Решение по делу № 33-2334/2024 от 09.04.2024

            Дело № 33-2334/2024

          (номер дела, присвоенный в суде первой инстанции №2-7197/2023

        УИД 72RS0025-01-2023-005940-24)

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        г. Тюмень                         06 мая 2024 года

        Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

        председательствующего судьи:         Чесноковой А.В.,
        судей:        при секретаре:         Малининой Л.Б., Шараповой Н.Ф.,        Матвеевой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени на решение Центрального районного суда города Тюмени от 05 декабря 2023 года, которым постановлено:

    «Иск Поповой Ю.В. к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о признании незаконным отказа в выдаче справки, понуждении выдать справку, удовлетворить частично.

    Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени выдать Поповой Ю.В. справку о соответствии приобретаемого жилого помещения требованиям благоустроенности.

    В остальной части иска отказать».

            Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Малининой Л.Б., судебная коллегия

            у с т а н о в и л а:

Попова Ю.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о признании незаконным отказа в выдаче справки о соответствии приобретаемого жилого помещения, понуждении выдать справку о соответствии приобретаемого жилого помещения.

Исковые требования мотивированы тем, что в рамках реализации государственной программы по обеспечению жильем молодых семей Поповой Ю.В. с составом семьи 5 человек получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № <.......> на сумму 1 521 324 рублей.

На основании договора купли-продажи от 14.02.2021 г. заключенного между ФИО5 (продавец) и Поповой Ю.В., последней приобретен жилой <.......> стоимостью 1 440 000 рублей: 216 000 рублей за счет собственных средств и 1 224 000 рублей с использованием заемных средств, предоставленных ПАО СБЕРБАНК в размере 2 610 000 рублей по ипотечному кредиту от 24.02.2021г. Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано 26.02.2021.

Попова Ю.В. обратилась в Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени для получения справки о соответствии приобретенного жилого помещения для его оплаты за счет выделенной социальной помощи, в чем было отказано по причине того, что заемные средства были взяты в том числе на оплату строительства неотделимых улучшений дома, что программой не предусмотрено, средства социальной выплаты должны быть направлены только на погашение основной суммы долга и процентов по жилищному кредиту, иначе будет иметь место нецелевое использование социальной выплаты, сумма социальной выплаты превышает стоимость жилого дома.

Истец Попова Ю.В. в суд первой инстанции не явилась при надлежащем извещении, её представитель Блиадзе Д.С. в судебном заседании суда первой инстанции поддержал доводы иска.

Представитель ответчика Краснова Е.А. в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований.

Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым ответчик Департамент имущественных отношений администрации города Тюмени в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что отказ в выдаче справки истцу был обусловлен по трем причинам, в частности: несоответствия приобретаемого жилого помещения уровню благоустроенности; нецелевое использование средств социальной выплаты; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных Постановлением Администрации города Тюмени от 04.06.2012 № 77-пк. При этом, суд первой инстанции дал оценку только одному основанию отказа - о несоответствии приобретаемого жилого помещения уровню благоустроенности и пришел к ошибочному выводу о соответствии жилого помещения требованиям благоустроенности, несмотря на то, что в техническом заключении ООО «ПИИ «ГАЛС» отсутствуют сведения о наличии / отсутствии вентиляции.

Полагает, что судом не были исследованы обстоятельства о нецелевом использовании молодой семьей социальной выплаты, в связи с чем не применены к данным правоотношениям нормы изложенные в Постановлении Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и Постановлении Правительства Тюменской области от 23.03.2011 N 78-п «Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства». Также указывает, что истцом не была представлена справка о физическом износе жилого помещения, что в соответствии с подпунктом «г» п. 2.14 Регламента является основанием для отказа в выдаче справки.

Обращает внимание, что в настоящий момент на основании приказа Департамента от 22.09.2023 № <.......> семья истца исключена из списка молодых семей -участников мероприятия ведомственной целевой программы в 2023 году, поскольку в установленные сроки, т.е. до 10.09.2023 года свидетельство не было реализовано, следовательно, основания для выдачи справки отсутствуют.

На апелляционную жалобу поступил отзыв третьего лица Главного управления строительства Тюменской области, в котором просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

На апелляционную жалобу поступили возражения истца, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу, без удовлетворения.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tom.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).

        Представитель ответчика Краснова Е.А. в судебном заседании в суде апелляционной инстанции жалобу поддержала.

        Представитель истца Пономарева Т.В. в судебном заседании в суде апелляционной инстанции просила оставить решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.

        Иные лица участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились при надлежащем извещении, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали в связи с чем, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

        Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия полагает следующее.

        Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Поповой Ю.В. с составом семьи 5 человек (ФИО9, ФИО10, ФИО10, ФИО11) получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № <.......> сроком действия до 10.09.2023г. на сумму 1 521 324 рублей (л.д. 12).

24.02.2021 Поповой Ю.В. по договору купли-продажи, заключенному с ФИО5, приобретен с использованием кредитных средств ПАО Сбербанк жилой дом, расположенный по адресу: <.......>, общей площадью 121,6 кв.м. стоимостью 1 440 000 рублей и земельный участок по этому же адресу стоимостью 163 000 рублей за счет собственных средств. (л.д. 13-14)

Денежные средства в размере 2 610 000 рублей на покупку указанного жилого дома и на оплату неотделимых улучшений к нему были предоставлены по кредитному по договору за <.......> от 24.02.2021 г. заключенному истцом со Сбербанком. (л.д. 15-21).

Право собственности на жилой дом и земельный участок зарегистрировано Поповой Ю.В. 26.02.2021 (л.д. 23-24).

Уведомлением Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 26.04.2023 года в выдаче справки о соответствии приобретаемого жилого помещения требованиям благоустроенности, отказано – ввиду того, что часть заемных средств направлена на оплату неотделимых улучшений жилого дома, тогда как средства социальной выплаты должны быть направлены на погашение основной суммы долга и процентов по жилищному кредиту, иначе будет иметь место нецелевое использование социальной выплаты. Кроме того, приобретенное жилое помещение не соответствует требованиям благоустроенности, а именно – отсутствует вентиляция. Также указано, что не представлена справка о физическом износе жилого помещения (л.д. 25-28, 47).

По сведениям ППК «РОСКАДАСТР» от 15.06.2023 года процент износа вышеуказанного дома составляет 0 %, дата износа 23.03.2023 (л.д. 37).

В ходе рассмотрения дела истцом в материалы дела представлен акт обследования жилого помещения (индивидуального жилого дома) от 17.07.2023, из которого следует, что вентиляция в жилом доме имеется (л.д. 38).

Из технического заключения ООО «ПИИ «ГАЛС» от 23.10.2023г. следует, что жилой дом <.......> находится в работоспособном состоянии, пригодном для дальнейшей безопасной эксплуатации, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу их жизни и здоровью, что также согласуется с актом обследования от 17.07.2023г (63-72).

Разрешая спор и удовлетворяя требование о возложении обязанности на Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени о выдаче истцу справки о соответствии приобретаемого жилого помещения требованиям благоустроенности, суд первой инстанции оценив доказательства в их совокупности, исходил из того, что жилое помещение - жилой дом <.......> соответствует требованиям благоустроенности.

При этом, суд первой инстанции принимая во внимании, что на момент обращения с заявлением о выдаче справки о соответствии приобретаемого жилого помещения требованиям благоустроенности, заключение ООО «ПИИ «ГАЛС» от 23.10.2023г истцом ответчику представлено не было, отказал в удовлетворении требований о признании незаконным отказа ответчика в выдаче справки.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по в виду следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории Тюменской области, предоставляется в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 и Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 78-п.

В соответствии с условиями указанной подпрограммы, государственная поддержка молодым семьям - участницам подпрограмм в улучшении жилищных условий оказывается путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

В соответствии подпунктом «е» пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, социальная выплата используются для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

В соответствии с пунктом 12 Правил в случае использования социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил, размер социальной выплаты устанавливается в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование жилищным кредитом, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Как следует из пункта 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей основного мероприятия, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы.

В соответствии с пунктом 33 Правил основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 настоящих Правил.

Таким образом, поскольку целью предоставления молодым семьям - участницам Подпрограммы социальных выплат является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, предоставленным на приобретение конкретного жилого помещения и предоставление такой выплаты по иным кредитам (займам) и на иные цели не предусмотрено.

Порядком предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 78-п, установлено, что приобретаемое жилое помещение (в том числе являющееся объектом долевого строительства), создаваемый объект индивидуального жилищного строительства в том числе должно отвечать требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (износ приобретаемого по договорам купли-продажи жилого помещения не должен превышать 25 процентов на дату последнего обследования), быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается жилое помещение или строится жилой дом для постоянного проживания (в случае приобретения жилого помещения в строящемся многоквартирном доме посредством участия в долевом строительстве или многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после 1 марта 2008 года, такое жилое помещение признается соответствующим требованиям, предусмотренным настоящим абзацем);

Жилое помещение (строящийся жилой дом) должно отвечать требованиям благоустроенности, определенным пунктом 12 раздела II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.

Для реализации выданного свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства необходимо предоставить справку о соответствии приобретаемого жилого помещения требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, степени благоустроенности применительно к населенному пункту, также устанавливается процент износа, цена приобретаемого по договору купли-продажи жилого помещения.

Несоответствие жилого помещения требованиям благоустроенности, определенным пунктом 12 раздела 2 Положения № 47, является основанием для отказа в выдаче справки о соответствии согласно подпункту «е» пункта 2.14 Административного регламента предоставление муниципальной услуги по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства по предоставлению молодым семьям социальной выплаты, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 04.06.2012 г. № 77-пк. Отказ в выдаче справки о соответствии может быть обжалован судебном порядке.

Как следует из материалов дела семье Поповой Ю.В. с составом 5 человек было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства со сроком действия до 10.09.2023 г. на сумму 1 521 324 руб.

11.04.2023 г. истец обратилась с заявлением в Департамент с заявлением о выдаче справки соответствия приобретенного жилого помещения предоставив необходимые документы, в чем было отказано по следующим основаниям: жилой дом не соответствует требованиям благоустроенности (отсутствует вентиляция); жилой дом стоимостью 1 224 000 руб. был приобретен на кредитные средства предоставленные СБ по кредитному договору, а размер социальной выплаты составляет 1 521 324 руб., остальные средства получены молодой семьей на оплату иных неотделимых улучшений, что не соответствует условиям указанного мероприятия и дом не может быть оплачен посредством средств социальной выплаты; не предоставление справки о физическом износе жилого помещения. Представление не в полном объеме документов, предусмотренных приложением 8 к Регламенту, в соответствии с подпунктом «г» п. 2.14 Регламента, явилось основанием для отказа в выдаче справки о соответствии и для вынесения приказа 22.09.2023 № 3772 об исключении молодой семьи из списка участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

На момент обращения Поповых в Департамент с заявлением о выдаче справки соответствия приобретенного жилого помещения требованиям программ они предоставили необходимые документы о том, что приобретенный дом является жилым и право на него зарегистрировано в реестре.

Установив информацию о соответствии жилого дома требованиям благоустроенности, суд первой инстанции верно пришел к выводу о нарушении ответчиком реализации права молодой семьи на получение субсидии.

Отказ в выдаче справки по тем основаниям, что условия ипотечного кредитного договора не соответствуют условиям мероприятия, так как стоимость приобретенного жилого дома меньше размера социальной выплаты, а часть средств получена молодой семьей на оплату иных неотделимых улучшений, является неправомерным, и основан на формальном исполнении Правил предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования. Поскольку установлено, что семьей истца было получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, на момент обращения к ответчику истцом были предоставлены документы, подтверждающие факт приобретения жилого помещения за счет кредитных денежных средств и заемные обязательства не исполнены, то в рассматриваемом случае имеются все основания для погашения ипотечного жилищного кредита в размере стоимости жилого дома 1 224 000 руб. и процентов. Данное обстоятельство будет соответствовать целям достижения социальной выплаты, а также опровергает ошибочные доводы апелляционной жалобы ответчика о нецелевом использовании выплаты. Суждения, приведенные в жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства, не содержат доводов способных повлечь отмену решения суда. Судебная коллегия полагает, что при изложенных обстоятельствах исключение молодой семьи истца из списка участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату явилось преждевременным и необоснованным.

Ссылка судом первой инстанции при разрешении спора на Постановления Конституционного суда Российской Федерации и не приведении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, не привела к неверному рассмотрению спора по существу, в связи с чем по правилам части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены решения суда.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                                определила:

    решение Центрального районного суда города Тюмени от 05 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени, без удовлетворения.

            Председательствующий:

    Судьи коллегии:

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 13.05.2024 г

33-2334/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Попова Юлия Вячеславовна
Ответчики
ДИО Администрации г.Тюмени
Другие
ПАО Сбербанк
ГУС ТО
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Малинина Любовь Борисовна
Дело на сайте суда
oblsud.tum.sudrf.ru
09.04.2024Передача дела судье
06.05.2024Судебное заседание
14.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2024Передано в экспедицию
06.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее