Дело № 2а-811/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
С. Миасское 22 сентября 2021 г.
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего – судьи Новикова Е.М. при секретаре Кузмичёвой Е.В. с участием административного ответчика Старикова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области к Старикову Александру Васильевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пеням,
У С ТА Н О В И Л :
Межрайонная ИФНС России № 10 по Челябинской области (далее – ИФНС) обратилась в суд с иском к Старикову Александру Васильевичу о взыскании с него в бюджет недоимки по транспортному налогу в размере 34 792 руб. 00 коп. и пени в размере 460 руб. 42 коп., на общую сумму 35 252 руб. 42 коп..
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что административный ответчик, являясь налогоплательщиком по транспортному налогу, имеет задолженность по уплате в бюджет указанного налога за 2018 год, а также пеней, начисленных за неуплату данного налога в срок, предусмотренный налоговым законодательством. Налогоплательщику было предложено добровольно уплатить указанную задолженность, однако требование в добровольном порядке не исполнено.
В судебном заседании административный истец участия не принял, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик в судебном заседании иск не признал. Не оспаривая факт нахождения у него в собственности в указанный период автомобилей, указанных в налоговом уведомлении, и факт того, что он транспортный налог за них не оплачивал, считает, что размер транспортного налога существенно завышен, поэтому не желает его платить в таком размере.
В силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизвод-
ства Российской Федерации (КАС РФ) суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, по представленным в дело доказательствам.
Заслушав пояснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоя-
тельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение вышеназванной обязанности является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Взыскание налога с физических лиц производится в судебном порядке.
Установлено, что, согласно налоговому уведомлению № 76764707 от 23 августа 2019 г., Стариков А.В. являлся плательщиком транспортного налога:
- за 11 месяцев 2018 года на а/м СИСУ, гос. рег. знак №, исчисленная сумма налога за указанный налоговый период 26 992 руб. 00 коп.;
- за 6 месяца 2018 года на а/м МАЗ 53366, гос. рег. знак №, исчисленная сумма налога за указанный налоговый период 7 800 руб. 00 коп..
Общая сумма налога к уплате за данные автомобили за указанный налоговый период с учетом переплаты составила 34 792 руб. 00 коп. (л.д.7).
Данные налоги, согласно налоговому уведомлению, Стариков А.В. обязан был уплатить в срок до 02 декабря 2019 г..
В связи с неуплатой налога в установленный срок, ИФНС налогоплательщику Старикову А.В. направлялось соответствующее требование об уплате данного налога в срок до 31 марта 2020 г. (л.д.5).
Указанные налоги в полном объеме не уплачены, доказательств обратного в соответствии со ст. 62 КАС РФ суду не представлено, как и доказательств того, что данные автомобили в указанные периоды не были в собственности административного ответчика. Кроме того Стариков А.В. данные факты не оспаривает.
Согласно данным лицевого счета за Стариковым А.В. числится задол-
женность по данному налогу в размере, указанном в исковом заявлении (л.д.10).
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлены главой 28 НК РФ и Законом Челябинской области № 114-ЗО от 28 ноября 2002 г. «О транспортном налоге».
Как установлено п. 1 ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками по транс-портному налогу признаются лица (организации и физические лица) на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу положений п. 2 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся
физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговым периодом, согласно ст. 360 НК РФ, признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей
по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законом срок уплаты транспортного налога установлен не позднее 1 декабря следующего года за истекшим налоговым периодом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (п.1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о
взыскании может быть восстановлен судом (п.2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п.3).
Из указанных положений НК РФ следует, что законодателем определены
сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленная сумма налога ответчиком в установленный срок, до 31 марта 2020 г., уплачена не была, ИФНС 26 июня 2020 г., то есть в предусмотренный законом шестимесячный срок обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Красноармейского района Челябинской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
29 июня 2020 г. мировым судьей судебный приказ был вынесен, однако в связи с поступившими возражениями определением мирового судьи от 19 февраля 2021 г. данный судебный приказ был отменен (л.д.4).
После этого с настоящим административным исковым заявлением, датированным 27 мая 2021 г., ИФНС обратилась в суд 15 июля 2021 г., то есть в пределах предусмотренного законом шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Истцом начислены пени за неуплату указанных налогов в предусмотренный законом срок в размере 460 руб. 42 коп. (л.д.6). Размер пени требованиям закона не противоречит, административным ответчиком не оспаривается, поэтому требования в этой части подлежат удовлетворению.
В силу ст. 114 КАС РФ, бюджетного законодательства, исходя из удовлетворенной части иска, в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию гос. пошлина в бюджет Красноармейского муниципального района Челябинской области в размере 1 257 руб. 57 коп..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области удовлетворить.
Взыскать со Старикова Александра Васильевича в бюджет на Единый казначейский счет № 40101810400000010801, БИК 047501001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области г. Челябинск ИНН 743 0001760, получатель УФК МФ РФ по Челябинской области (Межрайонная ИФНС России № 10 по Челябинской области) недоимку по транспортному налогу в размере 34 792 руб. 00 коп. и пени по данному налогу в размере 460 руб. 42 коп., всего 35 252 руб. 42 коп..
Взыскать со Старикова Александра Васильевича в местный бюджет Красноармейского муниципального района Челябинской области гос. пошлину в размере 1 257 руб. 57 коп..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия его судом первой инстанции в окончательной форме через Красноармейский районный суд Челябинской области.
Председательствующий
<данные изъяты>
<данные изъяты>