Решение по делу № 33-5294/2024 от 23.05.2024

Судья Сасин В.С.      УИД 38RS0036-01-2023-008469-76

Судья-докладчик Малиновская А.Л. № 33-5294/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июня 2024 года г. Иркутск

    

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Николаевой Т.В.,

судей Сальниковой Н.А., Малиновской А.Л.,

при секретаре Каттерфельд А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-736/2024 по иску ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» о понуждении заключить договор вывоза твердых бытовых отходов пакетным способом, взыскании неустойки за неисполнения решения суда, признании незаключенным договора,

по иску ФИО3 к обществу с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» о понуждении заключить договор вывоза твердых бытовых отходов пакетным способом, взыскании неустойки за неисполнения решения суда, признании незаключенным договора,

по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя общества с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» Колотовкиной Марины Сергеевны,

на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 14 марта 2024 года, с учетом определения суда об исправлении описки от 26 марта 2024 года,

                УСТАНОВИЛА:

В обоснование исковых требований указано, что в жилом доме по адресу: <адрес изъят> фактически проживают его собственники - ФИО3, ФИО2

С Дата изъята года ответчик производит истцу начисление платы за вывоз твердых коммунальных расходов, при том, что вывоз ответчиком твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) не производился по причине отсутствия вблизи дома истца специальных площадок и контейнеров, необходимых для складирования ТКО. Начисление платы за вывоз ТКО при таких обстоятельствах носит незаконный и необоснованный характер, что подтверждается перепиской с государственными органами по контролю за ТКО в г. Иркутске, контрольными службами г. Иркутска выносились предписания ответчику о том, чтобы он произвел перерасчет платы за ТКО, однако ответчик их не исполняет.

Письменных договоров ответчик с ФИО2 не заключает, ФИО2 неоднократно обращалась к ответчику с этим вопросом, последний раз Дата изъята ФИО2 письменно написала заявление и направила его ответчику, в котором просила заключить с ней договор, однако ответа не последовало.

Ответчик неоднократно пытался взыскать с ФИО2 в порядке судебных приказов, заочных решений судов задолженность за вывоз ТКО, однако все судебные акты по заявлению ФИО2 судом отменялись.

В настоящее время вблизи дома ФИО2 не размещены места для сборки ТКО.

У ФИО2 имеется переписка с органами местного самоуправлениями и их подразделениями по вопросу отсутствия мест накопления ТБО для <адрес изъят>, по адресу г. Иркутск, ул. Пискунова. Так согласно ответа службы Государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от Дата изъята (исх. Номер изъят) на заявление ФИО2 от Дата изъята , служба указала, что согласно реестру, место накопления ТБО для <адрес изъят>, по адресу <адрес изъят>, не определено - что является нарушением требований пунктов 3,15.19 Правил
Номер изъят.

Из ответа администрации от Дата изъята Номер изъят следует, что так как <адрес изъят>, по адресу <адрес изъят> установлен вдоль магистральной улицы, установить контейнерную площадку с соблюдением норм СанПин не представляется возможным, в адрес ООО «РТ-НЭО Иркутск» и в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, направлено обращение об оформлении договора на вывоз ТБО и организации пакетного сбора ТКО от индивидуальных жилых домов, расположенных на <адрес изъят>, после чего ни каких действий от ООО «РТ-НЭО Иркутск» не осуществлялось в этой части и до настоящего времени, что нарушает права ФИО2

Ответчик уклоняется от заключения с ФИО2 договора на вывоз ТБО путем организации пакетного сбора ТКО. Из ответа администрации от Дата изъята Номер изъят следует, что только такой договор может обеспечить право на оказание услуг по обращению с ТКО.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО ответчик не заключил, при том, что ФИО2 обращалась за его заключением и выносилось предостережение об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного, уточнив исковые требования в порядке
ст. 39 ГПК РФ, истец просила суд: обязать ООО «РТ-НЭО Иркутск» устранить нарушения прав ФИО2, путем заключения с ФИО2 договора на оказание услуг по обращению с ТКО с пакетным сбором на условиях формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят, с учетом включения в договор следующих существенных условий:

- график вывоза ТКО с попакетным сбором: понедельник, среда, пятница. Время вывоза ТКО с 9:00 до 11:00 часов местного времени, место складирования пакетов с ТКО-на обочине дороги, напротив калитки дома по адресу <адрес изъят> Способ складирования ТКО-пакеты, предоставляемые ООО «РТ-НЭО Иркутск»;

- оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа для населения на услугу регионального оператора на основании Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28.11.2022 № 79-478-спр «Об установлении долгосрочных предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2) в отношении ООО «РТ-НЭО Иркутск» (ИНН 3812065046), с учетом норматива накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска, установленного Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 № 58-28-мпр для индивидуальных жилых домов, из расчета площади жилого помещения.

- в срок до 10 числа каждого месяца ООО «РТ-НЭО Иркутск» передает в безвозмездное пользование ФИО2 пакеты для сбора и вывоза ТКО, рассчитанные по количеству нормативного накопления ТКО из расчета за месяц;

Взыскать с ООО «РТ-НЭО Иркутск» в пользу ФИО2 судебную неустойку за неисполнение решения суда в размере 1 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта начиная со дня, следующего за днем, по истечении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Признать незаключенным договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО «РТ-НЭО Иркутск» и ФИО2 на условиях размещения публичной оферты о заключении типового договора на сайте https://rtneo-irk7ru/ в сети Интернет, и путем опубликования в газете «Областная» от 26.12.2018 №145 (страница 33) с приложением типового договора.

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 14.03.2024, с учетом определения суда об исправлении описки от 26.03.2024, исковые требования ФИО2, ФИО3 удовлетворены частично. Суд постановил признать незаключенным договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО «РТ-НЭО Иркутск» и ФИО2 на условиях размещения публичной оферты о заключении типового договора на сайте https://rtneo-irk/ru/в сети Интернет, и путем опубликования в газете «Областная» от 26.12.2018 №145 (страница 33) с приложением типового договора. Признать незаключенным договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО «РТ-НЭО Иркутск» и ФИО3 на условиях размещения публичной оферты о заключении типового договора на сайте https://rtneo-irk/ru/в сети Интернет, и путем опубликования в газете «Областная» от 26.12.2018 №145 (страница 33) с приложением типового договора. Обязать ООО «РТ-НЭО Иркутск» заключить с ФИО2, ФИО3 отдельные договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с пакетным сбором на условиях формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят, с учетом включения в договор следующих существенных условий:

- график вывоза ТКО с попакетным сбором в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";

- место складирования пакетов с ТКО, напротив калитки дома по адресу: <адрес изъят> Способ складирования ТКО - пакеты, предоставляемые ООО «РТ-НЭО Иркутск»;

- плата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа для населения на услугу регионального оператора на основании Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28.11.2022 № 79-478-спр «Об установлении долгосрочных предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2) в отношении ООО «РТ-НЭО Иркутск» (ИНН 3812065046)», с учетом норматива накопления ТКО на территории г. Иркутска, установленного Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019
№ 58-28-мпр для индивидуальных жилых домов, из расчета площади жилого помещения;

- в срок до 10 числа каждого месяца ООО «РТ-НЭО Иркутск» передает в безвозмездное пользование ФИО3 пакеты для сбора и вывоза ТКО, рассчитанные по количеству нормативного накопления ТКО из расчета за месяц;

- в срок до 10 числа каждого месяца ООО «РТ-НЭО Иркутск» передает в безвозмездное пользование ФИО2 пакеты для сбора и вывоза ТКО, рассчитанные по количеству нормативного накопления ТКО из расчета за месяц;

Взыскать с ООО «РТ-НЭО Иркутск» в пользу ФИО2 судебную неустойку за неисполнение решения суда по настоящему делу в размере 150 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная со дня вступления в законную силу решения суда. Взыскать с ООО «РТ-НЭО Иркутск» в пользу ФИО3 судебную неустойку за неисполнение решения суда по настоящему делу в размере 150 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная со дня вступления в законную силу решения суда.

В удовлетворении требований ФИО2, ФИО3 к ООО «РТ-НЭО Иркутск» в большем размере отказать.

В апелляционной жалобе и дополнений к ней представитель ООО «РТ-НЭО Иркутск» ФИО1 просит решение суда оставить без удовлетворения.

В обоснование приводит доводы о том, что в обязанности регионального оператора не входит обустройство контейнерных площадок и определение мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно решению суда, местом складирования отходов указано – напротив калитки дома по адресу: <адрес изъят>

Вместе с тем, складирование пакетов с мусором у жилых домов на краю проезжей части дороги, а также на прилегающей к жилому дому территории, противоречит нормам действующего законодательства.

Необходимо учитывать, что дороги, а также прилегающие к жилому дому территории, не являются специально оборудованными местами (площадками) для накопления ТКО, так как не соответствуют санитарным требованиям, правилам благоустройства. В связи с чем, размещение гражданами пакетов с ТКО вдоль дорог, на земельном участке рядом с жилой застройкой противоречит нормам законодательства.

Также стоит учесть, что тариф за услугу по обращению с ТКО, установленный приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28.11.2022 № 79-478-спр «Об установлении долгосрочных предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2) в отношении ООО «РТ-НЭО Иркутск» (ИНН 3812065046)» не включает расходы регионального оператора на организацию сбора ТКО пакетным способом.

В связи с чем, у ООО «РТ-НЭО Иркутск» отсутствует возможность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО пакетным сбором.

В дополнениях к апелляционной жалобе указано, что решение суда не соответствует разъяснениям, содержащимся в п. 27 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением ТКО, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, что позволяет сделать следующие выводы, во-первых, региональный оператор осуществляет сбор ТКО от потребителей непосредственно только из мест (источников), данные о которых содержит территориальная схема обращения с отходами. Как установлено судом, и это не опровергают ответчики, такой источник образования отходов как жилой дом по адресу: <адрес изъят>,
<адрес изъят>, с кадастровым номером Номер изъят, действительно не указан в приложении 4.1. к Разделу 4 “Места накопления отходов в Иркутской области”, территориальной схемы обращения с отходами в Иркутской области, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 06.10.2023 года № 66-51/1-мпр «О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 года № 43-мпр».

Во-вторых, место сбора пакетов должен определить орган местного самоуправления. В материалах дела нет доказательств того, что орган местного самоуправления определил место сбора пакетов для источника образования отходов по адресу: <адрес изъят>. Суд необоснованно и незаконно определил это место сам – и в настоящее время, исходя из решения суда, потребитель будет вправе выставить свой пакет с мусором за калитку (разместить напротив калитки), несмотря на то, что такое место сбора не предусмотрено ни одним нормативным актом, а на местности это означает, что такой пакет в течение дня (летом) и трое суток (зимой) будет стоять на тротуаре. Суд своим решением создал несанкционированное место размещения отходов.

При этом, совершенно непонятно, почему суд посчитал необходимым для этого источника образования отходов предусмотреть именно такой способ складирования ТКО, как его складирование в пакеты (пп. «в» п. 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016
№ 1156). Суд при этом ссылается на п. 9 ст. 79 Решения Думы г. Иркутска от 25.12.2008 № 004-20-560950/8 "О правилах благоустройства территории города Иркутска". Необходимость складирования в пакеты обусловлена судом невозможностью создания контейнерной площадки.

Вместе с тем, в действительности, суд не рассмотрел возможность использования данными потребителями существующих контейнерных площадок. Так, на месте ближайшая к данному дому контейнерная площадка сейчас расположена в 45 метрах (по прямой) и в 158 метра (по доступному кратчайшему пешему маршруту) - задняя сторона многоквартирного дома по адресу: <адрес изъят>.

Кроме того, судом без имеющихся на то правовых оснований применены положения п. 1 ст. 308.3 ГК РФ о судебной неустойке. При этом исполнение решения о заключении договора обеспечивается ни тем, что суд установил своим решением неустойку, а тем, что договор уже считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления его в законную силу (абз. 2 п. 3 ст. 426, абз. 1 п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Полагает, что суд разрешил спор о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Транспортирование ТКО региональный оператор в Зоне 2 “Юг" осуществляет не сам, а с помощью перевозчиков, определенных на торгах на основе п. 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят.

ООО “РТ-НЭО Иркутск” 01.02.2024 для в т.ч. Октябрьского округа
г. Иркутска провел такие торги, в результате которых победителем было признано ООО “ИТК". Поскольку суд обязал осуществлять сбор пакетов от калитки дома истца, а по договору ООО “ИТК" должно забирать ТКО от мест погрузки ТКО (п.1.1. договора), к каковым относятся места накопления ТКО (п. 15.17, Приложение 4), данное решение затрагивает права ООО “ИТК” по отношению к ООО “РТ-НЭО Иркутск”.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель третьего лица Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Татуев Е.А., просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав доклад судьи Малиновской А.Л., объяснения представителя ООО «РТ-НЭО» Чебунина А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, объяснения истца ФИО2, третьего лица ФИО3, их представителя Марковой Е.Е., представителя третьего лица Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Татуева Е.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы и дополнений к ней, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы и дополнений, обсудив приведенные в них доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон «Об отходах производства и потребления») отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В силу ч.5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Частями 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона № 89 от 24.06.1998
«Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (часть 1 статьи 24.7 вышеназванного закона).

В силу ч. 2 ст. 24.7 Закона «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

На основании ч. 4 ст. 24.7 Закона «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.

В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Условия публичного договора, которые не соответствуют указанным требованиям, ничтожны и не влекут каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью (ст. 426, 167 ГК РФ).

На основании п. 1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Из требований п. 1 ст. 435 ГК РФ следует, что офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта) (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в силу ст. 426 ГК РФ договор оказания услуги по обращению с ТКО является публичным. Цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Как следует из постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 "(вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (4)).

В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил (п. 8(12)).

Из п. 9 указанных правил следует, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Как следует из п. 13 указанных правил, Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Из взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 24.7 Закона «Об отходах производства и потребления» и п.п. 9, 13 Правил № 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Согласно п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62297), расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи <6> должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

В силу п. 10 ст. 24.6 Закона «Об отходах производства и потребления» региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Согласно п. 3 ст.13.3 Закона «Об отходах производства и потребления» территориальная схема обращения с отходами должна включать в том числе:

- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 Правил № 1130 раздел "Места накопления отходов" территориальной схемы обращения с отходами содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно п. 5 ст. 13.4 Закона «Об отходах производства и потребления», пункту 15 Правил № 1039 реестр мест накопления ТКО включает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о собственниках таких площадок и источниках образования ТКО.

Из приведенных положений следует, что при отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.

Согласно ст. 13.4 Закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1); накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление)
(п. 2); органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 4).

На основании положений п. 9 и 10 Правил обращения от 12.11.2016
№ 1156 закреплено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (п. 11 Правил обращения).

Пункт 2 Правил обращения под бункером понимает мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов (абзац второй), а под контейнером - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов (абзац четвертый); определяет контейнерную площадку как место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров (абзац пятый).

При этом в соответствии с п. 15 Правил обращения потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Из приведенных законоположений следует, что контейнерные площадки предназначены для размещения контейнеров и бункеров, а складирование твердых коммунальных отходов в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, а также в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы), осуществляется без использования соответствующих площадок, как правило, при отсутствии возможности организации накопления ТКО на контейнерной площадке (решение Верховного суда РФ от 19.01.2023 №АКПИ22-1014).

Согласно п. 9 ст. 79 решения Думы г. Иркутска от 25.12.2008
№ 004-20-560950/8 «О Правилах благоустройства территории города Иркутска» при отсутствии возможности создания общих контейнерных площадок накопления ТКО и (или) установки бункеров, накопление ТКО осуществляется в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором в области обращения с ТКО в рамках единого тарифа.

При осуществлении накопления ТКО способами, указанными в абзаце первом настоящей части, региональный оператор в области обращения с ТКО по согласованию с комитетом по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска и лицами, образующими ТКО, определяют адресные места остановки специализированного транспорта для сбора ТКО и время его вывоза.

Согласно ст. 80 вышеуказанных Правил, на территории города Иркутска накопление ТКО осуществляется следующими способами:

- в мусоропроводы и мусороприемные камеры многоквартирных жилых домов (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

- в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерной площадке, на которую осуществляется складирование ТКО, образующихся в одном источнике образования ТКО, с возможностью размещения контейнеров для раздельного накопления ТКО;

- в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерной площадке, на которых осуществляется складирование ТКО, образующихся от нескольких источников образования ТКО, с возможностью размещения контейнеров для раздельного накопления ТКО;

- в контейнеры, в которых складирование ТКО осуществляется одним потребителем, расположенные на территории домовладений индивидуальных жилых домов;

- в индивидуальные контейнеры, расположенные в техническом помещении здания, дебаркадере;

- в пакеты с погрузкой в мусоровоз или иное транспортное средство, используемое региональным оператором в области обращения с ТКО для транспортирования ТКО без организации мест (площадок) накопления ТКО;

- в контейнеры, расположенные в системах подземного накопления ТКО (глубинные мусорные контейнеры).

Согласно п. 15 СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов.

Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).

Исходя из приведенных положений нормативных актов судом установлено, что действующим законодательством предусмотрен такой способ накопления ТКО как в пакеты или другие емкости. При этом складирование таких отходов производится в пакеты, предоставленные региональным оператором с территорий малоэтажной застройки.

В силу ст. 24.7 Закона «Об отходах производства и потребления» региональный оператор обязан заключать договор с каждым собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются в зоне его деятельности, и не вправе отказать собственникам в предоставлении услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, места размещения пакетов и других емкостей для сбора твердых коммунальных отходов следует признать местами накопления твердых коммунальных отходов.

Как следует из п. 25 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016
№ 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются:

а) предмет договора;

б) планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;

в) периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;

г) места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;

д) предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов;

е) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

ж) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

з) права и обязанности сторон по договору;

и) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов;

к) ответственность сторон;

л) цена транспортирования одной единицы (куб. м. и (или) тонны) твердых коммунальных отходов.

Как следует из п. 1 типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641», по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Как следует из п. 6 типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из п. 11 СанПиН 2.1.3684-21, срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления несортированных ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки.

Из положения п.п. 14, 15 СанПиН 2.1.3684-21 следует, что транспортирование ТКО (КГО) с контейнерных площадок должно производиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по сбору и транспортированию ТКО, с использованием транспортных средств, оборудованных системами, устройствами, средствами, исключающими потери отходов. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов.

На территории г. Иркутска приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 № 58-28-мпр, установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области.

Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28.11.2022
№ 79-478-спр установлены долгосрочные предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2) в отношении ООО "РТ-НЭО Иркутск".

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что
ФИО3, ФИО2 являются собственниками жилого дома, кадастровый Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>.

Из доводов возражений ответчика следует, что договор на вывоз ТБО с истцами заключен направлением публичной оферты, путем публикации на официальном сайте (https://rtneo-irk.ru/) соответствующей информации и размещения типового договора. Договоры со всеми потребителями Зоны 2 (Юг) Иркутской области, не направившими заявку в установленный срок, считаются заключенными в соответствии с нормами о публичной оферте с Дата изъята . Из типового договора, размещенного на сайте https://rtneo-irk/ru/ следует, что договором определен единственный способ вывоза ТКО как, складирование твердых коммунальных отходов - в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках (п. 3 договора).

Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Дата изъята (п. 4 договора).

Истец и третье лицо, обращаясь в суд с заявленными требованиями указали, что указанный договор является незаключенным, поскольку нарушает права в части способа вывоза ТКО. Истец и третье лицо не приступали к исполнению договора.

Распоряжением заместителя мэра - председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска от 31.01.2020 № 404-02-37/20 «Об утверждении реестров мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования город Иркутск», последними изменениями, внесенными распоряжением заместителя мэра - председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска от 04.02.2021 № 404-02-49/21 размещенным на официальном сайте Novaia-sistema-po-obrashcheniiu-s-tverdymi-kommunalnymi-othodami утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования город Иркутск.

Согласно Реестру место (площадка) накопления ТКО для <адрес изъят> по адресу: <адрес изъят>, отсутствует.

Из ответа администрации г. Иркутска от Дата изъята , письма Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от Дата изъята , следует, что поскольку жилой <адрес изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят>, установлен вдоль магистральной улицы, установить контейнерную площадку с соблюдением норм СанПиН не представляется возможным.

Аналогичные позиции содержатся в письме Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от Дата изъята , кроме этого указано на незаконное начисление платы за ТКО со стороны ООО «РТ-НЭО Иркутск».

Кроме этого, в материалах дела имеются иные письма администрации
г. Иркутска и Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области аналогичного содержания, в которых указывается на необходимость ООО «РТ-НЭО Иркутск» заключить надлежащим образом договоры вывоза ТКО и организации попакетного сбора ТКО с ФИО12.

Как следует из письма председателя комитета по управлению Октябрьским округом г. Иркутска в адрес ООО «РТ-НЭО Иркутск», председатель просит предоставить ФИО2 договор на вывоз ТКО (оформленный должным образом) на бумажном носителе и организовать попакетный сбор мусора от домов Номер изъят до <адрес изъят>

Разрешая спор суд первой инстанции исходил из того, что реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования г. Иркутск, не содержит сведений о месте накопления ТКО, источником образования которых является жилой <адрес изъят>, возможность ФИО12 складировать ТКО - в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках отсутствует. При отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, при этом услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством. В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.

В ходе рассмотрения дела ответчиком ООО «РТ-НЭО Иркутск» в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено доказательств реального оказания услуг истцу и третьему лицу по вывозу ТКО, а также доказательств того, что истец и третье лицо исполняют договор путем складирования твердых коммунальных отходов - в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе, крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках. Сам по себе факт выставления оплаты истцу и третьему лицу не свидетельствует об исполнении договора обеими сторонами договора.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае нельзя считать заключенным договор между ООО «РТ-НЭО Иркутск» и ФИО2, ФИО3 на условиях размещения публичной оферты о заключении типового договора на сайте https://rtneo-irk/ru/ в сети Интернет, и путем опубликования в газете «Областная» от 26.12.2018 №145 (страница 33) на вывоз ТКО,
поскольку указанный договор содержит в себе способ вывоза мусора только путем складирования на площадках, в связи с чем требования истца, третьего лица о признании незаключенным договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО «РТ-НЭО Иркутск» и ФИО2, ФИО3 на условиях размещения публичной оферты о заключении типового договора на сайте https://rtneo-irk/ru/ в сети
Интернет, и путем опубликования в газете «Областная» от 26.12.2018
№ 145 (страница 33) с приложением типового договора, подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования истца, третьего лица о возложении обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с пакетным сбором на условиях формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, с учетом включения в договор следующих существенных условий: график вывоза ТКО с попакетным
сбором, место складирования пакетов с ТКО, плата услуг по договору, срок передачи пакетов для сбора и вывоза ТКО, суд первой инстанции исходя из приведенных положений нормативных актов установил, что действующим законодательством предусмотрен такой способ накопления ТКО как в пакеты или другие емкости, при этом складирование таких отходов производится в пакеты, предоставленные региональным оператором с территорий малоэтажной застройки, в связи с чем у истца, третьего лица возникло право, а у ответчика возникла обязанность, на заключение отдельных договоров, на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с пакетным сбором на условиях формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Определяя условия, которые должны быть включены в договор между ООО «РТ-НЭ Иркутск» и ФИО12 суд указал, что они должны соответствовать требованиям действующего законодательства, а также не нарушать права и законные интересы иных лиц.

Так, график вывоза твердых коммунальных отходов с попакетным сбором должен быть утвержден в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на усмотрение ООО «РТ-НЭО Иркутск».

В качестве условия о месте складирования и способе складирования ТКО, суд первой инстанции установил следующее условие место складирования пакетов с твердыми коммунальными отходами, напротив калитки дома по адресу: <адрес изъят>
Способ складирования твердых коммунальных отходов - пакеты, предоставляемые ООО «РТ-НЭО Иркутск», поскольку данный способ складирования будет отвечать требованиям безопасности.

Определяя условие о размере оплаты, суд счел возможным включить условие о том, что плата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа для населения на услугу регионального оператора на основании Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28.11.2022
№ 79-478-спр «Об установлении долгосрочных предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2) в отношении ООО «РТ-НЭО Иркутск», с учетом норматива накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска, установленного Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 № 58-28-мпр для индивидуальных жилых домов, из расчета площади жилого помещения.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрена периодичность предоставления региональным оператором по вывозу ТКО пакетов для сбора и вывоза ТКО рассчитанных по количеству нормативного накопления ТКО из расчета за месяц, суд пришел к выводу о возможности включить в договор условие о том, что в срок до 10 числа каждого месяца ООО «РТ-НЭО Иркутск» передает в безвозмездное пользование пакеты для сбора и вывоза ТКО, рассчитанные по количеству нормативного накопления ТКО из расчета за месяц.

Иные условия, которые не являются предметом рассматриваемого
спора должны быть согласованы между сторонами с учетом типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016
№ 1156.

Разрешая требования истца, третьего лица о взыскании судебной неустойки, суд первой инстанции руководствовался ст. 308.3 ГК РФ и учитывая наличие оснований для возложения на ответчика исполнения обязательств в натуре, характера указанных обязательств, установил размер подлежащей уплате неустойки в случае неисполнения ответчиком решения суда об обязании совершить определенные действия, по 150 руб. за каждый день неисполнения решения суда, которая подлежит начислению по истечении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и правильном применении
норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней о том, что договор на вывоз ТБО между сторонами является заключенным, об отсутствие оснований для пакетного сбора мусора и заключении в связи с этим договора, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, в связи со следующим.

В соответствии с соглашением, заключенным Дата изъята между ООО «РТ-НЭО Иркутск» и Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области № 318 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории
Иркутской области», ООО «РТ-НЭО Иркутск» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Иркутской области
(Зона 2- Юг) и оказывает услуги с Дата изъята .

Таким образом, ООО «РТ-НЭО Иркутск» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, в том числе граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах на территории Иркутской области (Зона 2-Юг).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016
№ 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила № 1156), которыми установлены порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 1 Правил № 1156).

Согласно ст. 24.7 Закона «Об отходах производства и потребления», договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в
соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не
противоречащими законодательству Российской Федерации положениями
(п. 5).

Форма такого типового договора (далее - Типовой договор) утверждена пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и
внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».

Судом исследован договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размещенный на сайте ООО «РТ-НЭО Иркутск» (далее - Договор) и Типовой договор.

Содержание Договора, размещенного на сайте ООО «РТ-НЭО Иркутск», а также опубликованного в газете «Областная» № 145/1902 от
26.12.2018 на стр. 33 электронный вариант https://www.ogirk.ru/wD-content/uploads/sm-issue-prin.. отличается от содержания Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

Пунктом 3 раздела I Типового договора в договоре указывается
нужный способ складирования ТКО - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных
площадках, в пакеты или другие емкости (указываются какие), предоставленные региональным оператором.

Пунктом 10 Правил № 1156 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах
(при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

При этом потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к типовому договору.

В пункте 3 раздела I Договора региональным оператором определены способы складирования твердых коммунальных отходов:

- в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов;

- в бункеры, расположенные на контейнерных площадках.

Вместе с тем в Договоре отсутствует способ складирования ТКО в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В силу п. 5 ст. 24.7 Закона «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с ТКО между региональным оператором и собственником отходов заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор об оказании услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Закон «Об отходах производства и потребления» и Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами», не содержат норм, позволяющих региональным операторам устанавливать или исключать по своему усмотрению содержание Типовых договоров, в том числе в части способов складирования ТКО.

Указанные нормативные правовые акты подлежат обязательному исполнению региональным оператором.

Таким образом, решение суда в части признания незаключенным договора по сбору и вывозу ТКО является законным и обоснованным.

Ссылка в апелляционной жалобе о том, что территориальной схемой обращения с отходами Иркутской области не предусмотрен пакетный (бестарный) способ сбора ТКО, не влечет отмены решения суда.

Приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр утверждена Территориальная схема обращения с отходами в Иркутской области.

В соответствии с разделом IV «Места накопления отходов в Иркутской области». Система накопления ТКО в Иркутской области (в редакции приказов Министерства от 29.12.2017, от 28.09.2018, от 29.05.2020, от 07.12.2021, с изм. от 07.02.2022) сбор отходов от населения частного жилищного фонда в основном осуществлялся бестарным способом по утвержденному графику.

Далее, с учетом внесенных Министерством изменений в Территориальную схему, складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

- в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

- в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

- в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Кроме того, Постановлением Правительства Иркутской области от 12.12.2016 № 780-пп утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Иркутской области (далее -Порядок).

Пунктом 10 Порядка определено, что в случаях, предусмотренных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, за исключением ТКО, образующихся в многоквартирном доме, ТКО могут складироваться без использования контейнеров, с использованием специально предназначенных для этого мешков, предоставляемых потребителям региональным оператором.

Положения пунктов 9 - 12, 15 Правил № 1156 регулируют вопросы складирования потребителем ТКО в местах (площадках) их накопления.

Вместе с тем, по смыслу абз. 8 п. 2 Правил № 1156 погрузка ТКО в мусоровоз в целях транспортирования может осуществляться региональным оператором из иных мест, не являющихся местами (площадками) их накопления.

Прием отходов для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения является сбором отходов (ст. 1 Закона
«Об отходах производства и потребления»).

Региональный оператор может осуществлять сбор ТКО от потребителей непосредственно из мест (источников) их образования, данные о которых содержит территориальная схема обращения с отходами. С учетом того, что при складировании ТКО в пакеты или другие емкости, предоставляемые региональным оператором, накопление отходов не осуществляется, муниципальное образование должно определять места их сбора региональным оператором. При этом обустройство площадок накопления ТКО в таком случае не требуется.

Складирование ТКО в пакеты или другие емкости, предоставляемые региональным оператором, не предполагает создания площадки в точке их сбора региональным оператором (п. 27 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023).

Судом первой инстанции установлено, что реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования
г. Иркутск, утвержденный постановлением администрации г. Иркутска, не содержит сведений о месте (площадке) накопления ТКО, источником образования которых является жилой <адрес изъят>

Судом первой инстанции учтено, что место складирования ТКО по адресу: <адрес изъят> с учетом требований п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), отсутствует.

В соответствии с п.п. «в» п. 10 Правил № 1156 предусмотрено право потребителя на получение услуги по сбору и вывозу ТКО бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках).

При этом, судебная коллегия учитывает, что региональный оператор вправе обратиться с просьбой о внесении изменений в Территориальную схему в части указанного жилого дома.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд не привлек к участию в деле ООО «ИТК» оказывающему услуги по транспортированию ТКО, не влияет на законность принятого решения суда, поскольку права и обязанности ООО «ИТК» данным решением суда не затрагиваются.

Кроме того, ходатайств о привлечении к участию в деле каких-либо лиц, сторонами не заявлялось. ООО «ИТК» решение не обжаловано.

Между тем, ООО «Р"Г-НЭО Иркутск» является региональным оператором и исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, в том числе граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах на территории Иркутской области.

Довод апелляционной жалобы о том, что договор по вывозу ТКО является заключенным с истцами, что подтверждается решением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Иркутска от 14.12.2023, апелляционным определением от 18.03.2024 по гражданскому делу по иску о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку судебные акты по указанному делу преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют, предметом рассмотрения указанного дела являлись иные обстоятельства.

Решением суда на ООО «РТ-НЭО Иркутск» возложена обязанность заключить с истцом договор на предоставление коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО в порядке, предусмотренном п.п. «в» п. 10 Правил обращения с ТКО № 1156.

Как выше указано, собственник ТКО обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях Типового договора, который может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Судом первой инстанции при вынесении решения учтено, что собственник жилого дома по адресу: <адрес изъят>, неоднократно в течение четырех лет (с начала Дата изъята года) обращалась к
ООО «РТ-НЭО Иркутск» по вопросу заключения договора на оказание услуг по сбору и вывозу ТКО, которые региональным оператором были оставлены без удовлетворения, а также в администрацию г. Иркутска, министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, прокуратуру и Службу жилищного и строительного надзора Иркутской области, по вопросу необоснованного начисления со стороны ООО «РТ-НЭО Иркутск» задолженности за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отсутствие факта предоставления такой услуги, и уклонения регионального оператора от заключения договора на сбор и вывоз ТКО на условиях Типового договора в пакеты или другие емкости, предоставляемые региональным оператором.

Довод апелляционной жалобы о том, что на расстоянии менее 100 метров находится контейнерная площадка, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку судом установлено, что место складирования ТКО по адресу: <адрес изъят>, с учетом требований п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), отсутствует.

Доводы апелляционной жалобы в своей совокупности сводятся к несогласию ответчика с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, при этом не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы.

Апелляционная жалоба и дополнения к ней не содержат иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнений, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

                

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 14 марта 2024 года, с учетом определения суда об исправлении описки от 26 марта 2024 года, по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Т.В. Николаева

Судьи

Н..А.Сальникова

А.Л. Малиновская

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 июля 2024 года.

33-5294/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Горячева Екатерина Андреевна
Ответчики
ООО РТ-НЭО Иркутск
Другие
Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области
Администрация г. Иркутска
Горячева Оксана Александровна
Маркова Елена Евгеньевна
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
23.05.2024Передача дела судье
17.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
23.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2024Передано в экспедицию
25.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее