РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
17 декабря 2018 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Зевайкиной Н.А.,
при секретаре судебного заседания Широковой А.В.,
с участием: истца Романова О.А.,
представителя ответчика Бунькова А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2501/2018 по иску Романова О. АнатО.ча к Администрации города Нижний Тагил об оспаривании постановления Администрации города Нижний Тагил о снятии с очереди на предоставление жилого помещения, восстановлении в списках, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Романов О.А. обратился в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил об оспаривании постановления Администрации города Нижний Тагил о снятии с очереди на предоставление жилого помещения, восстановлении в списках, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете граждан, нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, составом семьи 2 человека (Романов О.А., супруга Сисина В.В.). Постановлением Администрации города Нижний Тагил от о ДД.ММ.ГГГГ №-ПА «Об утверждении предложений комиссии по жилищным вопросам при Главе города» Романов О.А., Сисина В.В. сняты с очереди исключены из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по городу Нижний Тагил, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании истец Романов О.А. поддержал основание и предмет исковых требований, по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил Буньков А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в удовлетворении требований просил отказать по основаниям, изложенным в письменных возражения на исковое заявление. Пояснил, что по расчету имущественного положения истец не является малоимущим в связи, с чем в соответствии с частью 5 статьи 52 и пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ было принято решение о снятии истца с учета, так как из представленных документов не усматривается право Романова О.А. состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Расчет имущественного положения произведен в соответствии со статьей 5 закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Романов О.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете граждан, нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, составом семьи 2 человека (Романов О.А., супруга Сисина В.В.)
Согласно справке МКУ СПО № от ДД.ММ.ГГГГ Романов О.А. зарегистрирован в квартире общей площадью 60,5 кв. метра по адресу: <адрес> с сыном Р.М.О., Ш.Е.М., Б.К.Р.
Квартира принадлежит на праве равно-долевой собственности Ш.Е.М., Г.З.Г., Ш.К.Р. на основании договора передачи квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сисина В.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копий свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 8 Порядка проверки полноты и достоверности сведений, представляемых гражданами в целях признания их малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденного постановлением главы г. Новоуральска от 30.12.2005 N 2939 (далее по тексту - Порядок), при рассмотрении вопроса о предоставлении гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда проверка указанных в п. 6 обстоятельств проводится в обязательном порядке.
В силу п. 6 Порядка к числу сведений, подлежащих проверке в ходе рассмотрения заявлений о принятии граждан на учет, относятся, в том числе, сведения о доходах граждан и членов их семей, указанных в справках о доходах, подлежащих налогообложению, налоговых декларациях, справках о пенсиях и др.
Таким образом, учитывая, что истец состоял на учете в качестве малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и им должно было быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, то ответчик обязан был провести проверку обстоятельств, указанных в пункте 6 Порядка.
В силу ст. 13 Закона Свердловской области от 22.07.2005 N 97-ФЗ "Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области" органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, при рассмотрении вопроса о предоставлении гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда проводят проверки наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии граждан и (или) совместно проживающих с ними членов семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, с учета (п. 1).
В ходе проверок, указанных в п. 1 и ч. 1 п. 2 настоящей статьи, органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, производят расчет обеспеченности граждан, состоящих на учете, общей жилой площадью, а также расчеты, необходимые для признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. 3).
В ходе проведения проверок наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии гражданина и (или) совместно проживающих с ним членов семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, с учета, органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, запрашивают у граждан и (или) по межведомственным запросам необходимые для проведения проверок документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет (п. 4).
Статьей 2 Закона Свердловской области от 22.07.2005 N 96-ОЗ "О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области" (далее Закон Свердловской области от 22.07.2005 N 96-ОЗ) регламентирован порядок определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания их малоимущими, а также перечень необходимых документов.
Так, пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 22.07.2005 N 96-ОЗ предусмотрено предоставление справок, подтверждающих получение доходов, подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, одиноко проживающим гражданином или каждым членом семьи, (далее - справки о доходах, подлежащих налогообложению) - в случаях, если эти лица не были обязаны подавать налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Суд также учитывает, что утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 N 17 "Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" регламентируют порядок расчета дохода семьи заявителя в случае отсутствия доходов у кого-либо из членов его семьи. В соответствии с пунктом 6.4 Методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем порядок признания граждан малоимущими, предусматривать положения, согласно которым граждан, признанных не имеющими доходов в течение расчетного периода, необходимо исключать из общего состава членов семьи гражданина-заявителя при исчислении среднедушевого дохода семьи.
Сумма дохода одиноко проживающего гражданина исчислена в соответствии с частью второй пункта 8 статьи 2 вышеуказанного закона.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от о ДД.ММ.ГГГГ №-ПА «Об утверждении предложений комиссии по жилищным вопросам при Главе города» Романов О.А., Сисина В.В. сняты с очереди исключены из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по городу Нижний Тагил, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Среднерыночная стоимость 1 кв. метра площади жилого помещения определена на дату подачи заявления и в соответствии с постановлением Администрации города Н. Тагил от ДД.ММ.ГГГГ №-ПА установлена в размере 38 159,00 руб.
РР· справки Рѕ доходах физического лица Романова Рћ.Рђ. Р·Р° 2015 РіРѕРґ следует, что общая СЃСѓРјРјР° РґРѕС…РѕРґР° Р·Р° 2015 РіРѕРґ составила 465859,72 СЂСѓР±.
РР· справки Рѕ доходах физического лица Романова Рћ.Рђ. Р·Р° 2016 РіРѕРґ следует, что общая СЃСѓРјРјР° РґРѕС…РѕРґР° Р·Р° 2016 РіРѕРґ составила 426286,38 СЂСѓР±.
РР· справки Рѕ доходах физического лица Романова Рћ.Рђ. Р·Р° 2017 РіРѕРґ следует, что общая СЃСѓРјРјР° РґРѕС…РѕРґР° Р·Р° 2017 РіРѕРґ составила 529308,49 СЂСѓР±.
Согласно справке УПФРот ДД.ММ.ГГГГ № Романов О.А. является получателем ежемесячной выплаты в размере 2780,74 руб.
Таким образом, расчета имущественного положения истца следует, что разность величин, полученных в результате вычислений, указанных в подпунктах 5 и 8 части 2 пункта 1 статьи 5 закона Свердловской области от 22.07.2005 N 96-ОЗ является у истца положительной, одиноко проживающий заявитель малоимущим не является.
Таким образом, поскольку по смыслу приведенных выше законоположений для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо наличие совокупности таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, то утрата гражданином статуса малоимущего влечет снятие его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Критерий нуждаемости Романова О.В. в жилом помещении сторонами в судебном заседании не оспаривался.
Разрешая заявленные требования, суд на основании установленных фактических обстоятельств дела, руководствуясь ст. ст. 49, 51, 56 ЖК РФ, пришел к выводу о том, что у Администрации имелись основания для снятия Романова О.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, т.к. у него изменилось его имущественное положение и повлекло утрату статуса малоимущего, что подтверждено соответствующим расчетом, который истцом не опровергнут, в связи с чем основания для признания оспариваемого постановления недействительным и восстановлении на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.
В силу положений п. 11.1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Свердловской области такой порядок утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП "О Порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Поскольку действующее законодательство не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения ветеранов боевых действий, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, жилыми помещениями по договору социального найма, то они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений на общих основаниях в порядке очередности.
Аналогичная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 04.02.2014 N 236-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.С. на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что поскольку подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования. Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 01.01.2005 имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Реализация конституционного права на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002, N 123-О, от 04.03.2004 N 80-О, от 15.07.2010 N 955-О-О). Таким требованием в данном случае является совокупность следующих условий: наличие статуса ветерана боевых действий и принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом исковых требований и необходимости отказа в их удовлетворении.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199, 209, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении исковых требований Романова О. АнатО.ча к Администрации города Нижний Тагил о снятии с очереди на предоставление жилого помещения, восстановлении в списках, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен судом 21.12. 2018 года.
Судья - Н.А.Зевайкина