УИД: 66RS0010-01-2023-002390-76
№2-2227/2023
Мотивированное решение изготовлено 17.11.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2023 года г. Нижний Тагил
Тагилстроевский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Морозовой И.В.,
при секретаре Асадуллиной Е.А. с использованием аудиопротоколирования,
при участии истца Атрощенко С.А., представителя ответчиков ФСИН России, ГУ ФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области Осинкиной Е.В., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2227/2023 по иску Атрощенко Сергея Анатольевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Атрощенко С.А. обратился с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации морального вреда. В обоснование указано, что Атрощенко С.А. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области, где он привлекался к труду. 15.11.2020 его вывели на работу в единственный выходной день, чем нарушили его трудовые права. Он был унижен, оскорблен, испытал чувство безысходности.
Атрощенко С.А. просит признать незаконными действия вывод на работу в выходной день 15.11.2020 в период работы с 05.09.2020 по 09.02.2021 пребывания в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области, взыскать компенсацию морального вреда 100 000 руб., восстановить срок для подачи иска.
Уточнение иска с указанием даты «15.11.2020» содержалось в отзыве истца на возражения ответчика от 10.11.2023.
Атрощенко С.А. подал административное исковое заявление, которое было принято судом, определением от 12.09.2023 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, дело перераспределено.
Истец настаивал на удовлетворении иска, пояснил, что привлекался к труду в промышленной зоне ИК-13, где были нарушения условий труда, привлечение к труду в выходные дни. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещена за исключением случаев, предусмотренных законодательством, должна оплачиваться в двойном размере. Данные нарушения нашли свое отражение в ответе прокуратуры на сайте прокуратуры Российской Федерации прокуратуры Чувашской республики, где дан ответ 10.02.2020. Пояснил, что его вывели на работу, после обеда от отказался возвращаться. 4 часа он находился на рабочем месте. Он не просит оплатить этот рабочий день, а просит признать незаконность вывода на работу. Относительно пропуска срока обращения в суд пояснил, что не считает срок пропущенным, т.к. иск нематериальный, в основания для восстановления срока в случае пропуска просит учесть что отбывал наказание в виде лишения свободы, о незаконности вывода на работу узнал после обращения в государственную инспекцию труда.
Представитель ответчиков ФСИН России, ГУ ФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области Осинкина Е.В. возражала против удовлетворения иска, поддержала письменные возражения. По делу 2а-1423/2023 установлено, что истец находился на рабочем месте и покинул рабочее место, вывод на работу был признан законным. Заявила о пропуске срока для обращения в суд. Оснований для восстановления пропущенного срока истцом не предоставлено. 15.11.2020 производственная необходимость для вывода оформлялась рапортом, но который был утрачен в силу большого срока и поэтому у ответчика нет полноты документов. Корректирующий табель учета был составлен на 4 часа, так как истец выходил на работу, но фактически к трудовой деятельности не приступал, поэтому указанные часы оплачены не были. Если бы истец отработал день, ему бы был оплачен день в двойном размере, но так как он фактически не приступил к своим обязанностям и потом самовольно покинул рабочее место, данный день не был оплачен
Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.
Как предусмотрено ч.1 ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
В соответствии с пп. "c" п. 2 ст. 2 Конвенции МОТ N 29, ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от 04.06.1956, относительно принудительного или обязательного труда привлечение осужденных к общественно полезному труду не может расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом, который, назначая наказание в виде лишения свободы, предопределяет привлечение трудоспособных осужденных к общественно полезному труду как одному из средств воспитания и исправления.
Таким образом, правоотношения, возникающие в связи с осуществлением трудовой деятельности осужденными в местах отбытия наказания в виде лишения свободы, - это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.
Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), к которым относится и общественно полезный труд (ч. 2 ст. 9 того же Кодекса), не имеющий основной целью получение трудового дохода (заработка) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2010 N 805-О-О).
Данная формулировка соответствует нормам, содержащимся в Трудовом кодексе Российской Федерации. Так, в ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что действие трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, не распространяется на военнослужащих, членов совета директоров; лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, а также других лиц, если это установлено федеральным законом. В данном случае к числу указанных федеральных законов относится, в том числе, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на осужденных к лишению свободы законодательство Российской Федерации о труде распространяется только в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности производственной санитарии, оплаты труда.
В соответствии со ст. ст. 91, 92 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Как предусмотрено ст. 111 Трудового кодекса Российской Федерации всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье.
Согласно ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях: 1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; 2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества.
Судом установлено, что Атрощенко С.А. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-13 в период с 04.09.2020 по 30.09.2022 и в этом период с 05.09.2020 по 09.02.2021 был трудоустроен в исправительном учреждении по различным профессиям: 21.10.2020-17.11.2020 – вязальщик трикотажных изделий, 18.11.2020-09.02.2021 – уборщик территорий. Из объяснений ответчика, истцу установлена пятидневная рабочая неделя с выходными днями суббота-воскресенье.
Истец указывает, что 15.11.2020, в выходной день, его вывели на работу без его согласия, лишив права на отдых.
С 09.11.2020 по 15.11.2020 по производственному календарю рабочие дни с 09.11.2020 по 13.11.2020 (с понедельника по пятницу), 15.11.2020 – воскресенье.
Согласно табеля учета рабочего времени за ноябрь 2020 года у Атрощенко С.А. были рабочие дни – с 09.11.2020 по 13.11.2020 («восьмерки»), выходные дни- 14.11.2020, 15.11.2020 (суббота, воскресенье). Ответчик представил корректирующий график за ноябрь 2020 года по Атрощенко С.А., указав 15.11.2020 как «4» часа трудовой занятости вместо прежнего «В» (выходной день). Таким образом, выводом на работу в воскресенье было допущено превышение нормальной трудовой занятости в неделю с 09.11.2020 по 15.11.2020 – 44 часа вместо нормальных 40 часов, что суд признает нарушением трудовых прав истца.
Ответчик не представил документы, подтверждающие производственную необходимость и согласие истца на работу 15.11.2020 сверх установленной продолжительности рабочего времени в неделю.
Ответчик ссылается на решение суда по делу №2а-1514/2023 от 13.07.2023, имеющее обязательное значение, которым установлен факт законности вывода истца на работу. Атрощенко С.А. обращался в суд с требованиями о признании незаконными действий ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившихся в водворении его в штрафной изолятор в период пребывания в исправительном учреждении по постановлению от 19.11.2020. Установлено, что 19 ноября 2020 года на основании постановления начальника ФКУ ИК-13 Непочатого В.Л. к осужденному Атрощенко С.А. применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 7 суток. Основанием для принятия указанного постановления явилось допущенное осужденным Атрощенко С.А. нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившееся в том, что 15 ноября 2020 года в 12 часов 45 минут он оставил без разрешения администрации исправительного учреждения свое рабочее место в цехе УПШУ участок № 11, где трудоустроен на должность «вязальщик трикотажных изделий», и был обнаружен рядом с дежурной частью ФКУ ИК-13, чем нарушил п. 17 гл. III Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Решением Тагилстроевского районного суда от 13.07.2023 №2-1514/2023 в удовлетворении иска отказано, судом установлено нарушение Атрощенко С.А. порядка отбывания наказания, за что обоснованно применена оспариваемая мера взыскания. Вместе с тем, сама по себе законность включения истца в разнарядку на вывод осужденных на работу в производственно-хозяйственные объекты производственной и жилой зоны на 15 ноября 2020 года, т.е. законность вывода истца на работу не входила в предмет доказывания при рассмотрении указанного административного дела. В связи с этим решение суда 2-1514/2023 от 13.07.2023 не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, как не установившее факт соблюдения трудового законодательства при выводе истца на работу.
Проверяя доводы ответчика о пропуске срока обращения в суд, суд исходит из следующего. Согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Суд принимает во внимание позицию истца, о том, что защита его прав была затруднена содержанием в местах лишения свободы, он освободился 30.09.2022, обращался в различные инстанции для проверки факта предполагаемого нарушения своих прав, в суд (оспаривание помещения в ШИЗО, дело 2а-1514/2023, требование о двойной оплате в выходной день – решение суда от 26.06.2023 по делу №2-1428/2023), в связи с чем срок на обращение в суд подлежит восстановлению.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Как указано в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Действиями ответчика – ФКУ ИК-13 нарушены личные неимущественные права истца на нормальную продолжительность рабочего времени, права на отдых, в связи с чем истец имеет право на компенсацию морального вреда.
Определяя размер компенсации, суд учитывает конкретные обстоятельства, а именно после вывода истца на работу 15.11.2020 истец самовольно покинул рабочее место, был помещен в ШИЗО за нарушение правил содержания, степень вины ответчика – изначально день был табелирован как выходной, затем вывод на работу состоялся, чем нарушено право истца на отдых, суд полагает, что компенсация морального вреда подлежит возмещению в сумме 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным действие Федерального казенного учреждению «Исправительная колония 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области», выразившееся в выводе на работу в выходной день 15.11.2020 Атрощенко Сергея Анатольевича без письменного согласия.
Взыскать с Федерального казенного учреждению «Исправительная колония 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области» (ИНН 6669012431) в пользу Атрощенко Сергея Анатольевича (...) компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Тагилстроевский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области.
Судья Морозова И.В.