Решение по делу № 33-1165/2015 от 12.02.2015

Судья Магомедов Р.А.

Дело № 33-1165-15 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 17 марта 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,

судей Сатыбалова С.К. и Ахмедовой С.М.,

при секретаре судебного заседания Юсупове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министра финансов Республики Дагестан Исламова А.М. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 14 октября 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования Абакарова Р.К, Абдулмажидова Г.М., Абдулмажидова К.Г., Абдулмажидова М.Г., Абдухаликовой А.О.. Абдухаликовой Н.А., Алиевой П.И., Алиевой Х.А., Анварбегова А.А., Анварбегова М.А., Ахмеднабиева А.И., Ахмеднабиева З.А., Ахмеднабиева Н.А., Валиева А.К., Валиева Д.К., Валиева З.К., Валиева К.Г., Валиева М.К., Валиева М.Т., Газимагомедова Д.К., Газимагомедовой К.К., Ибрагимовой А.А., Ибрагимовой З.А., Исаевой Р.И., Магомединова К.М., Магомедова А.И., Магомедова А.И., Магомедова Н.М., Магомедова Т.И., Магомедова Ю.Н., Магомедовой Ш.А., Раджабова З.Р., Раджабова И.Н., Рамазанова A.M., Рамазанова М.М., Рамазанова Р.С., Рамазановой К.М., Рамазановой Х.К., Рашидханова М.С., Султановой Ж.А., Рамазанова М.М., Анварбегова А.А., Валиева А.Т., Магомедова М.Н., Газимагомедовой Х.М., Газимагомедовой М.М., Алдамовой Х.Д., Абдухаликова М.И., Султановой З.М., Раджабовой П.Н., Мусаевой СМ. удовлетворить частично.

<.>

В удовлетворении остальной части отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав представителя министерства финансов Республики Дагестан по доверенности - Магомедова М.Х., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истцов по доверенности -Рашидханова Т.М., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Абакарова Р.К, Абдулмажидова Г.М., Магомедов М.Н., Султанова З.М., Абдухаликова М.И.. и другие обратились в суд с иском к Правительству РД, Министерству финансов РД о взыскании недоплаченной компенсации за утраченное жилье и за полностью утраченное имущество.

Исковые требования мотивированы тем, что в результате пожара, произошедшего 30.11.2010г. в с. Цебари Цунтинского района, имущество истцов и домостроения пришли в полную негодность. Пострадавшим семьям оказана единовременная материальная помощь из расчета 10 тыс. руб. на человека, но не более 25 тысяч руб. на семью в соответствии с распоряжением Правительства РД №287-р от 01.12.2010 г.

Протоколом заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности №20 от 30.11.2010 г., с учетом объема причиненного ущерба, на территории МО «Цунтинский район» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» (далее - ЧС).

Комиссией администрации МО «Цунтинский район» по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности с привлечением специалистов ГУ «ГПИ Дагестангражданпроект», ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» по РД обследованы последствия ущерба и доставлены документы, подтверждающие объемы причиненного гражданам ущерба.

Согласно составленным документам, в составе 16 семей - по 1 человеку, в составе 30 семей -по 2 человека, в составе 65 семей - 3 и более человек.

Предоставляемая 111 семьям по социальной норме общая площадь жилья в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 г. №832 «О внесении изменений в акты Правительства РФ по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате ЧС и стихийных бедствий» составляет 6666 кв.м.: 16 семей х 1 чел. х 33 кв.м. = 528 кв.м., 30 семей х 2 чел. х 42 кв.м. = 1260 кв.м., 65 семей -271 чел. х 18 кв.м. = 4878 кв.м.

Сумма компенсационных выплат семьям за утраченные жилые помещения в соответствии с приказом Минрегиона России от 30.09.2010 г. №438 о стоимости 1 кв.м. жилья на 4 квартал 2010 г. по РД составляет 154 651,2 тыс. руб. (6666 кв.м. х 23 200 руб.)

Сумма финансовой помощи гражданам в связи с полной утратой имущества в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 г. №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» составляет 34 700 тыс. руб. (347 чел. х 100 тыс.)

С учетом приведенных расчетов общая сумма компенсации за утраченное жилье и финансовой помощи за полностью утраченное имущество гражданам составила 189 351,2 тыс. руб.

Распоряжением Правительства РФ от 22.12.2010 г. №2365-р бюджету РД оказана финансовая помощь за счет представления в 2010 г. из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в размере 70 млн. руб. для ликвидации последствий пожара, произошедшего 30.11.2010 г. в с. Цебари Цунтинского района. Кроме того, членом Совета Федерации ФС РФ от РД Керимовым С. на внебюджетный счет РД на указанные цели перечислено 50 млн. руб. Распоряжением Правительства РД от 27.04.2011 г. №85-р Минстрою РД направлены средства в сумме 70 млн. руб. на компенсационные выплаты жителям с. Цебари. Согласно Приказу Минрегиона России от 30.09.2010 г. №438 среднерыночная стоимость 1 кв.м. общей площади на день происшествия данной чрезвычайной ситуации составила 23 200 руб.

Указанные средства в размере 120 млн. руб. предусмотрены на компенсационные выплаты гражданам за утраченное жилье (и перечислены на индивидуальные лицевые счета пострадавших). Недостающая сумма 34 651,2 тыс. руб. на компенсационные выплаты гражданам за утраченное жилье предусматривалась выделить из республиканского бюджета РД.

В соответствии с п. 1 протокола от 08.04.2011 г. №3 заседания Республиканской межведомственной комиссии по распределению и использованию средств для оказания помощи гражданам и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористических актов и ЧС на территории РД, через ОАО «Россельхозбанк» на именные блокированные лицевые счета пострадавших жителей с. Цебари перечислено с внебюджетного счета по 450 тыс. руб. на семью (поступление на лицевые счета 27.04.2011 г.).

Распоряжением Правительства РД от 27.04.2011 г. №85-р Минстрою РД направлены средства в сумме 70 млн. руб., выделенные из федерального бюджета (распоряжением Правительства РФ от 22.12.2010 г. №2365-р) на компенсационные выплаты жителям с. Цебари (поступление на лицевые счета 13.05.2011 г.).

В соответствии с протоколом от 25.07.2011 г. №4 заседания Республиканской межведомственной комиссии по распределению и использованию средств для оказания помощи гражданам и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористических актов и ЧС на территории РД на оказание помощи в строительстве или приобретении жилья 111 семьям направлено 521 823, 55 руб. с пропорциональным распределением между пострадавшими семьями (по 4701 руб., поступление на лицевые счета 04.08.2011 г.).

Из общей суммы компенсации 189 351,2 тыс. руб. получили 70 млн. руб., выделенные из федерального бюджета для ликвидации последствий пожара + 50 млн. руб. благотворительная помощь Керимова С. + 470 тыс. помощь, поступившая на счет от физических лиц, организаций и учреждений. (120 470 тыс. руб.) Т.е. даже учитывая благотворительную помощь, Правительство РД не выплатило пострадавшим гражданам 68 881 тыс. руб. (34 700 тыс. руб. за утраченное имущество и 34 181 тыс. за утраченное жилье).

Правительство РД направляло в Минрегион России информацию о планируемом предоставлении средств из республиканского бюджета в размере 50 млн. на покупку жилья и оказание материальной помощи пострадавшим жителям с. Цебари. В соответствии с п. 19 протокола заседания Правительства РФ от 01.12.2010 г. №52 Минрегионом РФ представлены расчеты потребности РД на ликвидацию последствий пожара произошедшего 30.11.2010 г. и согласно указанной информации на ликвидацию последствий пожара Правительство РД выделяет 50 млн. руб. из республиканского бюджета.

