Дело № 2а-6127/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2019 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре Сериковой М.С.,
с участием административного истца Усачева С.В., представителя административного истца Коцурова О.И.,
представителя административного ответчика Степановой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Усачева Сергея Владимировича к Пограничному управлению ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным решения жилищной комиссии пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области об определении нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем установления нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в размере 90 кв.м. (без учета площади жилого помещения, реализованного членами семьи административного истца),
УСТАНОВИЛ:
Усачев С.В. обратился в суд с указанным административным иском к Пограничному управлению ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. В обоснование иска указал, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту. Приказом командира воинской части 9783 от ДД.ММ.ГГГГ № уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации по состоянию здоровья. ДД.ММ.ГГГГ супруга Административного истца ФИО15. и сын ФИО14 участвовали в приватизации жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение реализовано. ДД.ММ.ГГГГ Административный истец и члены его семьи (супруга Усачёва ФИО2, сын ФИО17, сын ФИО18, дочь ФИО20) решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области поставлены как подлежащие обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии было принято решение об определении нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, с учётом долей в жилом помещении, ранее полученном членами семьи Административного истца (супругой ФИО21. и сыном ФИО22.) из расчёта 18 кв.м.*5 = 90 кв. м., 90 кв.м - 31,34 кв.м (доли супруги ФИО23В. и сына ФИО24. в жилом помещении, ранее полученном от государства)= 58,66 кв.м.
С указанным решением не согласен, поскольку полагает, что административный ответчик необоснованно применяет положения ЖК РСФСР, действовавшего до 05 марта 2005 года. Вывод о том, что члены семьи Усачева С.В - ФИО2 и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ранее были обеспечены жилым помещением от государства, является необоснованным. Административный ответчик необоснованно расширяет понятие «Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба)» до понятия «государство», в связи с чем полагает необоснованными доводы административного ответчика о наличии у военнослужащего обязанности сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение.
Ни Административный истец, ни члены его семьи ранее не обеспечивались жильем органом исполнительной власти, в котором проходил службу административный истец. Жильё, ранее получено членами семьи военнослужащего в ходе приватизации, было передано им представителями администрации г. Вяземский Хабаровского края, т.е. ранее жилое помещение относилось к категории муниципального имущества, а не было предоставлено «за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов».
ФИО2 и ФИО3 не являются военнослужащими и ранее военную службу не проходили, требования подпункта «д» пункта 10 Правил учета военнослужащих, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, на них не распространяется.
Административный ответчик при определении нормы предоставления жилого помещения и субсидии необоснованно уменьшил общую норму предоставления на 31,34 кв.м., применяя положения части 7 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и не учитывая положения части 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, поскольку с момента отчуждения жилого помещения членами семьи военнослужащего прошло белее пяти лет.
Просит признать незаконным решение жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области об определении нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденное протоколом № заседания жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ; обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем установления нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в размере 90 кв.м. (без учёта площади жилого помещения, реализованного членами семьи Административного истца).
В судебном заседании административный истец Усачев С.В., его представитель Коцуров О.И. заявленные требования поддержали, ссылаясь на доводы указанные в иске.
Представитель административного ответчика Степанова Л.В. в судебном заседании с требованиями иска не согласилась, поддержав доводы, указанные в письменном отзыве на исковое заявление, приобщённом к материалам дела.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что Усачев С.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части 9783. Уволен в августе 2016 г. в запас Вооруженных сил Российской Федерации по состоянию здоровья. На момент увольнения с военной службы общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет более десяти лет, что сторонами не оспаривалось.
На основании решения жилищной комиссии оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ старшина в отставке Усачев С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и члены его семьи: супруга ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (всего 5 человек) приняты на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в г. Хабаровске Хабаровского края с ДД.ММ.ГГГГ, на основании п. 1, ч. 1, ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
На заседании жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен рапорт административного истца от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении его и членов его семьи жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, который удовлетворён решением жилищной комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ Жилищной комиссией Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО на заседании принято решение об определении старшине в отставке Усачеву С.В. и членам его семьи нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с учетом долей в жилом помещении, ранее полученном его членами семьи: супругой ФИО2 и ФИО3 от государства в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, из расчета: 18 кв.м* 5=90 кв.м.; 90 кв.м.-31,34 кв.м. (доли ФИО2 и ФИО3 в жилом помещении, ране полученном от государства)=58,66 кв.м., то есть норма предоставления.
На основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ Усачеву С.В. перечислена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения в размере 6 042 757,25 руб.
Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определяет Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.
Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N 76 утверждены Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемых военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее Правила).
В силу п. 3 Правил норматив общей площади жилого помещения устанавливается в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
Согласно п. 4 Правил норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается:
на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", соответствующие военнослужащие в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности, из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации, реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья. При этом совершение военнослужащим действий по отчуждению такого жилья не влечет аннулирование необходимости его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем.
Такое истолкование материального закона корреспондируется с подпунктом "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 N 1054, согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции определило, что отчуждение ранее полученного от государства жилья не порождает право военнослужащего претендовать на повторное обеспечение жильем за счет государства.
Данная правовая позиция нашла отражение в Кассационном определении Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 11.08.2016 N 204-КГ6-1 и отвечает единству судебной практики по данному вопросу, в частности, в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2014 г. N 2655-О и 20 апреля 2017 г. N 890-О.
Указанные условия, как неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий в рамках специальной системы обеспечения государством жильем определенной категории граждан.
Материалами дела установлено, что членам семьи военнослужащего, супругой ФИО2 и сыном ФИО3 в порядке приватизации в ДД.ММ.ГГГГ были приобретены доли в праве на жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью объекта 47 кв.м., которые в последующем были отчуждены в ДД.ММ.ГГГГ
Основания нуждаемости указанных членов семьи военнослужащего возникли по воле и в результате действий самих указанных граждан, повлекших ухудшение жилищных условий, что Правительством РФ отнесено к обстоятельствам, исключающим повторное обеспечение таких граждан бесплатным жилым помещением.
С учетом изложенного доводы административного истца об истечении пятилетнего срока с момента отчуждения доли в жилом помещении жилого помещении правового значения в данном случае не имеют.
Ссылки административного истца на то, что члены семьи военнослужащего сами не являлись военнослужащими, в связи с чем на них не может быть распространено действие подпункта "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 N 1054, судом во внимание не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании закона.
Жилищное обеспечение военнослужащих ввиду особого правового статуса, что вытекает из смысла ч. 1 ст. 37 и ст. 59 Конституции Российской Федерации, осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Таким специальным законом является Федеральный закон "О статусе военнослужащих", согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, указано в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Право на жилищное обеспечение у членов семьи военнослужащего возникает на основании специального законодательства и осуществляется по специальным правилам, что подразумевает идентичный порядок установления нуждаемости, как для военнослужащего, так и для членов его семьи.
Доводы административного истца о том, что членами семьи военнослужащего приобретено жилое помещение, которое ранее относилось к категории муниципального имущества, а также о том, что члены семьи военнослужащего от ведомства, в котором проходил службу административный истец жилым помещением не обеспечивались, также не являются основанием для удовлетворения исковых требований.
Факт бесплатного получения в собственность жилого помещения от государства указанными лицами на основании Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлен материалами дела.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что принятое жилищной комиссией Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области отвечает требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов административного истца, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Усачева Сергея Владимировича к Пограничному управлению ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области об определении нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения и строительства жилого помещения, возложении устранить допущенные нарушения путем установления нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в размере 90 кв.м. (без учета площади жилого помещения, реализованного членами семьи административного истца) отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 02.08.2019 в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Н.А. Чижова