Председательствующий – Сумачаков И.Н. Дело № 33а-510/2021
номер дела в суде первой инстанции 2а-1970/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 августа 2021 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.
судей – Имансакиповой А.О., Плотниковой М.В.
при секретаре – Стребковой Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Басенкова А.В. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 декабря 2020 года, которым
отказано Басенкову А.В. в удовлетворении административных исковых требований к врио начальника отдела МВД России по г. Горно-Алтайску Романову С.В., отделу МВД России по г. Горно-Алтайску, Министерству внутренних дел по Республике Алтай о признании незаконным и необоснованным отказа в совершении регистрационных действий и регистрации Басенкова А.В. и членов его семьи по месту прохождения службы в военном комиссариате Республики Алтай, обязании отменить указанное решение и зарегистрировать его и членов его семьи по месту прохождения службы в военном комиссариате Республики Алтай по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Басенкова А.В. обратился в суд с административным иском к врио начальника отдела МВД России по г. Горно-Алтайску Романову С.В., отделу МВД России по г. Горно-Алтайску, Министерству внутренних дел по Республике Алтай о признании незаконным и необоснованным отказа в совершении регистрационных действий и регистрации Басенкова А.В. и членов его семьи по месту прохождения службы в военном комиссариате Республики Алтай, обязании отменить указанное решение и зарегистрировать его и членов его семьи по месту прохождения службы в военном комиссариате Республики Алтай по адресу: <адрес>. Административные исковые требования мотивированы тем, что он проходил военную службу по контракту в <адрес>. Приказом командующими войсками ЦВО он назначен на должность заместителя военного комиссара военного комиссариата Республики Алтай. Прибыв в <адрес> для прохождения службы, <дата> он обратился ОВМ ОМВД России по г. Горно-Алтайску с заявлением о регистрации по месту жительства в здании ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай» по адресу: <адрес>, однако в принятии заявления ему было отказано по причине того, что им не предоставлены документы, подтверждающие основания для вселения в помещение. 27 июня 2020 года он вновь обратился с письменным заявлением о регистрации его и членов его семьи по месту жительства. Однако письмом врио начальника отдела МВД России по г. Горно-Алтайску от 06 августа 2020 года ему было отказано в совершении регистрационных действий по той причине, что военный комиссариат не является воинской частью. Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку военный комиссариат, являясь территориальным органом военного управления Вооруженных Сил РФ, по объему и характеру решаемых задач соответствует понятию воинской части, тем самым он и члены его семьи могут быть зарегистрированы по месту жительства в здании ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай» по адресу: <адрес>.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай» и начальник отдела по вопросам миграции отдела МВД России по г. Горно-Алтайску Евсеенко С.Г.
Басенков А.В. в апелляционной жалобе указывает, что военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке. Суд не выяснил юридически значимое обстоятельство является ли военный комиссариат Республики Алтай воинской частью, послужившее основанием для отказа в регистрации по адресу военного комиссариата. При этом отсутствие жилых помещений в военном комиссариате основанием для отказа в регистрации по адресу военного комиссариата не является.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы и возражений на них, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Басенков А.В. <дата> прибыл на новое место службы по контракту – Военный комиссариат Республики Алтай по адресу: <адрес>.
26 июня 2020 года Басенков А.В. обратился в Отдел по вопросам миграции отдела МВД России по г. Горно-Алтайску с заявлениями по установленной форме (форма № 6) о регистрации по месту жительства в здании ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай» по адресу: <адрес>, однако в приеме заявления ему было отказано по причине невозможности регистрации по месту жительства в здании ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай» по адресу: <адрес>. 27 июня 2020 года Басенков А.В. повторно обратился в отдел по вопросам миграции отдела МВД России по г. Горно-Алтайску с заявлениями в свободной форме о регистрации его, его супруги и несовершеннолетних детей по месту прохождения службы в здании ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай» по адресу: <адрес>.
Решением врио начальника ОМВД России по г. Горно-Алтайску Романовым С.В., выраженным в письме от 06 августа 2020 года №, отказано Басенкову А.В. в его регистрации и регистрации членов его семьи по месту прохождения службы в связи с тем, что Военный комиссариат Республики Алтай не является воинской частью.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что отсутствует совокупность установленных со ст.227 КАС РФ условий (несоответствие действий закону и нарушение такими действиями прав и законных интересов административного истца), необходимая для удовлетворения заявленного требования о признании незаконными действий и обязании восстановить нарушенное право. При этом суд исходил из того, что регистрация военнослужащего по адресу воинской части возможна при наличии в ней жилых помещений, в которых такие военнослужащие проживают, поэтому признал отказ в регистрации законным, а вопрос о том, является ли военный комиссариат воинской частью – не имеющим правового значения.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на выборочном, избирательном толковании норма материального права, без учета существенных обстоятельств дела.
Конституцией РФ и международными актами о правах человека установлено право каждого гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В соответствии с абз. 6 ст.3 названного закона правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В развитие приведенных положений Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, который регулирует порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил установлено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с п. 16 Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Разделом IV Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации предусмотрена регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства, в частности военнослужащих.
В соответствии с п. 23 Правил регистрация военнослужащих осуществляется: по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву); по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток). Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
На основании ч.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст.15 названного закона военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Указанные нормы носят специальный характер по отношению к общим правилам регистрации граждан по месту жительства, обусловленный особым статусом военнослужащих и особенностями прохождения военной службы.
Исходя из названных положений закона следует, что на военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и прибывшего на новое место службы возложена обязанность зарегистрироваться, а на орган регистрационного учета зарегистрировать по месту жительства, в том числе по адресу воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу. При этом ч. 3 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не допускает отказа в регистрации по месту жительства военнослужащего и членов его семьи по адресу воинской части.
Позиция суда первой инстанции, согласно которой, регистрация по месту жительства военнослужащего и членов его семьи по месту прохождения воинской службы по контракту осуществляется при условии, что данное место службы подпадает под указанное правовое определение воинской части, является верной, однако не учитывает, что само по себе понятие воинская часть не имеет конкретного правового содержания и представляет собой определенную правовую конструкцию, используемую в целях регулирования отношений, непосредственно не затрагивающих правовое положение этой организации.
Прохождение военной службы предусмотрено в различных по предназначению, структуре, ведомственной принадлежности организациях, в связи с чем для определения прав и обязанностей военнослужащих по отношению к этим организациям определен соответствующий термин «воинская часть».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 июля 1999 года №161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» воинские части – органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, воинские формирования, воинские подразделения, специальные формирования, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета РФ, иные органы и организации, в которых военнослужащие проходят (проходили) военную службу, военные сборы.
В п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года №1237, указано, что под воинскими частями понимаются органы военного управления, органы, воинские части, корабли, соединения, предприятия, учреждения и организации ВС РФ (других войск, воинских формирований или органов), воинские подразделения федеральной противопожарной службы, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, а также военные учебные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных сил РФ.
В Указе Президента Российской Федерации от 18 декабря 2006 года №1422 «О Боевом знамени воинской части» под воинской частью понимаются соединения, воинские части, а также военные профессиональные образовательные организации, военные образовательные организации высшего образования и их обособленные структурные подразделения (филиалы), перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Согласно п.4 «Положения о военных комиссариатах», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года №1609 военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (Северного флота).
Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 Положения).
Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Алтай» зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке (ОГРН №).
Кроме того, на запрос суда от начальника Правового управления Министерства обороны Российской Федерации от 23 ноября 2020 года поступил ответ, в котором сообщалось, что в соответствии с положениями приказа Министра обороны 2010 года №25 под воинской частью следует понимать организационно самостоятельную, административно-хозяйственную структуру Вооруженных Сил Российской Федерации, содержащуюся по штату, утвержденному в установленном порядке. Понятие воинской части включает в себя органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, корабли и суда Военно-морского флота. Военный комиссариат Республики Алтай является воинской частью без присвоения ему условного наименования.
Указанные нормативные положения при оценке законности отказа в регистрации судом применены не были.
Следует также отметить, что согласно п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разрешая спор, суд вправе давать оценку только тем доводам, которые приведены в оспариваемом решении публичного органа и не вправе устанавливать и ссылаться на иные основания (обстоятельства), позволяющие принять решение, аналогичное оспариваемому.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что вывод суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований в части оспаривания решения врио начальника отдела МВД России по г. Горно-Алтайску Романова С.В., выраженного в письме от 06 августа 2020 года № об отказе Басенкову А.В. в регистрации Басенкова А.В. и членов его семьи по месту прохождения службы в военном комиссариате Республики Алтай, не соответствует обстоятельствам дела, основан на неправильном применении материального права, регулирующего правоотношения, по поводу которых возник спор, имеются основания для отмены решения суда в порядке ст. 310 КАС РФ и принятии по делу нового судебного постановления об удовлетворении в данной части требований Басенкова А.В.
Так как полномочия о принятии решения о регистрации граждан по месту пребывая и по месту жительства в пределах Российской Федерации в данном случае принадлежат ответчику Отделу МВД России по г. Горно-Алтайску, то суд не вправе подменять этот орган и принимать за него такое решение.
Поэтому, признавая оспариваемое решение врио начальника отдела МВД России по г. Горно-Алтайску Романова С.В., выраженного в письме от 06 августа 2020 года № незаконным, судебная коллегия в соответствии с п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ возлагает на административного ответчика Отдел МВД России по г. Горно-Алтайску обязанность устранить допущенное нарушение прав истца, которое должно быть осуществлено путем повторного рассмотрения в установленный законом срок заявлений истца от 26, 27 июня 2020 года о регистрации Басенкова А.В. и членов его семьи по месту прохождения службы в военном комиссариате Республики Алтай с принятием по ним решения в соответствии с действующим законодательством и в течение одного месяца сообщить об исполнении настоящего определения.
В случае отсутствия обстоятельств, препятствующих принятию решения, такое решение должно быть принято. В случае же установления иных предусмотренных законом обстоятельств для отказа (не обозначенных в оспариваемом решении) не исключается принятие соответствующего решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 декабря 2020 года в части административных исковых требований Басенкова А.В. о признании незаконным решения врио начальника отдела МВД России по г. Горно-Алтайску Романову С.В., выраженного в письме от 06 августа 2020 года № об отказе Басенкову А.В. в регистрации Басенкова А.В. и членов его семьи по месту прохождения службы в военном комиссариате Республики Алтай, принять в указанной части новое решение.
Удовлетворить административные исковые требования Басенкова А.В. о признании незаконным решения врио начальника отдела МВД России по г. Горно-Алтайску Романова С.В., выраженного в письме от 06 августа 2020 года № об отказе Басенкову А.В. в регистрации Басенкова А.В. и членов его семьи по месту прохождения службы в военном комиссариате Республики Алтай.
Признать незаконным решение врио начальника отдела МВД России по г. Горно-Алтайску Романова С.В., выраженного в письме от 06 августа 2020 года № об отказе Басенкову А.В. в регистрации Басенкова А.В. и членов его семьи по месту прохождения службы в военном комиссариате Республики Алтай.
Обязать Отдел МВД России по г. Горно-Алтайску устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Басенкова А.В. путем повторного рассмотрения в установленный законом срок заявлений Басенкова А.В. от 26, 27 июня 2020 года о регистрации Басенкова А.В. и членов его семьи по месту прохождения службы в военном комиссариате Республики Алтай с принятием решения в соответствии с действующим законодательством и в течение одного месяца сообщить об исполнении настоящего определения.
В остальной части решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Басенкова А.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий десяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи А.О. Имансакипова
М.В. Плотникова
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 августа 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Алтай С.Н. Чертков