УИД №21RS0024-01-2020-001285-40
№2-1820/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2020 года г.Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Николаева М.Н., при секретаре судебного заседания Петровой Н.Н., с участием истца Карпенкова А.С., его представителя Козлова А.Н., представителя ответчика – Дмитриевской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпенкова Александра Сергеевича к администрации г.Чебоксары о признании права собственности на жилой дом,
установил:
Карпенков А.С. в лице своего представителя Козлова А.Н. с учетом уточнения обратился в суд с иском к администрации г.Чебоксары о признании права собственности на жилой дом в реконструированном виде, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером: №, по адресу <адрес>. имеющего следующие координаты характерных точек: <данные изъяты>).
Исковые требования мотивированы тем, что Карпенков А.С. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. На данном земельном участке согласно выпискам из ЕГРН от 28 января 2020 года возведены индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, 1986 года постройки, и кирпичный сарай площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, 2000 года постройки. Ране жилой дом, хозяйственные постройки и земельный участок находились в пользовании родителей истца, которые 03 сентября 1986 года купили жилой дом с постройками с правом пользования земельным участком у ФИО5, владевшей названными объектами недвижимости на основании решения Чебоксарского горисполкома от 15 декабря 1983 года №. Согласно разрешению отдела по делам строительства и архитектуры от 18 мая 1989 года № отцу истца – ФИО9 разрешено строительство надворных построек: веранды кирпичной, бани с предбанником кирпичной, сарая кирпичного. Кирпичная веранда (лит.А2) площадью <данные изъяты> кв.м, помещение № по техническому паспорту от 29 декабря 2010 года, нежилое помещение № (сени) площадью <данные изъяты> кв.м являются самовольными постройками. 10 марта 2020 года истец обратился в администрацию г.Чебоксары с заявлением о включении в состав жилого дома названных самовольных построек, в чем ему было отказано. Таким образом, истцом принимались меры по легализации строения. Согласно отзыву Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике помещение № построено не самим истцом, а его отцом, является реконструкцией. Поскольку жилой дом с кадастровым номером № ранее поставлен на кадастровый учет и характеристики здания изменены в результате реконструкции, Карпенков С.А. обратился в суд с требованием о признании за ним права собственности на индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м в реконструированном виде.
Истец Карпенков А.С., его представитель Козлов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в иске и уточнении к нему основаниям, вновь привели их суду. Дополнительно пояснили, что истец имеет право на реконструкцию объекта недвижимости, им предпринимались меры по его легализации, данный объект не является самовольной постройкой. В предыдущих судебных заседаниях пояснили, поскольку дом принадлежит истцу на праве собственности, самовольно возведенным является только пристрой к нему. Проведение экспертизы на соответствие градостроительным нормам в отношении пристроя не требуется.
Представитель ответчика администрации г.Чебоксары Дмитриевская М.В. в судебном заседание возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве и ранее данных пояснениях. Дополнительно пояснила, что в соответствии с п.27 Постановления Пленума ВС РФ, ВАС РФ от 24 апреля 2010 года №10/22 положения ст.222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию, в результате которой возник новый объект. Считает, что обращение Карпенкова А.С. в администрацию г. Чебоксары за выдачей разрешения на строительство носило формальный характер. Принятие истцом мер по получение разрешительной документации спорного объекта не свидетельствует л добросовестности поведения лица и не может служить основанием для легализации гражданского правонарушения, которым является самовольное строительство.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Приволжского МТУ Росавиации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия. Из отзыва на исковое заявление следует, что жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером: №, по адресу <адрес>, попадает в границы полос воздушных подходов аэродрома гражданской авиации Чебоксары (Синьялы). С целью согласования строительства/реконструкции объекта в Приволжское МТУ Росавиации Карпенков А.С. не обращался.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено. Ранее представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади. Удовлетворение исковых требований оставили на усмотрение суда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) объектом гражданских прав являются вещи, к числу которых относятся и жилые дома как объекты индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со ст.135 ГК РФ составной частью жилого дома как объекта индивидуального жилищного строительства помимо основного жилого строения являются жилые пристройки и вспомогательные строения, сооружения, предназначенные для обслуживания жилого здания, следующие судьбе главной вещи.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Согласно положениями подп.2 п.1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 28 января 2006 года со следующими характеристиками: площадью <данные изъяты> кв.м, категорией: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома.
На названном земельном участке расположено здание с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, назначением: жилое, год завершения строительства: 1986 год, а также здание с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, назначением нежилое, наименованием сарай кирпичный, год завершения строительства: 2000 год.
Собственником земельного участка с кадастровым номером №, жилого дома с кадастровым номером № на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 16 февраля 2011 года после смерти родителей: ФИО8, ФИО10, является истец Карпенков А.С. Кирпичный сарай с кадастровым номером с кадастровым номером № также принадлежит истцу на праве собственности.
Ранее, 03 сентября 1986 года ФИО8, ФИО10 приобрели земельный участок и расположенный на нем жилой дом на основании договора купли-продажи №, заключенного с ФИО5, которой, в свою очередь, названные объекты, а именно: земельный участок и кирпичный <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты>, принадлежали на основании решения Исполнительного комитета Чебоксарского городского Совета народных депутатов Чувашской АССР от 15 декабря 1983 года №.
Впоследствии 18 мая 1989 года Отделом по делам строительства и архитектуры Чебоксарского городского совета народных депутатов ФИО9 выдано разрешение на проектирование и строительство надворных построек по адресу: <адрес>: веранды кирпичной, бани с предбанником кирпичным, сарая кирпичного.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на январь 1984 года, в состав домовладения <адрес> входили: <данные изъяты>.
Из технического паспорта, составленного МУП «Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда» по состоянию на 29 декабря 2010 года, усматривается, что по <адрес> расположен жилой дом. В состав объекта входит: <данные изъяты>.
14 апреля 2020 года Карпенков А.С. обращался в администрацию г. Чебоксары с уведомлениеми о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Уведомлением администрации г. Чебоксары от 23 апреля 2020 года № Карпенкову А.С. сообщено о несоответствии параметров указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства ввиду нахождения земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территорий – внешняя граница полосы воздушных подходов – 15 км от аэропорта, а также указано на отсутствие согласования строительства жилого дома с Приволжским МТУ Росавиации.
По сообщению Приволжского МТУ Росавиации с целью согласования строительства/реконструкции объекта в Приволжское МТУ Росавиации Карпенков А.С. не обращался, что также не оспаривалось истцом.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 01 июля 2017 года №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (далее – Федеральный закон от 01 июля 2017 года №135-ФЗ) до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.
Согласно п. 1 ч. 7 ст.4 Федерального закона от 01 июля 2017 года №135-ФЗ в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Согласно ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу ст.2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ, а также ст.3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче такого разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно статье 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, для признания права собственности на самовольную постройку необходимо соблюдение следующих условий: в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям и постройка не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, а также не создавать угрозу жизни и здоровью граждан.
Как указывалось выше, земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Карпенкову А.С., имеет категорию – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для обслуживания индивидуального жилого дома.
Согласно ч. 2 ст. 104 ЗК РФ в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
В п. 5 ст. 105 ЗК РФ указано, что могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: приаэродромная территория.
В силу ч. 21 ст. 106 ЗК РФ правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости или об изменении таких сведений в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ в ст. 47 определяет, что зоной с особыми условиями использования территорий является приаэродромная территория (ч. 2), которая устанавливается решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с Воздушным, земельным, градостроительным законодательством, с учетом требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения. На приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности (ч. 1).
Федеральный закон от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" определяет, что до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом РФ, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов (п. 3 ст. 4). В отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу данного закона, до установления приаэродромных территорий ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, установленные ч. 1, 2 ст. 4 не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов (пп. 1 п. 7 ст. 4).
Старший авиационный начальник аэродрома государственной авиации обязан принимать меры к тому, чтобы при планировании развития городов и других населенных пунктов в пределах установленных для каждого класса аэродрома полос воздушных подходов, зон нормированных параметров авиационных шумов и электромагнитных полей (зон ограничения строительства) соблюдались требования по безопасности полетов, допустимым уровням авиационных шумов и электромагнитных полей (п. 18 Приказа Министра обороны РФ от 24.09.2004 N 275). Структура воздушного пространства района аэродрома, в зависимости от его класса, определяет его горизонтальные и вертикальные границы, границы полос воздушных подходов (п. 3.2 Приказа Минтранса РФ от 31.01.2011 N 29). Границы полос воздушных подходов указываются в паспорте аэродрома, определяются координаты характерных точек этих границ (п. 4, 5 Приказа Минтранса России от 04.05.2018 N 176).
Территориальные органы Росавиации организуют согласование с высшими органами исполнительной власти субъектов РФ карты границ полос воздушных подходов и границ санитарно-защитных зон аэродромов гражданской авиации. На карту района аэродрома наносятся границы полос воздушных подходов, указываются названия населенных пунктов, попадающих в границы как данных полос так и санитарно-защитных зон, указываются кадастровые номера земельных участков, попадающих в границы полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон (Приказ Росавиации от 30.11.2017 N 972-П).
Нормы действующего законодательства, устанавливая на федеральном уровне зоны с особыми условиями использования территорий и на уровне субъекта лишь согласовывая их с органами исполнительной власти субъектов РФ, обеспечивают не только нормативную эксплуатацию аэродромов, безопасность полетов, но защиту от их возможного негативного воздействия.
Согласно п. 5.1 ст. 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, изменений в такие сведения орган регистрации прав уведомляет правообладателей земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, полностью или частично расположенных в границах данных зон, в электронной форме через единый портал или официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации указанных правообладателей (личный кабинет) или по адресам электронной почты указанных правообладателей, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а в случае, если указанные правообладатели не зарегистрированы с использованием единой системы идентификации и аутентификации на едином портале или официальном сайте либо в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты для связи с правообладателем, - в письменной форме посредством почтового отправления с уведомлением о вручении по почтовому адресу правообладателя, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, либо в отсутствие сведений о почтовом адресе правообладателя по адресу, присвоенному объекту недвижимости.
При этом должны быть определены координаты характерных точек границ зон с особыми условиями использования территорий, которые подлежат постановке на кадастровый учет и в связи с наличием ограничений конкретизируются кадастровые номера земельных участков, попадающих в границы полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон.
Имеющаяся в материалах дела выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок по адресу: <адрес> по состоянию на 20 июля 2020 года не содержит сведений о нахождении указанного земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территорий, в частности, в границе полос воздушных подходов аэродрома гражданской авиации г. Чебоксары, истец в установленном законом порядке не был уведомлен о нахождении принадлежащего ему земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территорий.
Учитывая бремя доказывания, установленное ст. 56 ГПК РФ, доказательств того, что земельный участок истца расположен в охранной зоне, границы которой состоят на кадастровом учете, ответчик не представил. Не представлено и каких-либо сведений о несоответствии спорной постройки правилам застройки зоны с особыми условиями использования территорий, либо иных доказательств, опровергающих заключение эксперта.
Каких-либо сведений о необходимости установления в отношении земельного участка истца каких-либо ограничений, суду не представлено.
Одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т.д. (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014).
Доказательства тому, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, изъятым из оборота или земельным участкам, ограниченным в обороте (ст. 27 ЗК РФ), в материалы дела не представлены.
Согласно заключению ООО «Независимая экспертиза» от 29 июля 2020 года №20 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует требованиям строительных норм и правил по следующим разделам: общие положения, строительная часть: архитектурно-строительные и объемно-конструктивные решения (фундаменты, перекрытия, стены здания, крыша), инженерное электрооборудование, противопожарные решения, санитарно-технические требования, долговечность и капитальность. Данные технические характеристики жилого дома, выполненные решения требований норм по пожарной безопасности, показателей долговечности, капитальности здания обеспечивают его безопасную эксплуатацию и не создают угрозу жизни и здоровья граждан.
Каких-либо доказательств, которые бы опровергали или ставили под сомнение заключения специалиста в отношении самовольной постройки, как и доказательств ее положения в границах участка, на отведенном для целей жилищного строительства, нарушения строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, нарушающих права и охраняемые законом интересы иных лиц, наличия угрозы жизни и здоровью граждан произведенной самовольной реконструкцией, суду не представлено.
Учитывая данные обстоятельства, поскольку земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежит истцу на праве собственности, сведения о нахождении указанного земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территорий в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, спорный объект недвижимости по существу является не самовольной постройкой, а реконструированным жилым домом, объект индивидуального жилищного строительства соответствует градостроительным нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также то обстоятельство, что Карпенковым А.С. предпринимались меры для легализации постройки, суд удовлетворяет исковое заявление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать за Карпенковым Александром Сергеевичем право собственности на жилой дом в реконструированном виде, площадью 78,7 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером: №, по адресу <адрес> имеющего следующие координаты характерных точек: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининской районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья М.Н. Николаев
Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2020 года.