ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88а-5380/2021
24 марта 2021 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П.,
судей Анатийчук О.М., Войты И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца ООО «Родные просторы» Густова В.Ф. на решение Тверского областного суда от 9 июня 2020 года (дело № 3а-1/2020), апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 октября 2020 года (дело № 66а-4433/2020) по административному делу по административным искам ООО «ИНТЕРШИНА», Воробьева В.А., Мирзикашвили Ш.Д., Парфенова Е.Г., Сивкова Д.В, Степанова С.В., Васильева Д.А., ООО «Автотранс», ООО «Ориент-Авто», ООО «Тверьавтотранс», ООО «Родные просторы» об оспаривании постановления Правительства Тверской области от 30 июля 2019 года № 298-пп «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области, муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского округа город Тверь, муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования Тверской области «Калининский район».
Заслушав доклад судьи Войты И.В., выслушав объяснения представителя ООО «Родные просторы» по доверенности Густова В.Ф., поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителей Губернатора Тверской области и Правительства Тверской области по доверенности Мельничук А.А. и Цветковой М.А., возражения представителя Министерства транспорта Тверской области по доверенности Новожиловой А.В., относительно доводов кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В., полагавшей необходимым в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
постановлением Правительства Тверской области от 30 июля 2019 года № 298-пи (далее - Постановление № 298-пп), утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области, муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского округа город Тверь, муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования Тверской области «Калининский район» (далее также - Документ планирования).
Постановление № 298-пп опубликовано в газете «Тверские ведомости» № 32 от 7-13 августа 2019 года и размещено на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 31 июля 2019 года.
Разделом 1 «Муниципальные маршруты регулярных перевозок городского округа город Тверь, муниципального образования Тверской области «Калининский район» и разделом 2 «Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в Тверской области» Документа планирования, в отношении ряда маршрутов предусмотрены мероприятия по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом путём изменения в первом квартале 2020 года вида регулярных перевозок с регулярных перевозок посредством нерегулируемых тарифов на регулярные перевозки по регулируемым тарифам и заключение государственных контрактов для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в четвертом квартале 2019 года.
ООО «ИНТЕРШИНА», ООО «Тверьавтотранс», индивидуальный предприниматель Воробьев В.А., индивидуальный предприниматель Парфенов Е.Г., ООО «Ориент-Авто», индивидуальный предприниматель Мирзикашвили Ш.Д., индивидуальный предприниматель Степанов С.В., индивидуальный предприниматель Сивков Д.В., ООО «Автотранс», индивидуальный предприниматель Васильев Д.А. обратились в суд с административным иском об оспаривании отдельных положений раздела 1 Документа планирования по мотивам несоответствия их части 3 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закона № 220-ФЗ), а также нарушения Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Тверской области и экспертизы нормативных правовых актов Тверской области.
20 января 2020 года с административным иском о признании недействующим пункта 49 раздела 2 того же Документа планирования, предусматривающего изменение вида регулярных перевозок в отношении межмуниципального маршрута регулярных перевозок № 222 («деревня Никулино улица Артюхиной, 17»), в Тверской областной суд обратилось общество с ограниченной ответственностью «Родные просторы» (далее также - ООО «Родные просторы»), являвшееся перевозчиком по данному маршруту, имеющее свидетельство об осуществлении перевозок сроком действия до 6 мая 2024 года.
Требования мотивированы тем, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит части 3 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ, статьям 15, 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЭ «О защите конкуренции», принято с нарушением компетенции органов местного самоуправления города Твери и Калининского района Тверской области и превышением полномочий Правительства Тверской области.
Отсутствие конкретной даты, с которой изменится вид регулярных перевозок, по мнению административного истца, создает неопределенность для участников данного рынка, вызывает неоднозначное толкование и является основанием для признания оспариваемой нормы недействующей.
Определениями суда от 9 октября 2019 года и 1 июня 2020 года административные дела объединены в одно производство.
