Судья Ионова О.Н. № 2-2083/2020
Докладчик Ганченкова В.А. Дело № 33-420/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Лесновой И.С.,
судей Ганченковой В.А., Скипальской Л.И.,
при секретаре Мирской Н.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 марта 2021 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Кавторина Д.В. к администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности поставить на такой учёт по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Кавторин Д.В. обратился в суд с иском к администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности поставить на такой учёт.
В обоснование исковых требований указал, что он, его супруга Кавторина Н.Ю. и трое детей К.А.Д.1, К.А.Д.2, К.А.Д.3 проживают в жилом помещении, общей площадью 62,1 кв.м по адресу: <адрес>.
Указанная квартира приобретена в собственность в декабре 2016 года.
26 августа 2020 г. он обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии его семьи на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на что получил отказ. В качестве оснований для отказа указано, что: не представлены документы, которые подтверждают право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истёк предусмотренный статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.
Считает данный отказ незаконным, поскольку администрацией городского округа Саранск необоснованно учтена жилая площадь матери супруги по адресу: <адрес>, где на протяжении 6 месяцев (с 12 мая 2017 г. по 21 октября 2017 г.) были зарегистрированы его супруга и сын Алексей. Указанное жилое помещение членам семьи истца не принадлежит, прав пользования им они не имеют. Кроме того, право на постановку на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семья истца приобрела лишь после рождения дочери, так как имеющейся жилой площади квартиры стало недостаточно для всех членов семьи.
В уточнение заявленных требований просил суд признать недействительным и отменить постановление администрации городского округа Саранск от 21 сентября 2020 г. № 1412 в части отказа в постановке его семьи на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; обязать администрацию городского округа Саранск поставить семью Кавторина Д.В., с составом семьи: супруга Кавторина Н.Ю., сын К.А.Д.1, сын К.А.Д.2, дочь К.А.Д.3, на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, с момента подачи заявления, то есть с 26 августа 2020 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 декабря 2020 г. исковые требования Кавторина Д.В. удовлетворены.
С администрации городского округа Саранск в пользу Кавторина Д.В. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины взыскано 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Кистенев К.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что с учётом регистрации супруги истца и сына К.А.Д.2 в жилом помещении, принадлежащем матери супруги истца, суммарно семья Кавториных обеспечена общей площадью жилого помещения более учётной нормы – 16,68 кв.м на одного члена семьи. Отмечает, что на момент регистрации Кавториной Н.Ю. в жилом помещении, принадлежащем её матери (как член семьи собственника), её семья уже имела в собственности своё жилое помещение с 13 декабря 2016 г., однако они с сыном снялись с регистрационного учёта из жилого помещения, принадлежащего матери только 21 октября 2017 г.
Считает, что после регистрации в жилом помещении по адресу: <адрес> семья истцов стала обеспечена общей площадью жилого помещения менее учётной нормы. Следовательно, отказом Кавториной Н.Ю. от принадлежащего ей на праве пользования жилой площади ухудшены жилищные условия семьи. Кроме того «перерегистрация» имела место быть в пределах одного муниципального образования, соответственно необходимости в ней не было.
Кроме того указано, что <дата> Кавторину Д.В. исполнилось 36 лет, его семья утратила статус «Молодая семья» и не может состоять на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по данной категории.
В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа Саранск Антонова А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, Кавторин Д.В., Кавторина Н.Ю. относительно них возразили.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, <дата> между Кавториным Д.В. и Кавториной (до брака Мавриной) Н.Ю. заключён брак (л.д. 105). Они имеют детей К.А.Д.1, <дата> года рождения, К.А.Д.2, <дата> года рождения, К.А.Д.3, <дата> года рождения (л.д. 106, 107, 108).
Семья Кавториных зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 62,1 кв.м: Кавторина Н.Ю., К.А.Д.2, К.А.Д.1 с 21 октября 2017 г., Кавторин Д.В. с 17 января 2018 г., К.А.Д.3 с 27 апреля 2020 г. (л.д. 66, 67, 68, 69, 70, 111).
Указанное жилое помещение на праве общей долевой собственности принадлежит Кавториной Н.Ю. (184/200 доли) и детям К.А.Д.1 и К.А.Д.2 (по 16/400 доли). Право собственности зарегистрировано 13 декабря 2016 г. (л.д. 53, 56-57, 58-59, 60-61, 71-73, 74-85).
С 22 мая 2015 г. до 18 января 2018 г. Кавторин Д.В., с 22 мая 2015 г. до 12 мая 2017 г. Кавторина Н.Ю. и К.А.Д.2, с 22 мая 2015 г. до 21 октября 2017 г. К.А.Д.1 были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Собственником данного жилого помещения является Кавторина Н.Ю. (л.д.53-54, 86-89, 92-98).
Заключением межведомственной комиссии от 28 сентября 2012 г. № 23 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания (л.д. 90).
С 12 мая 2017 г. по 21 октября 2017 г. Кавторина Н.Ю. и К.А.Д.2 были зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 64,1 кв.м, принадлежащем матери Кавториной Н.Ю. – М.Л.М. как члену ЖСК (л.д. 62, 133-134).
Наряду с указанными лицами в данной квартире зарегистрированы по месту жительства М.Л.М. и М.Ю.А.
Кроме того Кавторина Н.Ю. была зарегистрирована по данному адресу в период с 17 марта 1985 г. до 12 сентября 2012 г., а К.А.Д.2 с 15 октября 2010 г. до 12 сентября 2012 г. К.А.Д.1 был зарегистрирован в данной квартире в период с 30 июля 2008 г. до 12 сентября 2012 г. (л.д. 112).
Стороной истца в материалы дела представлены договора на оказание услуг связи, на оказание платных стоматологических услуг, квитанции, сертификат о профилактических прививках, паспорт здоровья работника, конверт, датированные 2009-2016 годами, из содержания которых следует, что в указанный период времени Кавторин Д.В. и Кавторина Н.Ю. с детьми проживали по адресу: <адрес> (л.д. 135-150).
Иных жилых помещений на праве собственности и в пользовании члены семьи истца не имеют (л.д. 52, 55).
Постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 31 октября 2012 г. № 1802 Кавторина Н.Ю., принята на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, с составом семьи 4 человека. Постановлением от 13 ноября 2012 г. № 1920 семья Кавториных была включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. На основании личного заявления постановлением от 29 апреля 2020 г. № 233 семья Кавториных снята с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 115).
26 августа 2020 г. в 18 часов 15 минут Кавторин Д.В. обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии его семьи, состоящей из пяти человек на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения по категориям граждан, которые в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами или указами Президента Российской Федерации имеют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях «молодая семья» и граждан которые в соответствии с законодательством Республики Мордовия имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья «многодетная семья» (л.д. 18-19, 50).
Постановлением администрации городского округа Саранск от 21 сентября 2020 г. № 1412 Кавторину Д.В. с составом семьи из пяти человек отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения на основании пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истёк предусмотренный статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок (л.д. 8-12, 47-49).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнений в достоверности не вызывают.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности постановления администрации городского округа Саранск от 21 сентября 2020 г. № 1412, указав, что Кавторин Д.В. и члены его семьи не обеспечены жилым помещением сверх установленной учётной нормы, а действия Кавториной Н.Ю. по снятию с регистрационного учёта по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в котором она была зарегистрирована как член семьи собственника (родителя) не являются намеренным ухудшением жилищных условий, так как с 2009 года она фактически с родителями не проживала и перестала быть членом их семьи, а её регистрация в указанной квартире до 2017 года носила формальный характер и на момент её регистрации по адресу: <адрес> их семья не становилась нуждающейся в улучшении жилищных условий, а стала таковой после рождения третьего ребёнка 20 апреля 2020 г.
С учётом права пользования Кавториными площадью жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> суд определил, что на долю каждого члена семьи истца приходится по 12,42 кв.м (62,1:5), что менее установленной учётной нормы.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с данными выводами суда, находит их законными, обоснованными и постановленными в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу частей 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 г. № 162 установлено, что учётная норма площади жилого помещения составляет 12,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане Российской Федерации, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту постоянного жительства на территории муниципального образования Республики Мордовия, признанные уполномоченным органом местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях, а именно:
1) малоимущие граждане, признанные таковыми в порядке, установленном настоящим Законом;
2) категории граждан, которые в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами или указами Президента Российской Федерации имеют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) категории граждан, которые в соответствии с законодательством Республики Мордовия имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истёк предусмотренный статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.
Согласно части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учёт.
Перечень документов, необходимых для принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен статьёй 8 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия».
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 указанной статьи с заявлениями о принятии на учёт представляются, помимо прочего документы, содержащие сведения о месте проживания за последние 5 лет, на всех членов семьи (копия поквартирной карты или выписка из домовой (поквартирной) книги с архивными данными), за исключением граждан, являющихся гражданами Российской Федерации менее пяти лет.
Аналогичное положение закреплено и в пункте 20 Административного регламента администрации городского округа Саранск предоставления муниципальной услуги по принятию на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждённого постановлением администрации городского округа Саранск от 19 апреля 2016 г. № 1505.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу приведённых положений ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях допустимы лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия по ухудшению жилищных условий с целью признания их уполномоченными органами нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующим обеспечением жилым помещением. Отказ в постановке на учёт до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителем таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют об очевидном намерении приобрести право состоять на учёте.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих её нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьёй 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Из представленных материалов дела со стороны семьи истца не усматривается умышленных действий, совершённых с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Изменение жилищных условий семьи Кавториных произошло лишь вследствие изменения количества членов их семьи, а не ввиду совершения ими каких-либо умышленных и недобросовестных действий, которые способствовали возникновению у них права состоять на учёте.
Действия Кавториной Н.Ю. по снятию 21 октября 2017 г. с регистрационного учёта из жилого помещения по адресу: <адрес> совместно с сыном К.А.Д.2 и их последующая регистрация в жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащем их семье на праве собственности, очевидно совершены не с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как на момент совершения указанных действий семья Кавториных исходя из количества детей в составе семьи не нуждалась в улучшении жилищных условий.
Так, в семье Кавториных на октябрь 2017 года имелось только два ребёнка и на состав семьи из четырёх человек молодая семья была обеспечена площадью жилого помещения свыше учётной нормы (62,1 кв.м:4=15,53 кв.м). Соответственно, вопреки доводам апелляционной жалобы, изменение места регистрации Кавториной Н.Ю. и К.А.Д.2 не повлекло возникновение нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий и не может подпадать по действие статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Семья Кавториных стала нуждаться в улучшении жилищных условий только после рождения третьего ребёнка К.А.Д.3, <дата> года рождения.
Исходя из времени совершения названных действий и времени рождения третьего ребёнка сама по себе смена регистрации не предшествовала обращению Кавториных с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и кроме того рождению третьего ребёнка.
В этой связи доводы апеллянта, что, несмотря на наличие в собственности семьи с 13 декабря 2016 г. жилого помещения, Кавторина Н.Ю. с сыном продолжала быть зарегистрированной в жилом помещении, принадлежащем её матери до 21 октября 2017 г. подлежат отклонению, как не опровергающие правильных выводов суда.
Более того в ходе рассмотрения дела установлено, что регистрация Кавториной Н.Ю. в жилом помещении по адресу: <адрес> в период до 12 сентября 2012 г. и с 12 мая 2017 г. по 21 октября 2017 г. носила явно формальных характер, связанный с объективными обстоятельствами жизни (необходимость оформления второго ребёнка в одну школу с первым ребёнком). С 2009 года Кавторина Н.Ю. с родителями фактически не проживает.
На момент подачи заявления о принятии семьи на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Кавторина Н.Ю. по смыслу положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не являлась членом семьи своих родителей, поскольку с 2007 года состояла в зарегистрированном браке с истцом.
В связи с чем регистрация Кавториной Н.Ю., Кавторина Д.В. и их сыновей К.А.Д.1 и К.А.Д.2 в принадлежащем им жилом помещении по адресу: <адрес> направлена на реализацию права на совместное проживание одной семьёй.
То, что «перерегистрация» имела место быть в пределах одного муниципального образования, правового значения в настоящем споре не имеет.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы, что на момент рассмотрения заявления Кавторина Д.В. о постановке семьи на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, не истёк пятилетний срок, предусмотренный статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению.
С учётом общей площади жилого помещения, находящегося в пользовании семьи истца, обеспеченность жилыми помещениями данной семьи на день рассмотрения дела судом определена верно и составляет 12,42 кв.м на каждого, исходя из расчёта: 62,1 кв.м (площадь жилого помещения по адресу: <адрес>) : 5, что менее учётной нормы.
Доводы апелляционной жалобы, что <дата> Кавторину Д.В. исполнилось 36 лет, в связи с чем его семья утратила статус «Молодая семья» и не может состоять на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по данной категории, не опровергает правильных выводов суда о незаконности постановления от 21 сентября 2020 г. № 1412 и наличии оснований для постановки семьи истца на учёт с даты подачи заявления, то есть с 26 августа 2020 г.
Как указано выше истец обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии его семьи на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения по двум основаниям: как «молодая семья» и как «многодетная семья».
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.
На момент обращения с заявлением Кавторин Д.В. имел право состоять на учёт по двум основаниям, решением суда на ответчика возложена обязанность поставить семью истца на учёт с даты подачи заявления, то есть с 26 августа 2020 г., следовательно при утрате истцом в последующем права состоять на учёте по тому или иному основанию ответчик может принять соответствующее решение.
С учётом того обстоятельства, что на дату обращения Кавторина Д.В. к ответчику с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях жилищная обеспеченность каждого члена его семьи составляла менее учётной нормы для проживающих в отдельной квартире, семья Кавториных в составе пяти человек подлежала принятию на учёт нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
При таких обстоятельствах постановление администрации городского округа Саранск от 21 сентября 2020 г. № 1412 в части отказа Кавторину Д.В. в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, в составе семьи из пяти человек правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
По мнению судебной коллегии, постанавливая решение, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, достаточно полно проверил доводы и возражения сторон, исследовал представленные ими доказательства, которым дал надлежащую правовую оценку в их совокупности и применив материальный закон, подлежащий применению, и не допустив нарушений норм процессуального права, принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. - без удовлетворения.
Председательствующий И.С. Леснова
Судьи В.А. Ганченкова
Л.И. Скипальская
Мотивированное апелляционное определение составлено 03 марта 2021 г.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия В.А. Ганченкова