Также при предоставлении материала по обоснованию запрашиваемых из федерального бюджета средств в сумме 34 700 тыс. руб. на оказание финансовой помощи пострадавшим семьям за полностью утраченное имущество Правительство РД информировало МЧС России, что недостающая сумма 34 651,2 тыс. руб. на компенсационные выплаты гражданам за утраченное жилье будет выделена из республиканского бюджета РД.

Таким образом, Правительство РД выступало распорядителем средств, поступивших из разных источников на цели ликвидации последствий пожара в с. Цебари Цунтинского района РД.

В связи с тем, что обещанные Правительством РД средства не были выделены и не поступили на счета граждан, жители с. Цебари обратились с письмом на имя Президента РД от 22.06.2011 г., по результатам рассмотрения которого 13.07.2011 г. получен ответ, что кроме полученных 120 млн. руб. других поступлений на компенсационные выплаты жителям с. Цибари не имеется.

02.08.2011г. они обратились с заявлением в Общественную Палату РД и Региональную общественную приемную партии «Единая Россия», на что 19.08.2011 г. получили ответ (письмо №23/140-г) с ГУ МЧС РФ по РД о том, что Правительство РД обращалось в Правительство РФ с просьбой выделить средства на оказание финансовой помощи жителям с. Цибари в связи с утратой имущества в результате пожара, получен отказ.

В течение 2012 г. они систематически обращались в разные органы власти с просьбами решить их вопрос. Их обращения на имя Президента и Председателя Правительства РД не рассматривались по существу, они получали формальные отписки из «Центра ГО и ЧС» и ответы, которые противоречат нормативно-правовым актам.

В связи многочисленными обращениями граждан и рекомендациями Минрегиона РФ (письмо от 14.03.2012 г.) Правительство РД, письмом от 30.03.2012 №19-11/40 повторно обратилось в Правительство РФ с просьбой вернуться к рассмотрению вопроса об оказании финансовой помощи жителям с. Цебари на компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество. МЧС России, рассмотрев совместно с Минфином России указанное обращение, сообщило (письмо от 05.05.2012 г. №43-2579-22), что в связи с выделением из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в размере 70 млн. рублей для ликвидации последствий данной чрезвычайной ситуации, оснований для повторного рассмотрения вопроса о выделении Правительству РД бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда на ликвидацию последствий указанной чрезвычайной ситуации не имеется. Но вместе с тем, МЧС РФ сообщало Правительству РД о целесообразности обратиться в Правительство РФ с просьбой поручить Минрегиону РФ и Минфину РФ рассмотреть вопрос о дополнительном выделении Правительству РД из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в целях ликвидации последствий вышеуказанной чрезвычайной ситуации, представив в указанные министерства документы, обосновывающие распределение ранее выданных дотаций и потребность в дополнительной финансовой помощи бюджету РД.

Правительство РД 13.07.2012 г. обратилось письмом №19-11/124 в Правительство РФ, но Минфин России отказывает и, исходя из ответа, ясна мотивировка отказа. Письмо Минфина России от 31.08.2012 г. №06-02-11/03-1-10 подтверждает тот факт, что в соответствии с п. 19 протокола заседания Правительства РФ от 01.12.2010 г. №52 Минрегионом России представлены расчеты потребности РД на ликвидацию последствий пожара, произошедшего 30.11.2010 г. Согласно указанной информации на ликвидацию последствий пожара Правительство РД выделяет 50 млн. руб. из республиканского бюджета. А также сообщается, что указанные расходные обязательства могли быть исполнены органами исполнительной власти РД самостоятельно (т.е. без помощи из федерального бюджета (70 млн.) и благотворительной помощи С. Керимова (50 млн.).

На основании распоряжения Правительства РД №85-р от 27.04.2011 г., а также из средств благотворительной помощи, оказанной Керимовым С. жителям Цунтинского района РД, в том числе истцам, выплачена компенсация за утраченное жилье. Однако даже с учетом благотворительной
помощи истцам не доплачена компенсация за утраченное жилье в полном объеме, с учетом площади утерянного жилья и социальной нормы жилья на семью.

В соответствии с Постановлением Правительства РД от 21.12.2009 г. №459 «Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» за полностью утраченное имущество истцы должны были получать до 100 000 руб. на семью. Указанные средства также не были получены.

Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС регионального характера является расходным обязательством субъектов РФ (ст.24 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Органами исполнительной власти субъекта РФ создаются резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС межмуниципального и регионального характера. Правительство РД является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти РД.

В соответствии с законом РД от 19.10.2001 г. №34 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство РД: организует аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и республиканского характера, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается за помощью к Правительству РФ; создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС межмуниципального и республиканского характера; создает постоянно действующую комиссию по чрезвычайным ситуациям; принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией ЧС и оказании помощи в случае их возникновения (ст. 10).

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ классификация чрезвычайных ситуаций устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указанная чрезвычайная ситуация является чрезвычайной ситуацией регионального характера, т.к. зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, количество пострадавших составляет 347 человек и размер материального ущерба составляет 189 351,2 тыс. руб.

Люди, пострадавшие в результате пожара, произошедшего 30.11.2010 г., на территории с. Цебари Цунтинского района РД, являются пострадавшими от ЧС регионального характера, и они имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС (ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ; ст.16 Закона РД от 19.10.2001 г. №34). РД не исполнила обязательства перед пострадавшими гражданами РФ.

Порядок создания и использования, указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РД от 21.12.2009 г. №459, действовавшим на момент наступления ЧС, утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий.

Федеральный орган исполнительной власти и (или) орган исполнительной власти субъекта РФ, обратившийся с просьбой в Правительство РФ о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда в течение месяца подготавливает, согласовывает и представляет в МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, обосновывающие документы.

Ответственность за подготовку обосновывающих документов и достоверность содержащихся в них сведений возлагается на руководителя федерального органа исполнительной власти и (или) органа исполнительной власти субъекта РФ, обратившегося в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда, и представившего их в МЧС России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Данная чрезвычайная ситуация носила региональный (республиканский) характер и финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС является расходными обязательствами РД.

На республиканском уровне Постановлением Правительства РД от 21.12.2009 г. №459 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

И в соответствии с этими Правилами бюджетные ассигнования из указанного резервного фонда выделяются на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - до 50 тыс. руб. на семью, за полностью утраченное имущество - до 100 тыс. руб. на семью); - выплата компенсаций гражданам за утраченное жилье с учетом площади утраченного жилья, в пределах установленной Законом РД социальной нормы, но не более площади ранее занимаемого жилья.

Согласно Инструкции ГУ МЧС РФ по РД, Минфина РД от 25.11.2010 г. (зарегистрировано в Минюсте РД 27.12.2010 №0692) сумма финансовой помощи семье за утраченное имущество первой необходимости определяется по следующей методике:

в размере фактической стоимости утраченных предметов, если она не превышает 50 тыс. руб. (частично утраченное имущество);

в размере 50 тыс. руб., если стоимость утраченных предметов составляет от 50 до 100 тыс. руб. (частично утраченное имущество);

в размере до 100 тыс. руб., если стоимость утраченных предметов составляет более 100 тыс. руб. (полностью утраченное имущество).

В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий выплата компенсаций гражданам за утраченное жилье производится с учетом площади утраченного жилья в пределах социальной нормы по РД, но не более площади ранее занимаемого жилья. В указанных Правилах методика определения размера компенсации за утраченное жилье не определена.

Средства в размере 70 млн. руб. были выделены из федерального бюджета, а не из резервного фонда Правительства РД. И в соответствии с законодательством РФ, гражданам РФ, утратившим жилое помещение при возникновении ЧС выдаются ГЖС из расчета общей площади по социальной норме 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. на семью из 2 человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.

В соответствии с распоряжением Правительства РД от 27.04.2011 г. №85-р указанные средства были направлены Минстрой и ЖКХ РД для зачисления их на именные блокированные счета граждан.

Данная финансовая помощь на ликвидацию последствий пожара решением Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности предусмотрены на компенсационные выплаты гражданам за утраченное жилье.

Потому и были направлены в Минстрой и ЖКХ РД, т.к. в соответствии с постановлением Правительства РД от 02.02.2011 г. №22 Минстрой РД является уполномоченным органом исполнительной власти РД по работе с ГЖС, выданными гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате ЧС. Также Минстрой РД является главным распорядителем средств по расходам республиканского бюджета РД, осуществляемым за счет средств федерального бюджета, поступивших на компенсацию стоимости жилого помещения, предоставляемого владельцам ГЖС -гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате ЧС.

В нормативных актах (федеральных и республиканских) правовая норма, предусматривающая методику определения размера компенсации за утраченное жилье, отсутствует.

И поэтому в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 г. №832 «О внесении изменений в акты Правительства РФ по вопросам выпуска и погашения ГЖС, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате ЧС и стихийных бедствий» предусмотрено, что размер компенсации бюджету субъекта за предоставляемое жилое помещение и размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения определяются исходя из размера общей площади жилого помещения в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 №561 с учетом п. 18 указанного Порядка (Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате ЧС, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями) и средней стоимости 1 кв.м. общей площади, сложившейся в регионе, в котором произошли ЧС или стихийное бедствие, на дату подачи заявки. Средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади в указанном регионе определяется на основе нормативных актов Министерства регионального развития РФ.

И в связи с этим по аналогии закона для определения размера компенсации за утраченное жилье применяют среднерыночную стоимость 1 кв.м. общей площади жилья, которая определена Минрегионом России для РД, что и подтверждается заседанием Комиссии Правительства РД от 13.01.2011г. (Протокол № 1).

При определении размера компенсации за утраченное жилье учтены суммы благотворительной помощи, выплаченные С.А. Керимовым (по 450 тыс. руб. каждой семье). Т.е. в связи с ЧС, произошедшей в результате пожара в с. Цебари Цунтинского района РД в ДРФ ОАО «Россельхозбанк» были открыты внебюджетные расчетные счета по учету средств, поступающих от граждан, организаций, предприятий, учреждений для оказания помощи пострадавшим гражданам.

Правительством РД при оказании помощи пострадавшим гражданам с. Цебари Цунтинского района в общей сумме компенсации были учтены средства благотворительной помощи в размере 50 млн. руб. (от Керимова С.А.) и 470 тыс. руб. (от граждан, учреждений и организаций), поступившие на вышеуказанные расчетные счета.

Данное действие Правительства РД истцы считают неправомерным, т.к. право на защиту личного имущества в случае возникновения ЧС и на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие ЧС, предусмотрено законом, защищается государством и с учетом характера и классификации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. №304, ущерб возмещает РФ, субъект РФ или орган местного самоуправления.

Исходя из изложенного просят суд считать неправомерным решение Правительства РД о включении благотворительной помощи Керимова С. в размере 50 млн. руб. в общую сумму компенсации за утраченное жилье гражданам, взыскать недоплаченные суммы компенсационных выплат, с учетом среднерыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РД на момент подачи иска, компенсацию за утраченное имущество и расходы по оплате услуг представителя.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министра финансов Республики Дагестан Исламова А.М. содержится несогласие с решением суда, с просьбой об его отмене, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В обоснование доводов жалобы указано следующее:

Законом Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в резервном фонде Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на 2010 год было предусмотрены средства в размере 70 000 тыс. рублей.

По состоянию на 25 ноября 2010 года средства резервного фонда были полностью израсходованы. В связи с этим, Правительство Республики Дагестан не могло обеспечить в большем, чем им исполнено объеме выплат компенсации за утерянное жилье и за полностью утраченное имущество в результате пожара, имевшего место в 10 ноября 2010 г. в с. Цебари Цунтинского района РД, в связи с чем и обратилось в федеральные органы государственной власти с обращением об осуществлении соответствующих выплат пострадавшим людям.

Выплата компенсаций гражданам за утраченное жилье производится с учетом площади утраченного жилья в пределах установленной Законом Республики Дагестан социальной нормы, но не более площади ранее занимаемого жилья.

В соответствии с Постановлением Правительства РД от 30 апреля 2009 года №123 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Дагестан от 19 апреля 2004 года №114 расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м -для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек и по 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности Республики Дагестан на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной Правительством Республики Дагестан, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Республике Дагестан, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации (п. 7 приложения №1).

Размеры аналогичных выплат определены Правительством РД также в своих Постановлениях от 19 апреля 2004 года №114 «О республиканской целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», от 23 сентября 2010 г. №348 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Республики Дагестан, подлежащей применению органами местного самоуправления муниципальных образований для расчета размера стоимости социального жилья, выделяемого в соответствии с планами на третий и четвертый квартал 2010 года, для детей-сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения», от 3 августа 2006 года №155 «Об основных направлениях реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Республике Дагестан.

На республиканском уровне действует Постановление Правительства Республики Дагестан от 23 сентября 2010 г. № 348 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Республики Дагестан, подлежащая применению органами местного самоуправления муниципальных образований для расчета размера стоимости социального жилья, выделяемого в соответствии с планами на третий и четвертый квартал 2010 года, для детей - сирот, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения», в соответствии с которым стоимость 1 кв. метра по Цунтинскому району РД определена в размере 12 358 руб., который также можно брать за основу по аналогии закона, действующего по Республике Дагестан.

В соответствии с абзацем 6 п. 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее -Закон) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Аналогичная норма закреплена и в абзаце 7 пункта 1 статьи 16 Закона Республики Дагестан от 19 октября 2001 года №34 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера». В связи с этим особо обращаем внимание суда, что согласно статьи 18 Закона граждане Российской Федерации имеют право только на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. В данном случае истцы такую обязанность не выполняли. Принятые постановлением Правительства Республики Дагестан от 21 декабря 2009 г. №459 Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила) не соответствуют вышеназванному федеральному закону. Если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

Апеллянт полагает, что истцы не предоставили суду достаточно достоверных, допустимых и бесспорных доказательств, обосновывающих их требование в части признания права на получение финансовой помощи за утраченное жилье в заявленном размере, в том числе и размере твердой суммы, подлежащей выплате пострадавшему лицу в расчете на одного человека за полностью утраченное имущество или имущество первой необходимости.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истцов по доверенности Рашидханов Т.М. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Извещенные надлежаще о месте и времени рассмотрения дела истцы Абакарова Р.К, Абдулмажидова Г.М., Магомедов М.Н., Султанова З.М., Абдухаликова М.И. и др., представители Правительства РД и ГУ МЧС по РД в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.2 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от ЧС основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от ЧС.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ст. 16 одноименного Закона РД от 19.10.2001 г. №34 граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст.5 указанного федерального закона виды классификации чрезвычайных ситуаций устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в зависимости от зоны действия самой ситуации, числа пострадавших и размера ущерба ЧС классифицируются либо как локальные, либо как муниципальные, либо как межмуниципальные, либо как региональные, либо как межрегиональные, либо как федеральные.

Согласно ст.24 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством РФ;

регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов РФ;

в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии со ст.25 указанного Закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Границы зон чрезвычайной ситуации определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации ЧС на основе классификации ЧС, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились ЧС (ст.5 Федерального закона).

Пунктом 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794 предусмотрено, исходя из классификации ЧС, что ликвидация локальной ЧС осуществляется силами и средствами организации; муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления; межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС; межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

Таким образом, для установления источника финансирования мер по ликвидации последствий названной чрезвычайной ситуации следует установить ее классификацию.

В силу подп.«г» п.1 постановления Правительства РФ от 21.05.2007 г. №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ЧС регионального характера является такая ситуация, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.

Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, в результате произошедшего 30.11.2010 г. в с Цебари Цунтинского района РД пожара пострадало 347 человек. Общий ущерб, причиненный в результате пожара, составил 196 343,6 тыс. руб. Анализ этих классификаций и сопоставление с ними ситуации, сложившейся в результате пожара 30.11.2010 г. в с Цебари Цунтинского района РД дало основания для ее классификации как ЧС регионального (республиканского) характера, что указывает на то, что это порождает обязательства РД по финансированию мер по ликвидации последствий этого явления.

В этой связи следует признать объективным вывод суда о том, что Правительство РД, правильно классифицировав ЧС, приняло на себя обязательства по финансированию мероприятий по устранению последствий ЧС, и частично выплатило компенсацию за жилье в связи с его утратой.

Как установлено материалами дела, пострадавшие в результате пожара дома истцов обследованы с привлечением специалистов ГУ ГПИ «Дагестангражданпроект», о чем составлены акты о том, что дома полностью сгорели и для дальнейшего проживания не пригодны, и акты о том, что в результате пожара домашнее имущество полностью уничтожено, в связи с чем, не представляется возможным произвести идентификацию предметов.

Составлен и согласован Министерством строительства и ЖКХ РД реестр жилых домов, признанных непригодными для дальнейшего проживания, в который включены дома истцов.

В связи с отсутствием денежных средств в бюджете администрации МО «Цунтинский район», в том числе и в резервном фонде администрации МО «Цунтинский район» по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий была составлена смета-заявка на выделение денежных средств для ликвидации последствий пожара произошедшего 30.11.2010 г. в с. Цебари Цунтинского района РД.

Администрация МО «Цунтинский район» представила в ГУ МЧС России по РД документы, необходимые для обоснования выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, в том числе и списки жителей района пострадавших в результате пожара, представленных на получение компенсационной выплаты за утраченное жилье.

Таким образом, администрация МО «Цунтинский район» определив, что указанная ЧС не является ЧС муниципального характера и соответственно не является расходным обязательством муниципального образования, направило документы о размерах ущерба в ГУ МЧС России по РД.

Доводы ответчиков о том, что пожар, произошедший 30.11.2010 г. в с. Цебари Цунтинского района РД, является ЧС федерального характера, а соответственно и расходным обязательством РФ, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат предусмотренной постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера классификации ЧС.

С учетом этих установленных по делу обстоятельств, правомерен вывод суда о том, что ситуация, сложившаяся в результате ЧС в ноябре 2010 г. на территории РД, является ЧС регионального характера, которая порождает обязательства РД по финансированию мер по ликвидации последствий этого явления.

К тому же, обращение органов исполнительной власти субъекта РФ в Правительство РФ о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда не является основанием освобождения от ответственности Правительства РД, т.к. оно было обязано использовать для целей ликвидации последствий ЧС регионального характера свои целевые средства, т.е. на тот период, когда уже Правительство РД обращалось с представлением обосновывающих ущерб документов (от 14 февраля 2011 г.) в резервном Фонде Правительства РД имелись свои целевые средства в размере 70 млн. руб.

Правительство РД распоряжением от 27.04.2011 г. №85-р осуществило компенсационные выплаты и тем самым фактически признало свои расходные обязательства по финансированию мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Согласно абз.2 ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РД от 21.12.2009 г. №459, утверждены Правила выделения средств из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

В силу п.7 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РД от 21.12.2009 г. №459 бюджетные ассигнования выделяются органам исполнительной власти РД и администрациям муниципальных районов и городских округов РД для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение в частности: оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета - до 5 тыс. рублей на человека, но не более 25 тыс. руб. на семью); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - до 50 тыс. руб. на семью, за полностью утраченное имущество - до 100 тыс. руб. на семью); выплата компенсаций гражданам за утраченное жилье с учетом площади утраченного жилья в пределах установленной Законом РД социальной нормы, но не более площади ранее занимаемого жилья.

Согласно п.25 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате ЧС и стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 г. №982, размер компенсации бюджету субъекта РФ за предоставленное жилое помещение и размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения определяются исходя из размера общей площади жилого помещения в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 г. №561 с учетом п. 18 настоящего Порядка и средней стоимости 1 кв. метра общей площади, сложившейся в регионе, в котором произошли ЧС или стихийное бедствие, на дату подачи заявки.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади в указанном регионе определяется на основе нормативных актов Министерства регионального развития РФ.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 31.03.2010 г. №145 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2010 года» определена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по РД в размере 22 650 руб.

В соответствии с подпунктом 5.2.38 п.5 Положения о Министерстве строительства и ЖКХ РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. №1038 эти полномочия переданы Министерству строительства и ЖКХ РФ.

Приказом Минстроя от 14.04.2014 г. №182/пр «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на второй квартал 2014 года» среднерыночная стоимость 1 кв. м общей площади по РД определена в размере 25 450 рублей.

Согласно Инструкции ГУ МЧС РФ по РД, Минфина РД от 25.11.2010 г. сумма финансовой помощи семье за утраченное имущество первой необходимости определяется по следующей методике:

в размере фактической стоимости утраченных предметов, если она не превышает 50 тыс. руб. (частично утраченное имущество);

в размере 50 тыс. руб., если стоимость утраченных предметов составляет от 50 до 100 тыс. руб. (частично утраченное имущество);

в размере до 100 тыс. руб., если стоимость утраченных предметов составляет более 100 тыс. руб. (полностью утраченное имущество).

Доводы Минфина РД о том, что размеры аналогичных выплат определены Правительством РД в своих постановлениях от 19 апреля 2004 г. №114 «О республиканской целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» и от 23 сентября 2010 г. №348 «О средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям РД, подлежащей применению органами местного самоуправления муниципальных образований для расчета размера стоимости социального жилья, выделяемого в соответствии с планами на третий и четвертый квартал 2010 года, для детей-сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения» и от З августа 2006 года №155 «Об основных направлениях реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в Республике Дагестан, противоречат приведенным выше нормам, поскольку действие указанных выше постановлений Правительства РД не распространяется на рассматриваемые спорные правоотношения, регулируемые другими нормами закона.

С учетом изложенного в пользу истцов за счет казны Республики Дагестан судом обоснованно признаны подлежащими взысканию недоплаченные суммы компенсаций за утраченное жилье с учетом площади утраченного жилья в пределах установленной Законом РД социальной нормы, но не более площади ранее занимаемого жилья, а также суммы финансовой помощи гражданам в связи с полной утратой имущества первой необходимости на основании произведенных расчетов, не оспоренных ответчиком.

Доводы ответчика о том, что истцами пропущен срок исковой давности для обращения в суд за защитой своих прав, судом также правильно признаны несостоятельными, так как о нарушении своих прав истцам стало известно только после выплат компенсаций за утраченное жилье, согласно протоколам заседаний Республиканской межведомственной комиссии №3 от 08.04.2011 г. (поступление на лицевые счета 27.04.2011 г.) и №4 от 25.07.2011 г. (поступление на лицевые счета 04.08.2011 г.), которые производились поэтапно.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, дав им надлежащую правовую оценку, постановил законное и обоснованное решение, не допустив при этом нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 14 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министра финансов Республики Дагестан Исламова А.М. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1165/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Рамазанов М. М., Абакаров Р. К., абдулмажидов Г. М. и др.
Ответчики
Правительство РД, Минфин РД , ГУ МЧС РФ по РД, ГКУ РД Центр ГО и ЧС
Другие
Рашидханов Т.М.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Зайнудинова Шахрузат Магомедовна
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
17.03.2015Судебное заседание
17.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее