Решение по делу № 33-9330/2024 от 10.09.2024

    Судья: Мартынова Н.В.                                               Дело № 33-9330/2024 (2-1253/2024)

    Докладчик: Борисенко О.А.                                                77RS0002-02-2024-000766-19

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    15 октября 2024 г.                                                                                       г. Кемерово

    Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Карасовской А.В.,

    судей Борисенко О.А., Долговой Е.В.

при секретаре Шустеровой П.Е.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Борисенко О.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО «РЖД»

на решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 09.07.2024

по иску Новокузнецкого транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий,

                                                             УСТАНОВИЛА :

Новокузнецкий транспортный прокурор обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой дана оценка исполнения Западно-Сибирской дирекцией инфраструктуры – структурным подразделением Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном мосту (длиной 235,72 м, реестровый номер ЖМН507495) через реку Томь на 63 км перегона Междуреченск-Кийзак, четного направления Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Выявленные нарушения закона были изложены в представлении об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности от 29.06.2023 № 23/13-03-2023 и не были устранены добровольно по требованию прокурора. Западно-Сибирской дирекцией инфраструктуры по результатам рассмотрения представления указано, что оснащение вышеуказанного объекта транспортной инфраструктуры подразделением транспортной безопасности будет произведено на пятом этапе, начиная с 2025 года (в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2022г. № 974-р).

Однако действующее законодательство не ставит формирование и (или) привлечение подразделения транспортной безопасности в зависимость от оснащения объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, равно как и от наличия утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности, поскольку положение об указанных подразделениях является приложением к такому плану. При этом поэтапное выполнение требований не является условием, освобождающим ОАО «РЖД» от возложенной на него обязанности соблюдать законодательство Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, одним из основных принципов обеспечения которой (п. 4 ст. 3 Федерального закона) является непрерывность - предполагается, что обеспечение транспортной безопасности должно осуществляться постоянно, независимо от каких-либо факторов и условий. Невыполнение обязанностей по обеспечению транспортной безопасности на мосту может привести к ненадлежащей защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

Просил суд признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» по соблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившихся в необеспечении защиты ОТИ – железнодорожного моста (длиной 235,72 м, реестровый номер ЖМН507495) через реку Томь на 63 км перегона Междуреченск-Кийзак, четного направления Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» подразделением транспортной безопасности; обязать ОАО «РЖД» образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты ОТИ – железнодорожного моста (длиной 235,72 м, реестровый номер ЖМН507495) через реку Томь на 63 км перегона Междуреченск-Кийзак, четного направления Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» подразделение (подразделения) транспортной безопасности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 09.07.2024 постановлено: признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» по соблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в необеспечении защиты ОТИ – железнодорожного моста (длиной 235,72 м, реестровый номер ЖМН507495) через реку Томь на 63 км перегона Междуреченск-Кийзак, четного направления Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» подразделением транспортной безопасности; обязать ОАО «РЖД» образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты ОТИ – железнодорожного моста (длиной 235,72 м, реестровый номер ЖМН507495) через реку Томь на 63 км перегона Междуреченск-Кийзак, четного направления Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» подразделение (подразделения) транспортной безопасности в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход муниципального бюджета Новокузнецкого городского округа государственную пошлину в сумме 300 руб.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» Калачева О.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Считает, что суд необоснованно отклонил довод о том, что реализация требований по обеспечению транспортной безопасности в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного моста (длиной 235,72 м) через реку Томь на 63 км перегона Междуреченск - Кийзак, четного направления Западно -Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», осуществляется поэтапно и в сроки, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р, а именно на пятом этапе (начиная с 2025 г.). Считает, что требования транспортного прокурора о привлечении подразделений транспортной безопасности заявлены преждевременно, до момента реального нарушения закона, без учета этапности исполнения требований транспортной безопасности.

Отмечает, что подход законодателя, изложенный в Законе № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и распоряжении Правительства РФ от 21.04.2022 №974-р свидетельствует о том, что законодательство о транспортной безопасности не требует одномоментного исполнения Требований по обеспечению транспортной безопасности по всем объектам.

Считает, что судебное решение, устанавливающее для ОАО «РЖД» конечный срок выполнения мероприятий в отсутствие в настоящее время требуемых значительных финансовых вложений для исполнения возложенных на ОАО «РЖД» обязанностей, в нарушение положений ст. 210 ГПК РФ является неисполнимым.

Полагает, что довод истца об отсутствии надлежащей охраны ОТИ является необоснованным и не соответствующим действительности. Указывает, что между ОАО «РЖД» и ФГП ВО ЖДТ России заключен договор на оказание услуг по охране объектов от противоправных посягательств от 28.12.2023 № 5548069, в соответствии с которым указанный железнодорожный мост включен в участок патрулирования специализированных групп ФГП ВО ЖДТ России. В соответствии с данным договором осуществляется охрана объекта ОАО «РЖД» от противоправных посягательств; проводятся мероприятия по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на участках железных дорог, по предотвращению незаконного нахождения посторонних лиц на железнодорожных путях общего пользования.

При разрешении спора суду следовало учесть, что в ходе рассмотрения дела истцом не были предоставлены доказательства реального нарушения закона и степени реальной угрозы совершения акта незаконного вмешательства на конкретном ОТИ.

На апелляционную жалобу и.о. Новокузнецкого транспортного прокурора Главиной Е.А. поданы возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОАО «РЖД» Ермалюк Е.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании извещены заблаговременно, надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «РЖД» является собственником железнодорожного моста (длиной 235,72 м) через реку Томь на 63 км перегона Междуреченск - Кийзак, четного направления Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», который решением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 02.09.2022 включен в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением 1 категории (реестровый номер ЖМН507495), результаты оценки уязвимости утверждены 19.07.2023.

При проверке Новокузнецкой транспортной прокуратурой исполнения требований действующего законодательства о транспортной безопасности были выявлены нарушения, в связи с чем, вынесено представление об устранении нарушений закона о транспортной безопасности 23/13-03-2023 от 28.03.2023. Установлено, что в период с 02.09.2022 по 05.09.2022 18 (восемнадцать) искусственных сооружений, расположенных на территории, поднадзорной Новокузнецкому транспортному прокурору, включены в реестр категорированных объектов и им присвоены соответствующие категории. Вместе с тем, в установленный законом трехмесячный срок оценка уязвимости указанных ОТИ не проведена.

Указанные обстоятельства могут способствовать созданию условий для возникновения угрозы совершения актов незаконного вмешательства и препятствуют реализации субъектом транспортной инфраструктуры возложенных законом задач по обеспечению устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса.

29.06.2023 Новокузнецкой транспортной прокуратурой вынесено представление о принятии исчерпывающих мер, направленных на устранение нарушений по формированию и привлечению мер для защиты ОТИ, причин данных нарушении и условий, им способствующих, и недопущение их в дальнейшей деятельности.

Из ответа филиала ОАО «РЖД» центральная дирекция инфраструктуры Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры на требование от 15.10.2023 следует, что план обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ) и изменения в ПОТБ по ОТИ, в том числе, ЖМН507495 разработаны и направлены на утверждение в Росжелдор 19.10.2023. В настоящий момент подразделение транспортной безопасности не привлечено. В целях пресечения актов незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений до привлечения подразделения транспортной безопасности возложено на работников подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по договору от 27.12.2022 №5111447.

Согласно заключению от 22.11.2023 №2023/СТУ/2973 об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, Федеральным агентством Росжелдора в соответствии с Порядком разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, утвержден план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры ЖМН507495 ОАО «РЖД». Разработаны и утверждены этапы и сроки реализации плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ), срок реализации которых установлен до 4 месяцев, с даты утверждения Росжелдором плана обеспечения безопасности ОТИ.

Однако по истечении сроков реализации ПОТБ (плана обеспечения безопасности ОТИ) и до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, не сформированы и (или) не привлечены подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ железнодорожного моста (длиной 235,72 м) через реку Томь на 63 км перегона Междуреченск - Кийзак, четного направления Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» подразделением транспортной безопасности.

Указанные факты ответчиком не оспаривались.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 8, 12 ФЗ «О транспортной безопасности», Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта», исходил из того, что отсутствие привлеченного или сформированного подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры, указанного в иске, создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и с учетом требований закона, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, указав, что обязанность сформировать и/или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры - указанного в иске железнодорожного моста через реку Томь на 63 км перегона Междуреченск-Кийзак должна быть возложена на собственника ОТИ - ОАО «РЖД», поскольку в обязанности ответчика входит принятие всех возможных и необходимых мер для обеспечения исполнения требований законодательства о транспортной безопасности.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не согласиться с данными выводами суда судебная коллегия не находит, поскольку они сделаны на основе всестороннего анализа совокупности собранных по делу доказательств и основаны на правильном применении материальных норм.

Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности (состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Подпунктом "в" п. 5 ст. 1 указанного Федерального закона к числу объектов транспортной инфраструктуры отнесены мосты.

В пункте 6 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» содержится понятие оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, под которой понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

На основании ч. 2 ст. 5 настоящего Федерального закона оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности.

В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта", которым утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, на субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность в отношении объектов транспортной инфраструктуры в том числе образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности»).

Согласно Требованиям по обеспечению транспортной безопасности на ответчика, как субъекта транспортной безопасности, возложена обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности.

Как установлено судом, в отношении находящегося в собственности ответчика - ОТИ мост (длиной 235,72 м) через реку Томь на 63 км перегона Междуреченск - Кийзак, четного направления Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», внесенного в реестр категорированных объектов с установлением ОТИ первой категории (реестровый номер ЖМН507495) требования по образованию или привлечению для его защиты подразделения транспортной безопасности ответчиком не выполняются.

Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о преждевременном обращении прокурора с настоящим иском и необходимости поэтапного исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности.

    Обязанность реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и привлечь для охраны ОТИ соответствующее подразделение указана в подпункте «в» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта».

Таким образом, обязанность по обеспечению объекта транспортной инфраструктуры охраной выделена из общего круга обязанностей по реализации плана, каждое из мероприятий по выполнению требований транспортной безопасности является самостоятельным, и не ставится в зависимость от выполнения иных мероприятий и его выполнение является обязательным для всех субъектов транспортной инфраструктуры.

Исполнение данной обязанности не может рассматриваться исключительно как мероприятие в рамках реализации плана оснащения ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 21.04.2022 № 974-р, которым оснащение железнодорожного моста, указанного в иске, запланировано, начиная с 2025 г.

Кроме того, в соответствии со ст. 9 ФЗ «О транспортной безопасности», п. 19 Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта о предоставлении государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 06.03.2013 № 74, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в виде утверждения плана обеспечения транспортной безопасности (утверждения вносимых изменений в план обеспечения транспортной безопасности) является несоответствие содержания плана требованиям по обеспечению транспортной безопасности, установленным нормативными правовыми актами, в том числе отсутствие положения (устава) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае его формирования силами ОАО «РЖД», либо положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копии договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, в случае его привлечения ОАО «РЖД» для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства.

Таким образом, вышеназванными нормами предусмотрено, что к моменту составления плана и представления его на утверждение в компетентный орган ответчик обязан обеспечить реальное наличие на соответствующем ОТИ подразделения транспортной безопасности (создать собственное либо привлечь стороннее на основании договора). После этого состоявшийся факт исполненной обязанности должен быть отражен субъектом транспортной инфраструктуры в разработанном плане обеспечения транспортной безопасности с приложением подтверждающих его выполнение документов.

В отсутствие доказательств, подтверждающих выполнение всех вышеуказанных мероприятий, представление ответчиком только договора на оказание услуг по охране объектов от противоправных посягательств от 28.12.2023 № 5548069     не свидетельствует о выполнении требований прокурора об обеспечении защиты ОТИ – железнодорожного моста подразделением транспортной безопасности.

Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ответчика о том, что требования прокурора заявлены преждевременно, до момента реального нарушения закона, без учета указанной этапности исполнения требований транспортной безопасности, поскольку нарушения Обществом требований законодательства о транспортной безопасности, подлежащие устранению, создают угрозу безопасности работников железнодорожного транспорта и неопределенного круга лиц, а также непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса.

Доводы о поэтапном выполнении требований судебная коллегия отклоняет, поскольку указанное обстоятельство не является условием, освобождающим общество от возложенной на него обязанности соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, одним из основных принципов обеспечения которой является непрерывность.

Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости судебного акта, устанавливающего конечный срок выполнения мероприятий в отсутствие в настоящее время требуемых значительных финансовых вложений для исполнения возложенных на ОАО «РЖД» обязанностей, судебная коллегия считает необоснованными, полагает установленный судом срок – в течение девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу достаточным для исполнения вступившего в законную силу судебного акта.

В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение при вынесении судебного акта, или могли бы повлиять на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергнуть выводы суда первой инстанции. По своей сути, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся к несогласию с той оценкой доказательств, которая уже была дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права.

Между тем, никаких оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств, либо иного применения норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит; установленные ст.67 ГПК РФ правила оценки доказательств судом соблюдены, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела; заявленные требования по существу рассмотрены правильно.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                                          ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 09.07.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

    Председательствующий                                                                        А.В. Карасовская

    Судьи                                                                                                      О.А. Борисенко

                                                                                                                     Е.В. Долгова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.10.2024.

33-9330/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Новокузнецкий транспортный прокурор
Ответчики
ОАО РЖД
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Борисенко Ольга Александровна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
11.09.2024Передача дела судье
15.10.2024Судебное заседание
18.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2024Передано в экспедицию
15.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее