Дело № 2- 220/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2019 года город Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Дешпита В.С.,
при секретаре Тарасянц А.Р.,
с участием
истца Сидорова И.В.,
представителя ответчика
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю Комарова А.В.,
представителя третьего лица
ГУ-УПФ России по Ставропольскому краю Лихомановой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда гражданское дело № по иску Сидорова ФИО10 к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю о возложении обязанности по восстановлению стажа работы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В иске и судебном заседании Сидоров И.В., в обоснование заявленных требований суду сообщил, что он отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю (далее ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был трудоустроен и заработал трудовой стаж 2 года 11 месяцев 4 дня. Однако, согласно справке, выданной ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю, фактически отработано 1 год 6 месяцев 14 дней. Не согласившись с этим, Сидоров И.В. обратился в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю с просьбой ознакомить его с ведомостями о заработной плате, но ему было отказано.
По указанным основаниям истец Сидоров И.В. в иске и судебном заседании, уточнив заявленные требования, просит суд обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю восстановить заработанный им стаж, включить период его работы в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю 2 года 11 месяцев 4 дня в трудовой стаж, взыскать компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю возражал против удовлетворения исковых требований Сидорова И.В., считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Сидоров И.В. был трудоустроен в швейном цеху в должности швея со сдельной оплатой труда. ДД.ММ.ГГГГ Сидоров И.В. был переведен на должность рабочего столовой. ДД.ММ.ГГГГ Сидоров И.В. был уволен в связи с освобождением из мест лишения свободы.
Согласно п. 2 ст. 104 УИК, с учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени.
Согласно п. 1.3 Инструкции «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж» (утвержденной указанием Министерством социальной защиты населения РФ от 02 ноября 1992 года) в общий трудовой стаж включается фактически проработанное время при выполнении трудовых заданий и добросовестном отношении к труду. При систематическом уклонении и отказе (два и более раз в течение месяца) осужденного от выполнения трудовых заданий и/либо его отсутствии на рабочем месте в течение 3 часов подряд в смену соответствующий период времени (месяц или день) не включается в общий трудовой стаж.
Согласно п. 3.1 Инструкции сведения о фактически проработанном осужденным в течение календарного месяца времени (сумма рабочих часов переводится в число рабочих дней), уровне выполнения им норм (заданий) и средней заработной плате отражаются по мере обработки его личной карточки с заполнением карты учета (Приложение N 2). Внесение сведений в карту учета производится работником, ответственным за ведение общей картотеки по учреждению, и заверяется его подписью.
В соответствии с трудовой карточкой осужденного, где был учтен трудовой стаж, Сидорову И.В. была выдана справка для учета пенсии, которая отражает фактически отработанное время (сумма рабочих часов переведенное в число рабочих дней).
В соответствии с п. 1308 Приказа ФСИН России от 21 июля 20144 года №373 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, органов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, с указанием сроков хранения» срок хранения личных дел осужденных освобожденных из мест лишения свободы либо мест содержания под стражей составляет 10 лет, в связи с истечением срока хранения личное дело Сидорова И.В. представить не представляется возможным.
В судебном заседании представитель третьего лица ГУ-УПФ РФ по Георгиевскому району (межрайонное) Лихоманова Е.П. возражала в отношении заявленных Сидоровым И.В. требований, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и представленные письменные доказательства, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности и в их совокупности, суд находит заявленные Сидоровым И.В. исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Основным правовым актом, регулирующим вопросы привлечения к труду осужденных, является Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
Согласно ст.103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
В силу ст. 104 УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.
Из смысла ст. 11 ТК РФ следует, что согласно действующей в РФ правовой системе, нормы ТК в отношении осужденных применяются в случаях, прямо предусмотренных специальными нормативными правовыми актами или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными правовыми актами. В данном случае вопросы приема на работу и увольнения осужденных регулируются уголовно-исполнительным законодательством (ст.103 УИК РФ).
Согласно ст. ст. 103, 104 и 105 Уголовно-исправительного кодекса РФ законодательство о труде распространяется на осужденных лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.
Согласно ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Уголовно-исправительного кодекса РФ время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж.
Данная норма соответствует норме ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, действовавшего до 01 июля 1997 года, в соответствии с которой впервые с 01 сентября 1992 года время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало учитываться в стаж.
Указанием Минсоцзащиты РФ от 02 ноября 1992 года № 1-94-У утверждена Инструкция «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж», которая действует по настоящее время.
В соответствии с Инструкцией время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий (п. 1.1 Инструкции), учет проработанного осужденным в местах лишения свободы времени возлагается на администрацию места отбывания наказания и производится по итогам календарного года (п. 1.2 Инструкции), в общий трудовой стаж включается фактически проработанное время при выполнении трудовых заданий и добросовестном отношении к труду (п. 1.3 Инструкции), общий трудовой стаж устанавливается по документам, выданным администрацией учреждения (п. 1.4 Инструкции).
Сведения о фактически проработанном осужденным в течение календарного месяца времени (сумма рабочих часов переводится в число рабочих дней), уровне выполнения им норм (заданий) и средней заработной плате отражаются по мере обработки его личной карточки с заполнением карты учета (п. 3.1 Инструкции).
Как усматривается из материалов гражданского дела, в период отбывания наказания, назначенного приговором суда, Сидоров И.В. ДД.ММ.ГГГГ был трудоустроен в швейном цеху в должности швея со сдельной оплатой труда. ДД.ММ.ГГГГ Сидоров И.В. был переведен на должность рабочего столовой. ДД.ММ.ГГГГ Сидоров И.В. был уволен в связи с освобождением из мест лишения свободы.
В соответствии с трудовой карточкой осужденного, в которой был учтен трудовой стаж, Сидорову И.В. была выдана справка для учета пенсии, которая отражает фактически отработанное время (сумма рабочих часов переведенное в число рабочих дней).
С учетом фактически отработанного времени трудовой стаж Сидорова И.В. составил 1 год 6 месяцев 14 дней.
Доводы истца Сидорова И.В. о том, что его стаж составляет 2 года 11 месяцев 4 дня, признан суд считает необоснованными, поскольку на каких-либо доказательствах истцом не представлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что трудовой стаж Сидорова И.В. рассчитан в соответствии с действующим законодательством, исходя из фактически отработанного им времени в спорном периоде, поэтому правовых оснований для удовлетворения исковых требований о перерасчете трудового стажа не имеется.
Требование Сидорова И.В. о компенсации морального вреда является производным и удовлетворению также не подлежит. Кроме того, Сидоровым И.В. какими противоправными действиями ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю причинило ему вред.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 98, 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░ 11 ░░░░░░░ 4 ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░