Решением Тверского областного суда от 9 июня 2020 года в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Воробьева В.А., ООО «Автотранс», ООО «Ориент-Авто», ООО «ТверьАвтоТранс», ООО «Родные просторы» - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО «Родные просторы» ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в части, признать пункт 49 раздела 2 Документа планирования недействующим с момента его принятия, указывая на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в частности, статьи 12 и 18 Федерального закона № 220-ФЗ, статьям 15, 16 Федерального закона «О защите конкуренции».
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Правительством Тверской области и Министерством транспорта Тверской области принесены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, возражения представителей административных ответчиков, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 КАС РФ).
Таких нарушений суды первой и апелляционной инстанций не допустили.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 7 статьи 231 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, о том, что оспариваемый нормативный акт соответствует нормам федерального и регионального законодательства, принят административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры, порядка, формы его принятия и права ООО «Родные просторы» его принятием в оспариваемой части не нарушаются.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом № 220-ФЗ.
Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, поименованного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ).
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными выше, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а не урегулированные ни федеральным, ни региональным законодательством - муниципальными нормативными правовыми актами (части 2 и 3 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ).
Пунктом 16-18 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
В силу пунктов 17 и 18 части 1 статьи 3 названного Федерального закона к регулярным перевозкам по регулируемым тарифам относятся регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; а к регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам осуществляются на основании заключенного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта и выданной на срок его действия карты маршрута регулярных перевозок (части 2 и 8 статьи 14).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному и межмуниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17).
В соответствии с частью 1 статьи 18 названного Федерального закона изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному и межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу (часть 2 статьи 18).
Сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (часть 3 статьи 18).
Таким образом, обязательным условием для изменения вида перевозок является закрепление такого решения в документе планирования регулярных перевозок и уведомление об этом решении лиц, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Выполнение данной обязанности направлено на обеспечение соблюдения публичных интересов, заключающихся в развитии регулярных перевозок и эффективном решении вопросов надлежащего транспортного обслуживания населения органами государственной власти и местного самоуправления относящихся к их компетенции, в том числе посредством государственного регулирования тарифов на перевозки и предоставления всех утвержденных льгот, и частных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
На основании пункта 6 части 1, части 6 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ вступление в силу предусмотренного статьей 18 названного Федерального закона решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам является основанием для прекращения уполномоченными органами действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок.
Согласно частям 2 и 6 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ, с момента наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части 1, действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается, а действие карт маршрута регулярных перевозок прекращается со дня прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту (часть 6 той же статьи).
Таким образом, принятие уполномоченным органом решения об изменении вида регулярных перевозок в рамках реализации полномочий по решению вопросов в сфере организации транспортного обслуживания населения на соответствующей территории предполагает последующее принятие решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок вне зависимости от срока его действия.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Родные просторы» является перевозчиком, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 222 («деревня Никулино-улица Артюхиной, 17») Тверской области на основании свидетельства об осуществлении перевозок сроком действия до 6 мая 2024 года.
5 августа 2019 года Министерством транспорта Тверской области в адрес административного истца направлено уведомление об изменении на основании Документа планирования вида регулярных перевозок в первом квартале 2020 года, но не ранее 3 февраля 2020 года, с регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на регулярные перевозки по регулируемым тарифам.
Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карты маршрута регулярных перевозок административных истцов после 3 февраля 2020 года прекратило своё действие.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемые положения Документа планирования, не нарушают права административного истца в указанных в административном исковом заявлении аспектах, соответствуют Федеральному закону № 220-ФЗ, не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ влечет принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судебной коллегией отклоняются доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений части 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ, поскольку вопросы изменения вида регулярных перевозок урегулированы специальной нормой (статьёй 18 Федерального закона № 220-ФЗ).
Вопреки доводам кассационной жалобы, существенных нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативного акта не допущено, о чём подробно мотивировано в обжалуемых судебных актах
Иные доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемых решений, поскольку не опровергают выводы судов, а сводятся к изложению правовой позиции административного истца, выраженной в судах нижестоящих инстанций, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных актах в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Тверского областного суда от 9 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Родные просторы» – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи