранее действовавшее Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в Линёвском городском поселении Жирновского муниципального района Волгограской области, которое было принято решением Совета депутатов Линёвского городского поселения №314/72 от 12.08.2014, содержало условие о том, что размер пенсии за выслугу лет назначается в размере 38% ежемесячного денежного вознаграждения.
Из материалов дела следует, что нормативный акт, на котором основаны требования истца, признан утратившим силу лишь 12.09.2019 года, до этого времени он являлся действующим и обязательным к исполнению.
При этом, решением Совета депутатов Линёвского городского поселения №1/6 от 12.09.2019 признано утратившим силу решение Совета депутатов Линёвского городского поселения №314/72 от 12.08.2014 в части регулирования пенсионного обеспечения за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в Линёвском городском поселении. Действие же Положения в отношении выборных должностей силу не утратило, оно является действующим, поскольку Положение о пенсионном обеспечении от 12.09.2019 не содержит условие о расчете и назначении пенсии по выслуге лет выборным должностным лицам местного самоуправления.
Данное обстоятельство подтверждается ответом аппарата Губернатора Волгоградской области от 16.02.2021, где указано, что именно решение Совета депутатов Линёвского городского поселения №314/72 от 12.08.2014 регулирует порядок назначение пенсии Кочеткову А.Н. как выборного должностного лица, а решение Совета депутатов Линёвского городского поселения №1/6 от 12.09.2019 не регулирует вопросы пенсионного обеспечения выборных должностных лиц.
Кроме того, в силу п.3 ст. 25 Устава Линёвского городского поселения порядок предоставления гарантий, предоставляемых депутату и выборному должностному лицу местного самоуправления, устанавливается решением Совета депутатов Линёвского городского поселения.
В связи с чем, Постановление главы Линёвского городского поселения №230 от 28.12.2019, которым Глава единолично утвердил Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Линёвского городского поселения и должности муниципальных служащих муниципальной службы Линёвского городского поселения и в соответствии с которым произведен расчет пенсии истцу, принято в нарушение действующих норм права и не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Между тем, приведенным выше обстоятельствам, судом первой инстанции при разрешении спора не дана надлежащая оценка, анализ содержания актов органов местного самоуправления, подлежащих применению к спорным правоотношениям, в судебном постановлении отсутствует.
Суд апелляционной инстанции не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения, полностью согласившись с выводами суда первой инстанции, формально сославшись лишь на несостоятельность доводов истца и на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований Кочеткова А.Н.
Принимая во внимание, что вышеуказанные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела судами во внимание приняты не были, и не установлено какие правовые акты подлежат применению к спорным правоотношениям, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований являлись преждевременными.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, судебная коллегия находит нужным отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 марта 2023 года, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, исходя из правовой позиции, указанной выше.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 марта 2023 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в Волгоградский областной суд.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.В. Черкасова