24RS0017-01-2020-001788-88
2.211
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2023 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Елисеевой А.Л.,
судей Абрамовича В.В., Шиверской А.К.,
при ведении протокола помощником судьи Медведевой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамовича В.В. гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», Министерству лесного хозяйства Красноярского края о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ответчика КГКУ «КрУДор»
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 27 июля 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края удовлетворить.
Возложить на Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» (№) обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, МО Мининский сельсовет, автомобильная дорога «Подъезд к садовым обществам ж.-д. пл. Тростнецово» в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Возложить на Министерство лесного хозяйства Красноярского края (№) обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную в границах кадастрового квартала №, в районе МО Мининский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, вблизи автомобильной дороги «Подъезд к садовым обществам ж.-д. пл. Тростнецово в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» (№) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства Красноярского края (№) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», Министерству лесного хозяйства Красноярского края о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что на территории Емельяновского района Красноярского края расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов в радиусе 15 км от контрольной точки аэродрома Красноярск (Емельяново) в СНТ «Коммунар». Приведенная свалка содержит твердые коммунальные отходы, объемом более 1 куб.м. и находится на земельном участке, принадлежащим на праве собственности субъекту Российской Федерации – Красноярскому краю и предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», а также частично на землях лесного фонда.
Истец просил суд, с учетом уточнений, возложить на КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» обязанность по ликвидации в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, МО Мининский сельсовет, автомобильная дорога «Подъезд к садовым обществам ж.-д. пл. Тростенцово» - площадью 49,0 кв.м. с точками координат, указанными на стр. 36 заключения эксперта №060-02/2011 от 09.02.2022 года. Возложить обязать на Министерство лесного хозяйства Красноярского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке в границах кадастрового квартала №, площадью 206,0 кв.м. с точками координат, указанными на стр. 36 заключения эксперта №060-02/2011 от 09.02.2022 года.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель КГКУ «КрУДор» Стручалина Е.Ю. просит решение суда отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что КГКУ «КрУДор» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку на основании контракта, заключенного с АО «КрайДЭО», содержание автомобильных дорог общего пользования, в том числе автомобильной дороги «Подъезд к садовым обществам ж.д. пл. Тростенцово», по полосе отвода, очистке от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах, осуществляется подрядной организацией. Кроме того указывает на нарушение судом принципа определенности удовлетворения исковых требований, поскольку в резолютивной части решения не указаны координаты характерных точек свалки ТБО в границах земельного участка.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя КГКУ «КрУДор» Стручалину Е.Ю., представителя ООО «Красноярская Рециклинговая Компания» - Дудник А.В., представителя АО «КрайДЭО» - Базареву Е.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Частью 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ определено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Из положений ст. 42 ЗК РФ следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из положений ст. 62 ЗК РФ следует, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации – Красноярскому краю, предоставлен КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» на праве постоянного (бессрочного) пользования с 18.08.2014 года (т.1 л.д. 107-109).
Земельный участок в границах кадастрового квартала № отнесен к землям лесного фонда, расположен в Мининском лесничестве, Крутокачинское участковое лесничество, квартал 21 (часть выдела 3, 25).
14.04.2020 года ООО «Аэропорт Емельяново» обратилось в Красноярскую природоохранную прокуратуру с сообщением о выявленных в ходе мониторинга территории международного аэропорта Красноярск несанкционированных свалок, в том числе находящейся в радиусе 15 км от контрольной точки аэродрома Красноярск (Емельяново) в СНТ «Коммунар» на земельном участке, принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» (т.1 л.д. 12-14).
Актом выявления места несанкционированного размещения ТКО №108, составленным 17.12.2019 года ООО «Красноярская рециклинговая компания», установлен факт несанкционированного размещения ТКО на земельном участке с кадастровым номером №, подтвержденный фотоматериалами (т.1 л.д. 86-88).
19.12.2019 года директором ООО «Красноярская рециклинговая компания» в адрес Агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, КГКУ «КрУДор», Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края направлены уведомления об обнаружении несанкционированной свалки и необходимости ее ликвидации (т.1 л.д. 89-94).
14.01.2020 года в ответ на уведомление КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» сообщило о ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в полосе отвода автомобильной дороги «Подъезд к садовым обществам ж.-д. пл. Тростенцово» подрядной организацией в срок до 27.01.2020 года (т.1 л.д. 96-97).
Сообщением от 06.04.2020 года КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» проинформировало ООО «Красноярская рециклинговая компания» о ликвидации несанкционированной свалки ТКО, располагавшейся в полосе отвода автомобильной дороги «Подъезд к садовым обществам ж.-д. пл. Тростенцово» км 1+405 (справа) подрядной организацией (т.1 л.д. 126).
