Дело № 2а-1131/13-2020 г.
46RS0030-01-2019-013475-50
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2020 года г.Курск
Ленинского районного суда г.Курска в составе:
председательствующего-судьи: Авериновой А.Д.,
при секретаре: Коршунове А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП по Курской области Щукиной К.С., УФССП России по Курской области об оспаривании действий и постановления, освобождении от исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области обратился в суд с вышеназванным административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП по Курской области Щукиной К.С., УФССП России по Курской области. При этом указав, что вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г.Курска от ДД.ММ.ГГГГ на них возложена обязанность предоставить Ломакиной О.С. благоустроенное жилое помещение на территории г.Курска и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения. На основании указанного решения был выдан исполнительный лист. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Курской области было возбуждено исполнительное производство. Определением Промышленного районного суда г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. В установленный для добровольного исполнения срок, решение ими не исполнено в виду обстоятельств непреодолимой силы и по объективными причинами, поскольку требуется проведение процедуры закупки. Считают, что их вина в невыполнении в 5-дневный срок требований исполнительного документа отсутствует, в связи с чем, просят признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя, отменить постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ и освободить комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области от взыскания исполнительского сбора.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца уточнил заявленные требования в части и просил признать незаконным действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора, отменить постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ и освободить комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель административного истца комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области по доверенности Скрипченков А.И. заявленные требований поддержал по изложенным в административном иске основаниям и просил их удовлетворить. Указал, что срок для исполнения решения суда предоставлен не был, что свидетельствует о нарушении положений Конституционного Суда РФ. Вины комитета в неисполнении требований исполнительного документа нет. Исполнить решение суда ранее ДД.ММ.ГГГГ не имелось возможности.
В судебном заседании административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Щукина К.С.. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа нарушен должником.
Представитель административного ответчика УФССП по Курской области в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела им заявлено не было.
В судебном заседании заинтересованное лицо Ломакина О.С. и ее представитель по ордеру Гостева И.С. просили в удовлетворении требований отказать, т.к. не предоставлено доказательств наличия объективно непреодолимых обстоятельств неисполнения решения суда в установленный срок. При этом Ломакина О.С. указала, что административный истец намеренно затягивал исполнение решения суда, поскольку ею неоднократно подавались жалобы по факту неисполнения решения суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 360 КАС РФ определено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».
Согласно статье 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 12, ст. 13 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Частью 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с ч.1 ст. 112 Федерального закона Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в Федеральный бюджет.
Согласно ч. 2 ст. 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 6 статьи 112 этого же Закона установлено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. (часть 7 статьи 112 Закона).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. №50, при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Судом установлено, что на основании исполнительного листа серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Промышленный районным судом г. Курска по вступившему в законную силу решению Промышленного районного суда г.Курска от ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом –исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Курской области ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника- комитета социального обеспечения Курской области, в пользу взыскателя- Ломакиной О.С. предмет исполнения: Обязать комитет социального обеспечения Курской области предоставить Ломакиной О.С. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курска за счет средств, выделяемых из бюджета Курской области с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества Курской области и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения.
Согласно п.2 указанного постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Данное постановление получено комитетом ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное постановление ими обжаловано не было.
В связи с тем, что комитетом социального обеспечения Курской области в течение установленного для добровольного исполнения срока судебный акт от ДД.ММ.ГГГГ не исполнен, ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Щукина К.С. вынесла постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Как следует из предоставленных материалов, административный истец неоднократно обращался в Промышленный районный суд г. Курска с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения.
Определением Промышленного районного суда г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ комитету социального обеспечения Курской области предоставлена отсрочка по исполнению решения Промышленного районного суда г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ
Определение обжаловано не было и вступило в законную силу, что не отрицалось сторонами в судебном заседании.
В силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из определения Промышленного районного суда г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Губернатора Курской области от 18.11.2013 г. №506-пг Комитет социального обеспечения Курской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Курской области по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений. Для реализации этих полномочий и исполнения решения суда жилье должно быть построено организацией, отобранной в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Представление жилья детям-сиротам зависит от объема денежных средств, заложенных в областном бюджете на приобретение жилья на соответствующий год. Законом Курской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 г. и 2020 годов» на 2018 год на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, выделено 485602800,0 рублей. Удовлетворяя требования комитета социального обеспечения Курской области об отсрочке исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходил из того, что должник предпринимает меры по исполнению решения в добровольном порядке, но у него есть объективные причины и независящие от него обстоятельства о невозможности в пятидневный срок исполнить решение суда по исполнительному лист.
Определением Промышленного районного суда г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда отказано.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в пределах утвержденного финансирования на 2019 г. планировалось приобрести 222 квартир в г. Курске. По результатам проведенных открытых аукционов комитетом заключено 5 государственных контрактов на приобретение 9,13,37,48 и 80 жилых помещений на территории г. Курска со сроком предоставления жилых помещений – до ДД.ММ.ГГГГ Однако, в сентябре (аукцион на 6 жилых помещений) и октябре (аукцион на 20,20 и 20 жилых помещений) 2019 г. аукционы признаны несостоявшимися в виду отсутствия поданных заявок. ДД.ММ.ГГГГ проведена жеребьевка жилых помещений между детьми-сиротами по первым госконкрактам (9 и 13 жилых помещений), с которыми были заключены договора найма специализированных жилых помещений. Распоряжением администрации Курской области от ДД.ММ.ГГГГ. № утвержден список детей-сирот – участников государственной программы Курской области «Социальная поддержка граждан в Курской области» на 209 г. во исполнение судебных решений на 80 граждан, в который вошла ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ с ФИО6 заключен договор найма специализированного жилого помещения № и ей предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Таким образом, невыполнение комитетом социального обеспечения Курской области в пятидневный срок требований судебного пристава-исполнителя было обусловлено наличием объективных обстоятельств, находящихся вне контроля административного истца, препятствующих такому исполнению при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от данного органа в целях надлежащего исполнения обязанности по своевременному предоставлению Ломакиной О.С. жилья в рамках исполнительного производства и не зависило от воли должника, а было обусловлено определенным в законодательстве механизмом исполнения возложенной на данный уполномоченный орган обязанности.
Указанные обстоятельства подтверждаются: материалами исполнительного производства, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка включения жилых помещений, приобретенных комитетом социального обеспечения Курской области, в специализированный жилищный фонд Курской области и исключении указанных жилых помещений из данного фонда», приказом комитета социального обеспечения Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ « О формировании списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат однократному обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Курской области по договорам найма специализированных жилых помещений, - получателей жилых помещений по итогам заключенных государственных контрактов на приобретение жилых помещений в 2018 г.», сообщением от ДД.ММ.ГГГГ №, сообщением от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ « О формировании списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат однократному обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Курской области по договорам найма специализированных жилых помещений, - получателей жилых помещений по итогам заключенных государственных контрактов на приобретение жилых помещений в 2019 г.», государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением администрации Курской области от ДД.ММ.ГГГГ №, извещениями о проведении электронного аукциона с протоколами рассмотрения заявок, договором найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.
Кроме того, по смыслу ч.2 ст.37 ФЗ №229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» во взаимосвязи с положениями ст.112 того же Закона, в том случае, когда отсрочка исполнения судебного акта, предоставлена судом должнику после истечения срока на добровольное исполнение, однако обстоятельства, послужившие основанием для ее предоставления, возникли в течение этого срока (до момента установления исполнительского сбора) или ранее, должник должен быть освобожден от уплаты исполнительского сбора.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, требования административного истца об освобождении его от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Курской области Щукиной К.С. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
В тоже время у суда не имеется оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, выразившихся в вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора и отмене указанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку должник в установленный срок не исполнил в добровольном порядке требования исполнительных документов, что не отрицалось комитетом в судебном заседании, в связи с чем, судебный пристав-исполнитель правомерно ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынес постановления о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, заявленные комитетом социального обеспечения, материнства и детства Курской области требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области удовлетворить частично.
Освободить социального обеспечения, материнства и детства Курской области от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Курской области Щукиной К.С. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме
Судья (подпись)
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>