К делу № 2-1633/19
Р— Рђ Рћ Р§ Рќ Рћ Р• Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
14.03.2019 г. г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Ермолова Г.Н.
секретаря Щегольковой М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования г. Краснодар к Мирошникову Ю.Ю. о сносе самовольной постройки,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Администрация МО г. Краснодар обратилась в суд с иском к Мирошникову Ю.Ю. о сносе самовольно возведенной постройки. Требования мотивируют следующим: в ходе проведения визуальной фиксации земельного участка управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
<адрес> размещены две антенные опоры для размещения теле-радио-коммуникационного оборудования и шиномонтаж.
По сведениям департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения о земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют, разрешение па строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию департаментом не выдавались.
По сведениям администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ №, информация о выдаче разрешения на строительство или иной разрешительной документации на земельный участок с кадастровым номером № отсутствует.
Наличие указанных фактов подтверждается следующими доказательствами: - актом визуальной фиксации использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах па объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для садоводства», расположенного по адресу: <адрес> принадлежит ответчику на праве собственности (запись регистрации №). Допущенное нарушение ответчиком норм действующего законодательства, создает угрозу жизни и здоровья граждан, которые будут эксплуатировать спорные объекты, так и для лиц, проживающих по соседству с ними на смежном земельном участке, что является грубейшим нарушением части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В связи с чем, истец просит суд. снести антенные опоры, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В случае, если ответчик не исполнят решение суда в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за свой счет, с взысканием с ответчиков необходимых расходов и демонтировать сооружение (шиномонтаж), расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца Администрации МО г. Краснодар по доверенности в судебном заседании поддержал исковые требования просил их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Мирошников Ю.Ю. в судебном заседании не явился о дне, времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом, о причине своей неявки суду не доложил.
С согласия истца, и в соответствии со ст. 233 ГПК, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав позиции сторон, исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территории.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст. 42 ЗК РФ).
В силу пункта 3 статьи 85 ЗК РФ собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков вправе использовать их в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии с п. 22 ст. 2 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п.6 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар» правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Как установлено судом, ответчику принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Указанный земельный участок находится в территориальной зоне – «СХ.1» - зона садоводческих товариществ.
В результате градостроительного зонирования, регламентированного статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также согласно статье 32 Правил землепользования и застройки земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне «Зона садоводческих товариществ (СХ.1)»: Предельные параметры земельных участков и разрешенного строительства:
минимальный отступ зданий, сооружений, строений и сооружений вспомогательного использования от границы, отделяющей земельный участок от территории общего пользования - 3 метра (за исключением навесов, беседок, мангалов, вольеров); минимальный отступ зданий, сооружений, строений и сооружений вспомогательного использования от границ смежных земельных участков (за исключением навесов, беседок, мангалов, вольеров) - 1 метра; максимальный процент застройки земельного участка - 30%;
К объектам капитального строительства пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, относящихся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору).
В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
По смыслу пункта 3 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесены к особо опасным и технически сложным объектам, строительство которых требует получения разрешения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) линейно-кабельные сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи; сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
Подпунктом 14.1 статьи 2 Закона о связи определено, что к особо опасным, технически сложным сооружениям связи отнесены сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
Частью 1 статьи 8 Закона о связи установлено, что сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав, на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 68 (далее - Положение № 68), закреплено, что под линейнокабельными сооружениями связи понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи. К линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (пункт 2 Положения № 68).
Разделом «Особенности заполнения макета консолидированных форм «С-1, С-2» Порядка представления сведений по формам федерального статистического наблюдения юридическими лицами, оказывающими услуги связи на основании лицензии, утвержденного письмом Минкомсвязи России от 19.03.2015 № НН-П14-4332 «О порядке представления статистической отчетности» установлено, что в строке 6752 «Антенномачтовые сооружения для сотовой связи» указываются данные по сооружениям для сотовой связи, функционально предназначенным для размещения оборудования связи (мачты, башни, столбы). При этом столбами являются монолитные железобетонные или сборные металлические (стальные) на болтовых соединениях сооружения высотой до 50 метров, устанавливаемые в буровых скважинах с подготовкой из монолитного бетона, просыпкой щебнем, укрепляемые ригелями, или на фундаментах столбчатого, свайного типа с заглублением до 5 метров. Под мачтами понимаются сборно-разборные инженерные сооружения (решетчатая призма) высотой до 70 метров, устанавливаемые на столбчатых, либо свайных фундаментах с заглублением до 3 метров, раскрепленные оттяжками, количество которых зависит от высоты подъема мачты, прикрепляемыми к бетонным фундаментным блокам. Башни, представляют, из себя конструкции поэлементной сборки до 100 метров и выше, устанавливаемые на фундаменты, проектируемые в соответствии с конкретными инженерно-геологическими условиями.
Следовательно, названные линейно-кабельные сооружения связи (объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи (статья 2 Закона о связи)), являются объектами недвижимости, подлежащими обязательной государственной регистрации.
РР· пункта 39 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 23.06.2015 в„– 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (далее - постановление в„– 25) следует, что недвижимой вещью, участвующей РІ обороте как РѕРґРёРЅ объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса РІ качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений Рё иных вещей, которые либо расположены РЅР° РѕРґРЅРѕРј земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные РґРѕСЂРѕРіРё, линии электропередачи, трубопроводы Рё РґСЂСѓРіРёРµ линейные объекты). РџСЂРё этом РІ едином государственном реестре нрав РЅР° недвижимое имущество регистрируется право собственности РЅР° совокупность указанных объектов РІ целом как РѕРґРЅСѓ недвижимую вещь.
Таким образом, антенная опора отвечает признакам как объекта капитального строительства в смысле, определенном в статье 1 Градостроительного кодекса, так и объекта недвижимости, поскольку являются - сложными объектами, неразрывно связаны с землей в силу наличия у них фундамента, технологически образуют единое целое, части которого взаимосвязаны, имеют общее целевое назначение, не носят вспомогательный по отношению к другому главному объекту характер, а также не являются временными постройками, так как предназначены для длительного использований в хозяйственной деятельности, носят затратный характер. В связи с чем, антенная опора является объектом капитального строительства, на размещение которого требуется разрешение на строительство.
На основании пункта 5 статьи 8, статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 26 Правил землепользования и застройки выдача разрешений на строительство отнесены к компетенции органа местного самоуправления, то есть администрации муниципального образования город Краснодар, при наличии у застройщика правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка и проектной документации.
Кроме того, размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, применяются требования Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Статьёй 2.5 Санитарных правил предусмотрено, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово- огородных участков.
Согласно статье 3.1 Санитарных правил проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Положениями статьи 5.1 Санитарных правил предусмотрено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Правил землепользования и застройки настоящие правила применяются наряду с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, сохранения окружающей природной среды и объектов культурного наследия, иными муниципальными правовыми актами по вопросам регулирования землепользования и застройки.
Пунктом 3 и 4 статьи 1 Правил землепользования и застройки установлено, что данные правила применяются в целях обеспечения жизни и здоровья людей, надёжности и безопасности зданий, строений и сооружений и обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
Судом установлено, что в ходе осуществления муниципального контроля за соблюдением земельного законодательства управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар по результатам проведения визуальной фиксации земельного участка управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, размещены две антенные опоры для размещения телерадиокоммуникационного оборудования и шиномонтаж.
По сведениям администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ №, информация о выдаче разрешения на строительство или иной разрешительной документации на земельный участок с кадастровым номером № отсутствует.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для садоводства».
Земельный участок, по адресу: <адрес> принадлежит Мирошникову Ю.Ю., согласно записи регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Судом установлено, что в отношении спорных объектов (двух антенных опор), расположенных по <адрес> присутствует квалифицирующий признак самовольной постройки:
возведение объекта без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений; возведение объекта на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.
Также судом установлено, что в отношении спорного объекта (шиномонтаж), расположенного по <адрес> присутствует квалифицирующий признак самовольной постройки:
- возведение объекта на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.
Наличие указанных фактов подтверждается- актом визуальной фиксации использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, допущенное нарушение ответчиком действующего законодательства создаёт угрозу жизни и здоровья граждан, которые будут эксплуатировать спорные объекты капитального строительства, так и для лиц, проживающих по соседству с ними, что является грубейшим нарушением части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 названной статьи (пункт 2).
Согласно правовой позиции, изложенной РІ Рї. 30 Постановление Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ N 10, Пленума Р’РђРЎ Р Р¤ N 22 РѕС‚ 29.04.2010 (ред. РѕС‚ 23.06.2015) "Рћ некоторых вопросах, возникающих РІ судебной практике РїСЂРё разрешении СЃРїРѕСЂРѕРІ, связанных СЃ защитой права собственности Рё РґСЂСѓРіРёС… вещных прав", РІ соответствии СЃРѕ статьей 130 ГК Р Р¤ объекты незавершенного строительства отнесены законом Рє недвижимому имуществу. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· пункта 1 статьи 222 ГК Р Р¤, самовольной постройкой признается РЅРµ только жилой РґРѕРј, РґСЂСѓРіРѕРµ строение, сооружение, РЅРѕ Рё РёРЅРѕРµ недвижимое имущество.
С учетом отмеченных обстоятельств, суд приходит к выводу, что возведенные антенные опоры и шиномонтаж являются самовольными строениями.
В связи с чем, требования о сносе самовольной постройки, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198,233-235 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Рсковые требования Администрации муниципального образования Рі. Краснодар Рє Мирошникову Р®.Р®. Рѕ СЃРЅРѕСЃРµ самовольной постройки,– удовлетворить.
Обязать Мирошникова Ю.Ю. снести антенные опоры, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В случае, если ответчик не исполнят решение суда в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за свой счет, с взысканием с ответчиков необходимых расходов.
Обязать Мирошникова Ю.Ю. демонтировать сооружение (шиномонтаж), расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В случае, если ответчик не исполнят решение суда в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за свой счет, с взысканием с ответчиков необходимых расходов.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, а ответчик может подать заявление об отмене заочного решения в течение семи дней с момента получения копии решения.
Председательствующий –