В подтверждение указанных обстоятельств КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» представлен государственный контракт ТЭ № Ф.2017.527846 от 04.12.2017 года, заключенный с ГП КК «Дорожно-эксплуатационная организация» (подрядчик) на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, включая автомобильную дорогу «Подъезд к садовым общества ж.-д. пл. Тростенцово», п. 4.2.39 которого на подрядчика возложена обязанность по проведению необходимых мероприятий по охране окружающей среды (т.3 л.д. 38-53).
Во исполнение приведенного контракта 20.01.2020 года АО «Красноярская дорожно-эксплуатационная организация» (заказчик) заключило с МУП Емельяновского района «Эколог» (исполнитель) договор на оказание услуг по сбору, транспортированию твердых отходов IV-V класса опасности, не относящихся к коммунальным №Ф-5-21/4-2020, в рамках которого исполнитель принял на себя обязательства оказать услуги по сбору, транспортированию твердых отходов и передачу их для захоронения на полигон АО «Автоспецбаза», расположенный в Емельяновском районе Красноярского края по адресу: 22-й км Енисейского тракта, 6-й км по направлению к д. Частроостровское (т.1 л.д. 168-172).
Вместе с тем, 18.06.2020 года актом выявления места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов № 89 установлено наличие места несанкционированного размещения ТКО в пределах кадастрового квартала № по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, СНТ «Коммунар» (т.1 л.д. 103-106).
На основании заявки СНТ «Коммунар» от 07.09.2020 года о ликвидации за счет товарищества несанкционированной свалки объемом 40 куб.м в районе пл.Тростенцово Емельяновского района, между последним и ООО «Красноярская рециклинговая компания» 21.09.2020 года был заключен договор №КРК/И-503 на оказание услуг по обращению с ТКО, предусматривающий разовый вывоз в сентябре 2020 года ранее накопленных отходов объемом 30 куб.м., а также договор от №КРК/И-504 на оказание услуг по обращению с ТКО, предусматривающий вывоз отходов, начиная с 01.05.2021 года (два раза в неделю в период с мая по сентябрь ежегодно с 2021 года по 2028 год) (т.1 л.д. 203-216).
Также ООО «Красноярская рециклинговая компания» заключены договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с СНТ «Парус» (договор №КРК/И-508 от 24.09.2020 года), СНТ «Агростроевец» (договор №КРК/И-507 от 24.09.2020 года) и ТСН-СНТ «Изумруд» (договор №КРК/М-505 от 23.09.2020 года), расположенными по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Тростнецово и ж/п. Агростроевец (т.1 л.д. 218-240).
Осуществление мероприятий по уборке ТКО с места их несанкционированного размещения на земельном участке в границах кадастрового квартала № подтверждается актом ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в объеме 30 куб.м от 25.09.2020 года (т.1 л.д. 191).
По завершении работ по частичной ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, 20.11.2020 года сотрудниками ООО «Красноярская рециклинговая компания» проведен осмотр ранее выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в районе СНТ «Коммунар», в ходе которого установлены географические координаты места несанкционированного размещения отходов в границах кадастровых кварталов № и №, ориентировочный объем отходов – 90 куб.м. (т.1 л.д. 194).
Актом проведения планового (рейдового) осмотра, обследования №2258 от 15.12.2020 года, составленным Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, подтверждается наличие несанкционированной свалки ТКО в Емельяновском районе, вблизи СНТ «Коммунар», на земельном участке в кадастровом квартале №, собственность на который не разграничена (т.2 л.д. 25-28).
Обращаясь в суд с иском о возложении на ответчиков обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, истец ссылался на невыполнение ответчиками обязанности по обеспечению сохранности находящегося у них земельного участка от засорения и захламления отходами производства и потребления.
Возражая относительно существа заявленных требований, КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» ссылалось на надлежащее исполнение указанной обязанности и ликвидации свалки силами подрядной организации - АО «КрайДЭО» на основании заключенного с последним государственного контракта.
В ходе рассмотрения дела судом, по ходатайству представителя администрации Емельяновского района Красноярского края Серебряковой А.Г., была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Кадастровый центр «Альтернатива» (т.2 л.д. 138-139).
Как следует из заключения эксперта и дополнения к нему ООО «Кадастровый центр «Альтернатива» №060-02/2022 от 09.02.2022 года (т.2 л.д. 161-197, т. 3 л.д. 134-167), в ходе проведения сравнительного исследования экспертом выявлены наложения (пересечения) установленных (определенных) границ (частей границ) места размещения несанкционированной свалки отходов производства и потребления общей площадью 255 кв.м, из которой 49 кв.м - с границами земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, МО Мининский сельсовет, автомобильная дорога «Подъезд к садовым обществам ж.-д. пл. Тростенцово» и 206 кв.м – с землями лесного фонда Мининское лесничество, Крутокачинское участковое лесничество, квартал №21, (часть выдела 3,25).
В ходе проведения исследования экспертом с помощью программы Google Earth проанализированы весенние, летние и осенние периоды с августа 2005 года по июль 2021 года, в ходе которого установлено, что в границах места размещения несанкционированной свалки ТКО в указанные периоды времени визуализируется постоянное захламление данной территории бытовыми и промышленными отходами, которое, в том числе, установлено и при исследовании на местности, проведенном 16.11.2021 года.
В ходе судебного разбирательства, в связи с возникшими вопросами относительно проведенной судебной экспертизы, судом была допрошена эксперт Краснова Т.Ю. (т.3 л.д. 181-184), которая поясняла, что выход на местность с целью установления нахождения несанкционированной свалки по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, МО Мининский сельсовет, автомобильная дорога «Подъезд к садовым обществам ж.-д. пл. Тростенцово» осуществлен в ноябре 2021 года. Несмотря на первый снег, внешний контур свалки установлен и располагался ближе к древесно-кустарниковой растительности, около 2,5 м в высоту, при продвижении к лесу объем свалки увеличивался и свидетельствовал о постоянном (длительном) складировании ТКО. При наложении координат установлено расположение указанной свалки на землях лесного фонда (в большей части) и земельном участке в полосе отвода автомобильной дороги. Дополнив, что с момента проведения исследования – ноябрь 2021 года до момента рассмотрения дела в суде (июль 2022 года) объем несанкционированной свалки мог измениться в сторону увеличения, в связи с чем, координаты свалки, изложенные в заключении, не отражают действительную ситуацию.
Заключение судебной экспертизы получило мотивированную оценку в оспариваемом решении, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Заключение эксперта полностью соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», оно дано в письменной форме, содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, конкретные ответы на поставленные судом вопросы, является последовательным, не допускает неоднозначного толкования. Кроме того, следует отметить, что заключение эксперта не противоречит совокупности имеющихся в материалах дела доказательств.
Согласно представленному стороной истца акту выездного обследования №594 от 01.07.2022 года, несанкционированная свалка отходов ТКО не ликвидирована.
В нарушение положений статьи 56 ГПК РФ ответчиками не представлены надлежащие доказательства устранения нарушений природоохранного законодательства, уборки территории земельного участка от находящегося на нем мусора.
Разрешая заявленные исковые требования, установив факт образования несанкционированной свалки отходов ТКО на земельном участке, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании КГКУ «КрУДор», и части земельного участка отнесенного к землям лесного фонда, функции по охране которого осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края, суд правомерно применил к спорным правоотношениям ст. ст. 210, 269 ГК РФ, положения Земельного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», пришел к выводу о том, что ответственность за непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки несут ответчики, однако, обязанность по содержанию земельного участка ответчики не исполняют. Несмотря на проводимые мероприятия по очистке данной территории, несанкционированная свалка ТКО имеет постоянное местоположение. В связи с этим суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, определив, в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ, срок исполнения решения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и требованиях закона.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
Довод апелляционной жалобы о том, что КГКУ «КрУДор» является ненадлежащим ответчиком, поскольку между ним и АО «КрайДЭО» заключен государственный контракт ТЭ № Ф,2017.527846 от 04.12.2017 года на выполнение всего комплекса работ по содержанию автомобильных дорог, в том числе автомобильной дороги «Подъезд к садовым обществам ж.д. пл. Тростенцово» на период с 01.01.2018 года по 31.12.2020 года, а также государственный контракт ТЭ-352/20 от 30.12.2020 года на период с 01.01.2021 года по 31.12.2023 года, судебная коллегия считает подлежащими отклонению, поскольку, действующее законодательство не освобождает ответчика, за которым закреплен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, от возложенных на него законодательством обязанностей, в том числе по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления.
Разрешая требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что земельный участок находится в собственности Красноярского края, с 18.08.2014 года закреплен на правах постоянного (бессрочного) пользования за КГКУ «КрУДор», соответственно, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на земельном участке с кадастровым номером №, обоснованно возложена на КГКУ «КрУДор», осуществляющего полномочия собственника в отношении названного краевого имущества.
Действуя как собственник, с разумной степенью добросовестности, КГКУ «КрУДор» должно было принять меры к недопущению образования несанкционированной свалки и ее незамедлительной ликвидации.
Ссылки в жалобе на то, что в резолютивной части решения отсутствует указание координат характерных точек свалки ТБО в границах земельного участка, чем нарушен принцип удовлетворения исковых требований, не влекут отмену решения, поскольку в решении конкретно указан адрес земельного участка, в границах которого расположена несанкционированная свалка. Кроме того, как поясняла в судебном заседании суда первой инстанции эксперт Краснова Т.Ю., объем несанкционированной свалки может измениться в сторону увеличения, в связи с чем, координаты свалки, изложенные в заключении, не отражают действительную ситуацию. При этом ответчик не лишен права обратиться за разъяснением исполнительного документа.
Судом первой инстанции в решении правильно приведены и проанализированы в их совокупности нормы права, регулирующие рассматриваемые правоотношения и подлежащие применению в данном деле, выводы суда, изложенные в решении, мотивированны и соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, приведенных в решении, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 27 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика КГКУ «КрУДор» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: