Дело <№>

УИД 33RS0<№>-62

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес> 14 декабря 2023 года

Ковровский городской суд В. <адрес> в составе председательствующего судьи Рябининой М.В., при секретаре Алфимовой В.А., с участием представителя истца помощника Ковровского городского прокурора Петровой О.А., истца М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов М.С. к Министерству здравоохранения В. <адрес>, государственному бюджетному учреждению здравоохранения В. <адрес> «<адрес> больница» о возложении обязанности по бесплатному обеспечению медицинскими изделиями, средствами диагностики,

УСТАНОВИЛ:

Ковровский городской прокурор, действуя в интересах М.С., обратился в суд с исковым заявлением, с учетом уточнений от <дата>, в котором просит возложить на ГБУЗ ВО «<адрес> больница» обязанность по надлежащему оформлению медицинских документов о нуждаемости М.С., <дата> рождения, в медицинских изделиях: этиловый спирт, одноразовые инсулиновые шприцы <№>, и средствах диагностики: ланцеты для автопрокалывателя глюкометра <№>, тест-полоски к глюкометру Gmate Life <№> по жизненным показаниям на весь период нуждаемости; возложить на Министерство здравоохранения В. <адрес> обязанность обеспечить М.С. медицинскими изделиями: этиловый спирт, одноразовые инсулиновые шприцы <№>, и средствами диагностики: ланцеты для автопрокалывателя глюкометра <№>, тест-полоски к глюкометру Gmate Life <№> по жизненным показаниям на весь период нуждаемости; взыскать с Министерства здравоохранения В. <адрес>, ГБУЗ ВО «<адрес> больница» в пользу М.С. компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. Решение просит обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Петрова А.О. исковые требования поддержала, указав в обоснование, что по результатам проведенной Ковровской городской прокуратурой проверки установлено, что М.С. <данные изъяты> М.С. по медицинским показаниям необходимы этиловый спирт, одноразовые инсулиновые шприцы <№>, ланцеты для автопрокалывателя глюкометра <№>, тест-полоски к глюкометру Gmate Life <№>. Вместе с тем установлено, что пациент не обеспечен указанными изделиями и средствами диагностики. Таким образом, объем предоставленной истцу социальной помощи не обеспечил в полном объеме потребности пациента и ограничил право последней на качественную медицинскую помощь, что повлияло на доступность и качество медицинской помощи, что недопустимо и влечет нарушение конституционного права М.С. на охрану здоровья. Необеспечением медицинскими изделиями и средствами диагностики М.С. причинены нравственные страдания, которые она оценивает в 10000 руб.

Истец М.С. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что как лицо, страдающее сахарным диабетом должна быть обеспечена всеми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и средствами диагностики бесплатно за счет бюджетных средств. Однако в течение года не получает этиловый спирт, одноразовые инсулиновые шприцы, ланцеты для прокалывается, тест-полоски для глюкометра. Перед первым судебным заседанием по делу ей был выдан новый глюкометр Gmate Lifе, в комплекте к которому прилагались тест-полоски 25 штук и ланцеты в количестве 10 штук. Однако тест-полосок хватит на применение до <дата>. В выписке рецептов на этиловый спирт, шприцы и ланцеты в ГБУЗ ВО «<адрес> больница» отказывают, так как данные медицинские изделия не входят в перечень жизненоважных лекарственных препаратов. На 1 месяц ей необходимо 100 штук шприцов, 100 штук ланцетов, 100 штук полосок к глюкометру, т.к. уровень сахара необходимо измерять по 3-4 раза в день. В связи с непредоставлением положенных ей медицинских изделий и средств диагностики, вынуждена приобретать их самостоятельно. В связи с непредоставлением указанных медицинских изделий и средств диагностики ей причинены нравственные страдания, выражающиеся в беспокойстве за свое здоровье, невозможностью надлежащим образом контролировать уровень сахара в крови, необходимостью самостоятельного приобретения указанных медицинских изделий и средств диагностики и в связи с их стоимостью необходимостью экономить.

Представители ответчика ГБУЗ ВО «<адрес> больница» в судебное заседание не явились, и.о. главного врача медицинского учреждения ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителей ответчика. Ранее в судебном заседании представители ответчика Ермилов Д.В., Андреева О.А. с исковыми требованиями не согласились, указав, что в Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению В. <адрес> помощи на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов, утвержденной постановлением администрации В. <адрес> <№> от <дата> утвержден перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно, а также перечень не жизненно необходмых и важнейших препаратов, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно, а также перечень не жизненно необходимых и важнейших медицинских изделий, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно. Такие медицинские изделия как одноразовые инсулиновые шприцы и ланцеты для автопрокалывателя глюкометра в перечень, утвержденный указанной программой не входят, в связи с чем обязанность по выписке бесплатных лекарственных препаратов за счет средств регионального бюджета на данные медицинские изделия отсутствует. Поскольку данные медицинские изделия не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированный в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 61-ФЗ «Об обращении и лекарственных средств», отсутствует обязанность по их выписке и за счет средств федерального бюджета. В целях обеспечения пациентки этиловым спиртом и тест-полосками к глюкометру Контур плюс <№>, которым до <дата> пользовалась истец, медицинское учреждение <дата> направило в адрес Департамента здравоохранения В. <адрес> дополнительную потребность о нуждаемости М.С. в этиловом спирте, ланцетах для автопрокалывателя глюкометра и тест полосок к нему. Со стороны Департамента здравоохранения В. <адрес> была предоставлена информация, согласно которой медицинскому учреждению было разъяснено, что протокол ВК <№> от <дата> будет направлен в Центр закупок для организации закупки этилового спирта. Также было разъяснено, что мера социальной поддержки в форме обеспечения льготополучателей ланцетами не предусмотрена, поскольку данное медицинское изделие не входит в перечень ЖНВЛП. Таким образом, меры по обеспечению пациентки этиловым спиртом и тест-полоскам к глюкометру медицинским учреждением принимались. В соответствии с заключением врача эндокринолога от <дата> М.С. были рекомендованы следующие лекарственные препараты и медицинские изделия: инсулиновый гларгин, ИКД, ланцеты для ручек-прокалывателей <№>, иглы для инсулиновых шприц-ручек, тест-полоски к глюкометру Джимейт лайф <№>, глюкометр Джимейт лайф <№>. Указанный глюкометр и тест-полоски к нему в количестве 25 штук, ланцеты 10 штук выданы М.С. <дата>. В медицинском учреждении на учете состоят 1168 лиц, страдающих сахарным диабетом, 5 из которых дети. Этиловый спирт врачом-эндокринологом не рекомендован, в связи с чем, требования по его обеспечению на сегодняшний день не актуальны.

Представитель ответчика – Министерства здравоохранения В. <адрес> (до <дата> – Департамент здравоохранения В. <адрес> в судебное заседание не явился, направил в адрес суда отзыв, в котором указал, что М.С. является инвали<адрес> группы и с <дата> региональным льготополучателем как гражданин, страдающий сахарным диабетом, имеет право на получение льготных лекарственных препаратов за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе и за счет средств бюджета В. <адрес>. Министерством закуплены медицинские изделия «тест-полоски Gmate Lifе» <№> за счет средств регионального бюджета, остаток на конец 2023 года составляет 1025 упаковок, в аптечной сети <адрес> на данный момент имеется 110 упаковок для обеспечения граждан в соответствии с централизованной заявкой ГБУЗ ВО «<адрес> больница». Кроме того ГБУЗ ВО «<адрес> больница» выдало глюкометр Gmate Lifе, в комплектацию которого входят тест-полоски в количесвте 25 штук, футляр, «ланцеты» в количестве 10 штук, устройство для прокалывания пальца (скарификатор), литиевая батарея, инструкция. В соответствии с реестром рецептов М.С. последний раз получала льготные лекарственные препараты <дата>, более за получением рецептурного бланка на льготное лекарственное обеспечение не обращалась. Социальная услуга, входящая в набор социальных услуг - обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения ограничена перечнем лекарственных препаратов, указанных в стандарте медицинской помощи. Заключения врача, подтверждающее назначение М.С. медицинского изделия «ланцет» в исковом заявлении отсутствует. Следовательно, требования не должны учитываться при рассмотрении спора по существу. В настоящее время М.С. за получением рецептов на медицинские изделия этиловый спирт, одноразовые инсулиновые шприцы <№>, ланцеты для прокалывания, тест-полоски к глюкометру Gmate Life <№> в медицинское учреждение не обращалась. Согласно приказу Минздрава В. <адрес> <№>-н от <дата> на руководителей медицинских организаций В. <адрес> возложена обязанность обеспечить организацию обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов с учетом стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственных препаратов; на ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения В. <адрес>» возложена обязанность по проведению анализа выписанных и отпущенных рецептов в разрезе пациентов и медицинских организаций с целью недопущения отсроченного обслуживания рецептов пациентов и перераспределению медицинской продукции, имеющейся на складе, в аптечных организациях согласно установленному порядку перераспределения, в том числе с целью недопущения отсроченного обслуживания рецептов пациентов. Таким образом, ГКУЗ ВО «Центр закупок» и ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>», зная о потребности М.С. в лекарственном препарате, не исполнили возложенные на них обязанности. Каких-либо препятствий в получении М.С. медицинских изделий на льготной основе, не имеется. В исковом заявлении не представлено доказательств причинно-следственной связи физических и нравственных страданий М.С. с действиями/бездействиями Министерства.

Представитель третьего лица ООО «Медилон-Фармимэкс» ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, решение оставил на усмотрение суда.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, суд принимает во внимание их извещение о месте и времени судебного разбирательства, полагает извещение своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд. Кроме того, участники процесса извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от <дата> N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела на интернет-сайте Ковровского городского суда.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В силу части 2 статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Пункт 4 части 2 статьи 73 Закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

    Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ и от 29.11.2010 № 326-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Указанной Программой установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III названной программы указано, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы, в том числе при заболеваниях эндокринной системы, крови и кроветворных органов.

Аналогичные права граждан, страдающих заболеваниями эндокринной системы, крови и кроветворных органов установлены в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от <дата> N 2497.

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению В. <адрес> медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлениями администрации В. <адрес> от <дата> N 951, гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно в том числе при заболеваниях эндокринной системы, крови и кроветворных органов.

    Аналогичные права граждан были предусмотрены и в ранее действующей Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению В. <адрес> медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением администрации В. <адрес> от <дата> N 894.

Постановлением Г. В. <адрес> от <дата> <№> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении" утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета.

Согласно п.1.2 Положения меры социальной поддержки предоставляются в виде обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи бесплатно гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 890); гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 715).

Диабет является заболеванием, при амбулаторном лечении которого любые лекарственные средства (не только необходимые для лечения непосредственно диабета), а также, в частности, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики (в том числе тест-полоски для определения сахара в крови, ланцеты) отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ N 890).

Кроме того, сахарный диабет входит в перечень социально значимых заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 715.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ).

Департамент здравоохранения В. <адрес> является органом исполнительной власти В. <адрес>, уполномоченным на осуществление действий по организации предоставления мер социальной поддержки (1.4).

В силу п.3.6 Положения граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки, обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, для выписки рецептов на получение необходимых лекарственных препаратов или изделий медицинского назначения.

При обращении гражданина в медицинскую организацию врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, включенные в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении граждан в аптечные организации (3.7).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.

Постановлением Г. В. <адрес> от <дата> <№> утверждено Положение о Департаменте здравоохранения В. <адрес>, согласно которому к полномочиям Департамента здравоохранения относятся, в т.ч. реализация полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от <дата> N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с Указом Г. В. <адрес> от <дата> N 165 "Об органах исполнительной власти В. <адрес>" с <дата> Департамент здравоохранения В. <адрес> переименован в Министерство здравоохранения В. <адрес>.

Указом Г. В. <адрес> от <дата> N 242 (ред. от <дата>) утверждено Положение о Министерстве здравоохранения В. <адрес>, в соответствии с которым Министерство является правопреемником Департамента здравоохранения В. <адрес>. К полномочиям Министерства относится, в т.ч. организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством В. <адрес>, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от <дата>, граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия. При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и оформляет рецепт. Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в соответствии с действующим законодательством аптечными организациями, в конкретном случае аптечным структурным подразделением ООО "Медилон-Фармимэкс".

С <дата> вступил в силу Приказ Минздрава России от <дата> N 1093н, которым утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (Приложение 1), согласно которым отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли (п. 11 Правил N 1093н).

Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам, страдающим болезнями органов дыхания, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

    Организация такого обеспечения на территории В. <адрес> относится к компетенции Министерства здравоохранения В. <адрес>, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих определенными заболеваниями.

Как следует из материалов дела и установлено судом, М.С. состоит на учете в ГБУЗ ВО «<адрес> больница» с диагнозом <данные изъяты>

Согласно заключению врача эндокринолога ГБУЗ ВО «<адрес> больница» от <дата> М.С. рекомендован самоконтроль гликемии натощак и через 2 часа после еды, инсулин гларгин (Ринглар, Туджео в шприц-ручках), ИКД, этиловый спирт, одноразовые инсулиновые шприцы <№>, ланцеты для автопрокалывателя глюкометра <№>, тест-полоски к глюкометру Контур plus one <№> уп.

Протоколом ВК от <дата> <№> принято решение о направлении информации о потребности М.С. в следующих средствах: МНН Этанол –Этиловый спирт раствор для наружного применения, 70%-100 мл флакон - потребность 6 флаконов до конца 2022 года, шприцы инсулиновые одноразовые <№> упаковок до конца 2022 года, ланцеты для автопрокалывателя глюкометра (система для измерения уровня глюкозы в крови) Контур Плюс Уан <№> упаковок до конца 2022 года, тест-полоски для системы измерения уровня глюкозы в крови Контур Плюс Уан <№> потребность 16 упаковок до конца 2022 года.

Данный протокол ВК и дополнительная потребность М.С. в указанных медицинских изделиях получена департаментом здравоохранения В. <адрес> <дата>.

Департамент здравоохранения В. <адрес> <дата>, рассмотрев протокол ВК от <дата> <№>, направил протокол ВК в центр закупок для организации закупки этилового спирта 70% -6 флаконов 100 мл.

Одновременно указал, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от <дата> <№>-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», постановлением администрации В. <адрес> от <дата> <№> "О программе государственных гарантий бесплатного оказания населению В. <адрес> медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" не предусмотрена мера социальной поддержки в форме обеспечения льготополучателей ланцетами. Главному врачу ГБУЗ ВО «<адрес> больница» даны указания по осуществлению контроля и перераспределению лекарственных препаратов –шприц инсулиновый с ГБУЗ ВО Городская больница <№> <адрес>» в количестве 11 упаковок, тест-полосок «Контур плюс <№>» с ГБУЗ ВО «Кольчугинская ЦРБ» в количестве 15 упаковок.

Вместе с тем, использование по назначению такого медицинского изделия, как глюкометр, невозможно без расходных материалов к нему, а именно без ланцетов, являющихся составной частью системы контроля уровня глюкозы в крови и требующих периодической замены. Вместе с тем, если гражданину по решению врачей по жизненным показаниям бесплатно выдана данная система контроля уровня глюкозы в крови, то обеспечение его расходными материалами к ней, без которых функционирование этой системы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Как следует из амбулаторной карты М.С. и информации, предоставленной ГБУЗ ВО «<адрес> больница» рецептов на этиловый спирт, ланцетов для автопрокалывателя глюкометра <№>, пациенту не выписывалось, несмотря на назначение врача.

Рецепты на тест-полоски к глюкометру Контур plus one <№> уп. выписывались только <дата> <№>, <дата> <№>, <дата> <№>, а <дата>, <дата>, <дата>, <дата> выданы рецепты на тест полоски OneTouch Select Plus <№>, не подходящие к применению с глюкометром Контур plus one. Глюкометр к тест-полоскам OneTouch Select Plus у М.С. отсутствовал, медицинским учреждением пациент не обеспечивался.

Рецепт на одноразовые инсулиновые шприцы <№> выписывался только <дата>.

Из информации, предоставленной ООО «Медилон Фармимэкс» указанные медицинские изделия и средства диагностики М.С. с <дата> по <дата> получались в следующем количестве: тест-полоски к глюкометру Контур plus one <№> по рецепту от <дата> получены <дата> в количестве 1 упаковки, по рецепту от <дата>- получены <дата> в количестве 1 упаковки <№>, шприцы инсулиновые одноразовые по рецепту от <дата> получены <дата> в количестве 11 упаковок.

В заявке от <дата> ГБУЗ ВО «<адрес> больница» на 2023 год указано на необходимость закупки тест-полосок к глюкометру Контур plus one <№> в количестве 50 упаковок.

    На этиловый спирт, одноразовые инсулиновые шприцы <№>, ланцеты для автопрокалывателя глюкометра <№>, централизованная заявка, либо индивидуальная потребность М.С.на 2023 год не подавалась.

В 2023 году назначенных медицинских изделий и средств диагностики М.С. не получала, рецепты на них медицинским учреждением не выписывались.

<дата> М.С. ГБУЗ ВО «<адрес> больница» выдана система контроля уровня глюкозы в крови Джимейт Лайф, в комплект к которому входили 10 ланцетов, 25 тест-полосок.

С учетом необходимости в ежедневном 3-4 контроле уровня сахара в крови, выданными тест-полосками М.С. обеспечена по <дата>. Со слов М.С. на дату рассмотрения (<дата>) выданных тест-полосок хватит ей еще на 2 изменения уровня сахарав течение дня.

Из представленной ГБУЗ ВО «<адрес> больница» информации, в настоящее время на остатке имеются тест-полоски Gmate Life <№> в количестве 114 упаковок, в отзыве Минздрава В. <адрес> указано на остаток в 110 упаковок.

Однако доказательств того, какое количество пациентов ГБУЗ ВО «<адрес> больница» нуждаются в обеспечении данным средством диагностики из 1168 человек, состоящих на учете, ответчиками не представлено, что лишает суд возможности определить возможность обеспечения М.С. указанными тест-полосками после <дата>.

Довод ГБУЗ ВО «<адрес> больница» об отсутствии необходимости в обеспечении М.С. в этиловом спирте, согласно рекомендаций врача от <дата>, является необоснованным. Отсутствие указания врачом при каждом приеме пациента на наличие у нее права на получение этилового спирта для проведения ежедневного контроля уровня сахара крови, ежедневных инсулиновых инъекций, не влечет оснований для отказа истцу в удовлетворении требований в части обеспечения указанным медицинским изделием, которое она вправе получать бесплатно на основании Постановления Правительства РФ N 890.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что согласно действующему правовому регулированию М.С. имеет безусловное право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями: этиловым спиртом, одноразовыми инсулиновыми шприцами <№>, и средствами диагностики: ланцетами для автопрокалывателя глюкометра <№>, тест-полосками к глюкометру Gmate Life <№> по жизненным показаниям, однако возможность реализации такого права истцу в полном объеме предоставлена не была.

С учетом указанных обстоятельств, суд полагает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить, возложить на ГБУЗ ВО «<адрес> больница» обязанность по надлежащему оформлению медицинских документов о нуждаемости М.С., <дата> рождения, в медицинских изделиях: этиловый спирт, одноразовые инсулиновые шприцы <№>, и средствах диагностики: ланцеты для автопрокалывателя глюкометра <№>, тест-полоски к глюкометру Gmate Life <№> по жизненным показаниям на весь период нуждаемости; возложить на Министерство здравоохранения В. <адрес> обязанность обеспечить М.С. медицинскими изделиями: этиловый спирт, одноразовые инсулиновые шприцы <№>, и средствами диагностики: ланцеты для автопрокалывателя глюкометра <№>, тест-полоски к глюкометру Gmate Life <№> по жизненным показаниям на весь период нуждаемости.

Разрешая требования о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.

В пунктах 25-28 указанного постановления разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.

Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.

При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага.

Согласно частям 1, 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Из пояснений истца, следует, что несвоевременное обеспечение медицинскими изделиями и средствами диагностики повлияло на состояние ее здоровья, она переживала, что не имеет возможности надлежащим образом контролировать уровень сахара крови, приобретенные самостоятельно средства диагностики и медицинские изделия вынуждена была экономить с учетом цен на них, в связи с чем ей причинен моральный вред.

Учитывая тяжесть причиненных М.С. нравственных страданий, ее индивидуальные особенности, суд считает необходимым взыскать в ее пользу с ГБУЗ ВО «<адрес> больница» компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, поскольку первопричиной необеспечения М.С. медицинскими изделиями и средствами диагностики явилось неисполнение медицинским учреждением обязанности по надлежащему оформлению рецептов, заявок об обеспечении ими истца в Министерство здравоохранения В. <адрес>, что лишило истца возможности их получения в аптечной сети.

В удовлетворении требований Ковровского городского прокурора о взыскании с Министерства здравоохранения В. <адрес> компенсации морального вреда в пользу М.С. суд считает необходимым отказать, поскольку доказательств нарушения прав истца по обеспечению назначенными медицинскими изделиями и средствами диагностики Министерством здравоохранения В. <адрес> прокурором не представлено.

Согласно ч.1 ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

    Принимая во внимание, что М.С. надлежащим образом не обеспечивается ответчиками медицинскими изделиями и средствами диагностики, замедление исполнения решения в части возложения на ответчиков обязанности по организации обеспечения истца указанными средствами может привести к негативным последствиям для ее здоровья, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ «<░░░░░> ░░░░░░░░», <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <№>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <№>, ░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ Gmate Life <№> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. <░░░░░>, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <№>, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <№>, ░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ Gmate Life <№> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ «<░░░░░> ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <№>, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <№>, ░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ Gmate Life <№> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                        ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>

2-3593/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Зудова Маргарита Сергеевна
Ковровский городской прокурор
Ответчики
ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница"
Министерство здравоохранения Владимирской области
Другие
ООО "Медилон-Фармимэкс"
Суд
Ковровский городской суд Владимирской области
Судья
Рябинина Мария Вадимовна
Дело на сайте суда
kovrovsky.wld.sudrf.ru
20.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2023Передача материалов судье
22.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2023Судебное заседание
13.12.2023Судебное заседание
14.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее